Автор: Шилова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат им. И.Е. Егорова
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук ,как фактор развития речи обучающихся с ОВЗ 1-х классов
Раздел: начальное образование
ВЫСТУПЛЕНИЕ
учителя начальных классов:
ШИЛОВОЙ М. Н.
по теме:
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК, КАК ФАКТОР РАЗ-
ВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1- х КЛАССОВ»
Ноябрь 2020 года
Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи обучающихся с
ОВЗ 1-х классов
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что
уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформиро-
ванности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то
и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим
фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучше-
нию артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не ме-
нее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головно-
го мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металличе-
скими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тони-
зирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают па-
мять, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряже-
ние, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной си-
стем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают
жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грец-
кими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие ока-
зывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-
белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно
осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не раз-
вивающее, оздоравливающее воздействия.
Работы В.М. Бехтерева доказали
влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие
речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений
пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию
пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые
реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую
тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Для развития мелкой моторики у детей можно использовать следующие
упражнения:
массаж кистей рук и пальцев;
игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
пальчиковую гимнастику;
графические упражнения, штриховки;
лепку из пластилина;
собирание конструкторов и мозаик;
рисование и раскрашивание;
вырезание ножницами;
работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
игры с верёвочкой, шнуровку.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего
развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное
влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбужде-
ние в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук
приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,
это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного
обучения в школе.
Выполнение фигурок из пальцев
«Домик»
Дом стоит с трубой и крыше, на балкон гулять я вышел.
(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний
палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выпол-
няя прямую линию (труба, балкон).
«Лодка»
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням
(как ковшик)).
«Грабли»
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже
направлены на себя).
«Кошка»
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и ми-
зинец подняты вверх).
«Мышка»
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и ми-
зинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам).
«Гусь»
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец
опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).
«Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные
пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).
«Курочка»
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.
(Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы об-
разуют «глаз». Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом
положении).
«Дерево»
У дерева – ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зелёного цвета.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и
подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).
«Птичка»
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
(Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и перепле-
тены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные
сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими).
«Птенчики в гнезде»
Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить, за-
тем поменять руки местами).
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений
пальцев рук.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере
простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, тулови-
ща — можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять
их.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание, память, речь.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, коор-
динации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Пальчиковая гимнастика
Готовит малыша к счёту;
В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает
лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
В-третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и
«лево»;
В-четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координи-
ровать его в пространстве.
«Капуста»
Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёд-
ное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завер-
шается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту жмём, жмём.
«Ёжик колкий»
Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.
(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)
Вот они, вот они.
(Поднимаем и опускаем пальцы.)
Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.
(Оставляем пальцы поднятыми.)
Вот так, вот так.
(Опускаем пальцы.)
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены - «перчатка». Поворачиваем руки
то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчи-
ков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от
мизинца к указательному).
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
Пальчиковый театр своими руками
Хотите, чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться
и играть, а играя, познавать окружающий мир?
Тогда смастерите ему пальчиковый театр!
Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на паль-
цы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.
При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и дву-
мя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием
координацией движений, мозга.
Персонажей для пальчиковых игр можно сделать из различных материалов
(ткань, бумага, нитки и т.д.).
Для этого на плотный картон наклеивается картинка или наклейка, изобра-
жающая персонаж и вырезается по контуру. После этого с обратной сторо-
ны фигурки крепиться резинка, или картонное колечко, с помощью кото-
рого она будет надеваться на палец. Сверху вырезку можно покрыть скот-
чем, тогда она дольше послужит.
Для того, чтобы сшить персонажей, соберите ненужные лоскутки, пугови-
цы, шнурки, тесемки. Из всего этого получатся замечательные игрушки.
Чтобы выполнить маленькие детали, их лучше проклеить флизелином.
Мордочки животных и лица людей вышейте, или разрисуйте красками по
ткани.
Фигурки можно также связать. Все что необходимо – это разноцветные
плотные нитки, крючок и немного терпения. Для этого не требуется быть
асом в подобном рукодельном творчестве, ведь в обвязывании колечка из
воздушных петель используйте лишь один метод – вязание столбиками без
накида. Таким путем изготавливается туловище фигурки, а другие детали
– руки, лапы, хвосты, одежда и другие детали уже ввязываются в готовое
тело. Мордочки и лица вышиваются.
С помощью такой сюжетно-ролевой игры как пальчиковый театр можно не
только разыграть любимую сказку, но и инсценировать различные истории, ко-
торые помогут малышу преодолеть психологические барьеры, приучить к ка-
кому-либо полезному делу.
Пальчиковый театр будет способствовать развитию мелкой моторики рук
малышей, разовьет фантазию, мышление и речь, раскроет творческие способно-
сти ребенка.
Чем ещё можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
— Сжимать и разжимать кулачки.
— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала
медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упраж-
нение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указатель-
ный и средний), далее три, четыре, пять.
— Показать отдельно только один палец — большой.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Запускать пальцами мелкие волчки.
— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заво-
дить механические игрушки ключиками.
— Игра с вкладышами
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Игры с солью (насыпаем соль на духовой лист, и по ней рисуем пальчиками).
