Напоминание

«Правда и вымысел в фильмах о войне: история и современность»


Автор: Наталья Михайловна Поддубская
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: П ДУБКИ
Наименование материала: Статья
Тема: «Правда и вымысел в фильмах о войне: история и современность»
Раздел: среднее образование





Назад




В СССР война 1941–1945 гг. была не только «самым значительным событием в истории»2, но и

главной темой в отечественном кинематографе, выполняя важную социальную функцию.

Американский историк Д. Янгблад убежден: «Советские кинематографисты преуспели в

возвращении советским людям аутентичной памяти войны»3. Экран формировал образ войны в

исторической памяти поколений вопреки официальной историографии. В наше время в условиях

формирования новой российской идентичности эта функция «важнейшего из искусств» снова

оказалась востребована, однако результаты «возвращения» войны в «культурную память»

настораживают.

Больше семидесяти лет отделяет нас от Великой Победы, почти не осталось в живых

свидетелей тех событий, Великая Отечественная война скрывается за горизонтом,

мифологизируется, это неизбежно. Кинематограф дает нам возможность не только открыть

«новый мир чужой культуры», но и попутешествовать по волнам собственной культурной

традиции.

Данная работа посвящена отечественному кинематографу 1941–2021 гг., раскрывающему тему

Великой Отечественной войны. Прослеживаются основные тенденции конструирования образов

героев ВОВ в разные периоды развития нашей страны. Она содержит результаты

социологического исследования, посвященного осмыслению уровня актуальности темы войны

для современной молодежи.

Гипотеза: Можно ли вызвать у молодежи интерес к историческому прошлому Родины

средствами кинематографа.

Актуальность работы: Изучение развития отечественного кинематографа посвященного тематике

Великой Отечественной войны в патриотическом пространстве современной России обусловлено

проблемой отсутствия концепции гражданского воспитания и выступает как индикатор

происходящих исторических, идеологических, социальных и культурных изменений советского и

постсоветского общества.

Цель исследования: пробудить у нынешнего поколения интерес к военным фильмам, в

особенности советского времени для того, чтобы никогда не забывался подвиг наших дедов и

прадедов и в принципе история нашей страны.

Предмет исследования: Кинематограф о Великой Отечественной войне, на которую существенно

повлияли исторические события, политические условия и художественно-эстетическими идеалы

ушедшей эпохи.

Задачи исследования:

1. Осуществить просмотр военных фильмов разных лет.

2. Проанализировать знания людей разного поколения о Великой Отечественной войне.

3. Сделать сравнительный анализ показа исторических реалий Великой Отечественной войны в

фильмах разных периодов.

4. Исследовать уровень зрительского восприятия и опыта.

4. Вызвать интерес у людей к российским военным фильмам.

5. Пробудить интерес к российской истории.

6. Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность.

7. Представить результаты исследования на конференции.

Методы исследования:

Изучение и обобщение;

Анкетирование;

Анализ;

Сравнение.

Ожидаемые результаты:

Данный проект послужит еще одним напоминанием для нашего народа о необходимости

бережного отношения к исторической памяти. Также я предполагаю, что этот проект будет

способствовать мотивации у молодежи поиску новой информации о неизвестных фактах ВОВ.

ГЛАВА I. Социологический исследование «Кино, как средство формирования исторических

знаний и средство социализации»

1.1 Представления зрителей о назначении и особенностей фильмов о войне.

Во время проведения исследования с октября 2020 по апрель 2021 мною были опрошены 20

человек разной возрастной категории ( 15 - 70 лет) по вопросам анкеты (Приложение 1).

Результатами исследования являются следующие данные:

1.100% респондентов ответили , что знают, когда была ВОВ и это замечательно.

2. Наиболее частым ответом на этот вопрос «Что такое подвиг?» является: "поступок,

осяществляемый в трудных,опасных ситуациях, совершающийся во имя других", но все-таки 16%

ответили не достоверно на данный вопрос, например: некоторые писали, что это мужественный

поступок, но мужественным поступком можно назвать любое благородное деяние, да, подвиг

тоже мужественный поступок, но все же смысл был раскрыт не до конца и поэтому не понятно,

что подразумевалось под словом - мужественный.

3. Все люди, независимо от возраста называли одни и те же имена, такие как: Алексей Маресьев,

Николай Гастелло, Александр Матросов и Георгий Жуков.

4. Большинству все же интересны военные фильмы, значит у многих есть интерес к познанию

истории России.

5. Больше всего просмотров современных фильмов 2019 года, такие как: "Т-34","Ржев",

"Сталинград" и "Битва за Севастополь"

6. Самым затруднительное в анкете было выбрать, какой фильм: советский или современный

более достоверен. Чуть больше половины ответили, что советские достоверны и проанализировав

это, я поняла, что так считают чаще всего взрослые люди, которые выросли на этих фильмах. 26%

считают, что современные - достоверны и здесь же большинство ответили подростки. 21%

воздержались от ответа, тем самым показав, что не все могут проанализировать фильм и

высказать свое мнение по нему.

7. 84% считают, что фильмы создаются для того, чтобы жила память о войне, о воинах, 16% же

считают, что фильмы создаются для воспитания патриотизма у молодежи.

8. У 31% нет пожеланий, 69% считают, что в новых фильмах должно быть больше исторической

правды и меньше спец.эффектов.

10.10% нет любимого фильма, 90% есть любимые фильмы, такие как: « А зори здесь тихие..», " Т-

34" и «17 мгновений весны».



В раздел образования