Автор: Наталья Михайловна Поддубская
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: П ДУБКИ
Наименование материала: Статья
Тема: «Правда и вымысел в фильмах о войне: история и современность»
Раздел: среднее образование
В СССР война 1941–1945 гг. была не только «самым значительным событием в истории»2, но и
главной темой в отечественном кинематографе, выполняя важную социальную функцию.
Американский историк Д. Янгблад убежден: «Советские кинематографисты преуспели в
возвращении советским людям аутентичной памяти войны»3. Экран формировал образ войны в
исторической памяти поколений вопреки официальной историографии. В наше время в условиях
формирования новой российской идентичности эта функция «важнейшего из искусств» снова
оказалась востребована, однако результаты «возвращения» войны в «культурную память»
настораживают.
Больше семидесяти лет отделяет нас от Великой Победы, почти не осталось в живых
свидетелей тех событий, Великая Отечественная война скрывается за горизонтом,
мифологизируется, это неизбежно. Кинематограф дает нам возможность не только открыть
«новый мир чужой культуры», но и попутешествовать по волнам собственной культурной
традиции.
Данная работа посвящена отечественному кинематографу 1941–2021 гг., раскрывающему тему
Великой Отечественной войны. Прослеживаются основные тенденции конструирования образов
героев ВОВ в разные периоды развития нашей страны. Она содержит результаты
социологического исследования, посвященного осмыслению уровня актуальности темы войны
для современной молодежи.
Гипотеза: Можно ли вызвать у молодежи интерес к историческому прошлому Родины
средствами кинематографа.
Актуальность работы: Изучение развития отечественного кинематографа посвященного тематике
Великой Отечественной войны в патриотическом пространстве современной России обусловлено
проблемой отсутствия концепции гражданского воспитания и выступает как индикатор
происходящих исторических, идеологических, социальных и культурных изменений советского и
постсоветского общества.
Цель исследования: пробудить у нынешнего поколения интерес к военным фильмам, в
особенности советского времени для того, чтобы никогда не забывался подвиг наших дедов и
прадедов и в принципе история нашей страны.
Предмет исследования: Кинематограф о Великой Отечественной войне, на которую существенно
повлияли исторические события, политические условия и художественно-эстетическими идеалы
ушедшей эпохи.
Задачи исследования:
1. Осуществить просмотр военных фильмов разных лет.
2. Проанализировать знания людей разного поколения о Великой Отечественной войне.
3. Сделать сравнительный анализ показа исторических реалий Великой Отечественной войны в
фильмах разных периодов.
4. Исследовать уровень зрительского восприятия и опыта.
4. Вызвать интерес у людей к российским военным фильмам.
5. Пробудить интерес к российской истории.
6. Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность.
7. Представить результаты исследования на конференции.
Методы исследования:
Изучение и обобщение;
Анкетирование;
Анализ;
Сравнение.
Ожидаемые результаты:
Данный проект послужит еще одним напоминанием для нашего народа о необходимости
бережного отношения к исторической памяти. Также я предполагаю, что этот проект будет
способствовать мотивации у молодежи поиску новой информации о неизвестных фактах ВОВ.
ГЛАВА I. Социологический исследование «Кино, как средство формирования исторических
знаний и средство социализации»
1.1 Представления зрителей о назначении и особенностей фильмов о войне.
Во время проведения исследования с октября 2020 по апрель 2021 мною были опрошены 20
человек разной возрастной категории ( 15 - 70 лет) по вопросам анкеты (Приложение 1).
Результатами исследования являются следующие данные:
1.100% респондентов ответили , что знают, когда была ВОВ и это замечательно.
2. Наиболее частым ответом на этот вопрос «Что такое подвиг?» является: "поступок,
осяществляемый в трудных,опасных ситуациях, совершающийся во имя других", но все-таки 16%
ответили не достоверно на данный вопрос, например: некоторые писали, что это мужественный
поступок, но мужественным поступком можно назвать любое благородное деяние, да, подвиг
тоже мужественный поступок, но все же смысл был раскрыт не до конца и поэтому не понятно,
что подразумевалось под словом - мужественный.
3. Все люди, независимо от возраста называли одни и те же имена, такие как: Алексей Маресьев,
Николай Гастелло, Александр Матросов и Георгий Жуков.
4. Большинству все же интересны военные фильмы, значит у многих есть интерес к познанию
истории России.
5. Больше всего просмотров современных фильмов 2019 года, такие как: "Т-34","Ржев",
"Сталинград" и "Битва за Севастополь"
6. Самым затруднительное в анкете было выбрать, какой фильм: советский или современный
более достоверен. Чуть больше половины ответили, что советские достоверны и проанализировав
это, я поняла, что так считают чаще всего взрослые люди, которые выросли на этих фильмах. 26%
считают, что современные - достоверны и здесь же большинство ответили подростки. 21%
воздержались от ответа, тем самым показав, что не все могут проанализировать фильм и
высказать свое мнение по нему.
7. 84% считают, что фильмы создаются для того, чтобы жила память о войне, о воинах, 16% же
считают, что фильмы создаются для воспитания патриотизма у молодежи.
8. У 31% нет пожеланий, 69% считают, что в новых фильмах должно быть больше исторической
правды и меньше спец.эффектов.
10.10% нет любимого фильма, 90% есть любимые фильмы, такие как: « А зори здесь тихие..», " Т-
34" и «17 мгновений весны».