— Игры с крупой (можно закопать в манку мелкие игрушки типа киндера, зада-
ча ребёнка достать)
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
«пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома.
Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Игра - один из лучших способов развития детей. Она доставляет ребёнку
удовольствие и радость, и вместе с тем в процессе игры ребёнок получает по-
лезные навыки. Пальчиковые игры – это такая форма игры, которая:
во-первых, дарит нашим детям здоровье. Простые манипуляции с пальчика-
ми воздействуют на работу многих систем организма. Так, например, массаж
большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указа-
тельного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник,
безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце;
во-вторых, игры с участием рук и пальцев помогают улучшению взаимосвя-
зи между полушариями головного мозга и повышают их синхронизацию. Дело в
том, что в правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и яв-
лений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение.
Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полуша-
риями – мозолистому телу. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее по нему про-
ходят нервные импульсы. Включая в игру правую, левую руку ребёнка или играя
двумя руками одновременно, мы обеспечиваем включенность в работу обоих по-
лушарий головного мозга, каждое из которых постигает внешний мир по-своему;
в-третьих, чем сильнее и подвижнее пальчики рук ребёнка, тем увереннее
он познает окружающий мир, накапливая навыки, умения и знания. Благодаря
проведению пальчиковых игр происходит активное умственное развитие, совер-
шенствуется память, формируется устойчивость внимания, развивается речь
ребёнка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении паль-
чиков развивается фонематическое восприятие, т.е. способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы), что позволяет детям овладевать артикуляцией
звуков, слогов, слов, а также переходить на новые уровни мышления и взаимо-
действия с окружающим миром;
в-четвёртых, игры с пальчиками и ладошками в сопровождении добрых и
весёлых стихов являются мощным профилактическим средством, позволяющим
взрослому снизить психоэмоциональное напряжение у ребёнка, которое может
трансформироваться в негативные формы поведения (например, агрессию). Иг-
ровой массаж и ритмичные строки стихотворения успокоят и расслабят ребёнка,
помогут создать положительные эмоции и хорошее настроение.
«Черепашка»
Лежит камень у дорожки,
(Кисти правой и левой рук собраны в кулаки. Большие пальцы обеих рук
«спрятаны» внутри кулачков).
У него четыре ножки.
(Одновременно на двух руках поднимаем вверх пальцы поочерёдно: указа-
тельный, средний, безымянный и мизинец. Большие пальцы правой и левой рук
остаются прижатыми к ладони).
Голова вдруг показалась
(Отгибаем большие пальцы от ладоней, поднимаем вверх. Затем одновре-
менно чередуем позицию «прижать к ладони – поднять вверх»).
И куда-то подевалась.
(Собираем пальцы в кулачки. Большие пальцы «прячем» внутри кулачка).
«Жук и лиса»
Встретил жук в одном лесу
(Одновременно поднимаем вверх большие пальцы. Медленно вращаем
большими пальцами 3 раза в одну сторону, затем – в другую).
Симпатичную лису.
(Указательный палец и мизинец поднимаем вверх – это «ушки лисы», сред-
ний и безымянный пальцы вытянуты вперёд и лежат на подушечке большого
пальца – это «мордочка лисы». Формируем позицию «лиса» на обеих руках).
Предложил ей подружиться,
Полетать и покружиться.
(Машем расслабленными кистями рук, как крылышками).
«Братья»
Большаку – дрова рубить,
(Показать кулачок, по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из
кулака).
А тебе – воды носить,
А тебе – печку топить,
А тебе – тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
(Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами).
Родных братьев потешать.
«Белка»
Сидит белка на тележке,
(Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди,
как лапочки).
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
(Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой).
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в зобок
(Погладить себя по горлу сверху вниз),
Кому в платок
(Протянуть вперед две ладони вместе),
Кому в лапочку.
(Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки).
«Теремок»
Видишь, в поле теремок?
(Скрещиваем пальцы обеих рук – это крыша домика.)
Из трубы идет дымок.
(Отгибаем мизинец и дуем на него.)
Там живет колючий еж,
(Растопыриваем пальцы.)
Муха там живет.
(Скрещиваем руки, машем кистями, как крылышками.)
И веселый петушок
Песенки поет.
(Показываем петушка.)
Если вдруг придет медведь
(Медведь неуклюже идет на двух ногах – указательном и среднем пальцах.)
И разрушит дом.
(Показываем, как сломалась крыша.)
Звери дом большой построят,
(Поднимаем руки, скрещиваем пальцы – это новая крыша.)
Будут жить в другом.
Хорошо использовать выполнение из счётных палочек или спичек различ-
ных фигур со стихотворным сопровождением. Вначале знакомятся с геометриче-
скими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопро-
вождаются стихами для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный
образ предмета, но и слуховой.
Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у ко-
торых наблюдается недоразвитие речи или какие-либо её нарушения (заикание и
т.п.).
Выполнение фигурок из палочек
«Квадрат»
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
«Треугольник»
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
«Кубик»
У кубика много равных сторон.
Можно построить из кубиков дом.
«Очки»
Очки помогают книгу читать,
Писать, рисовать, готовить, вязать.
«Пароход»
Пароход большой плывёт,
Капитан его ведёт.
«Ёлочка»
Ёлочка зелёная выросла в лесу,
Ёлочку на праздник я домой несу.