Напоминание

Развитие мелкой моторики рук ,как фактор развития речи обучающихся с ОВЗ 1-х классов


Автор: Шилова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат им. И.Е. Егорова
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики рук ,как фактор развития речи обучающихся с ОВЗ 1-х классов
Раздел: начальное образование





Назад




ВЫСТУПЛЕНИЕ

учителя начальных классов:

ШИЛОВОЙ М. Н.

по теме:

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК, КАК ФАКТОР РАЗ-

ВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1- х КЛАССОВ»

Ноябрь 2020 года

Развитие мелкой моторики рук, как фактор развития речи обучающихся с

ОВЗ 1-х классов

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что

уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформиро-

ванности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то

и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим

фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучше-

нию артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не ме-

нее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головно-

го мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металличе-

скими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тони-

зирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают па-

мять, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряже-

ние, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной си-

стем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают

жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грец-

кими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие ока-

зывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-

белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно

осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не раз-

вивающее, оздоравливающее воздействия.

Работы В.М. Бехтерева доказали

влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие

речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих

рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений

пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию

пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые

реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую

тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Для развития мелкой моторики у детей можно использовать следующие

упражнения:

массаж кистей рук и пальцев;

игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;

пальчиковую гимнастику;

графические упражнения, штриховки;

лепку из пластилина;

собирание конструкторов и мозаик;

рисование и раскрашивание;

вырезание ножницами;

работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;

игры с верёвочкой, шнуровку.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего

развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное

влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбужде-

ние в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук

приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,

это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного

обучения в школе.

Выполнение фигурок из пальцев

«Домик»

Дом стоит с трубой и крыше, на балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний

палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выпол-

няя прямую линию (труба, балкон).

«Лодка»

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням

(как ковшик)).

«Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже

направлены на себя).

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и ми-

зинец подняты вверх).

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и ми-

зинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам).

«Гусь»

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец

опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные

пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).

«Курочка»

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

(Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы об-

разуют «глаз». Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом

положении).

«Дерево»

У дерева – ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зелёного цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и

подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).

«Птичка»

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошка.

(Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и перепле-

тены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные

сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими).

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет

и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить, за-

тем поменять руки местами).

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений

пальцев рук.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере

простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, тулови-

ща — можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять

их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание, память, речь.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, коор-

динации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Пальчиковая гимнастика

Готовит малыша к счёту;

В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает

лучше сформировать межполушарное взаимодействие;

В-третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и

«лево»;

В-четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координи-

ровать его в пространстве.

«Капуста»

Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёд-

ное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завер-

шается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

«Ёжик колкий»

Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.

(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)

Вот они, вот они.

(Поднимаем и опускаем пальцы.)

Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.

(Оставляем пальцы поднятыми.)

Вот так, вот так.

(Опускаем пальцы.)

«Перчатка»

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены - «перчатка». Поворачиваем руки

то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчи-

ков).

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от

мизинца к указательному).

И отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Пальчиковый театр своими руками

Хотите, чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться

и играть, а играя, познавать окружающий мир?

Тогда смастерите ему пальчиковый театр!

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на паль-

цы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и дву-

мя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием

координацией движений, мозга.

Персонажей для пальчиковых игр можно сделать из различных материалов

(ткань, бумага, нитки и т.д.).

Для этого на плотный картон наклеивается картинка или наклейка, изобра-

жающая персонаж и вырезается по контуру. После этого с обратной сторо-

ны фигурки крепиться резинка, или картонное колечко, с помощью кото-

рого она будет надеваться на палец. Сверху вырезку можно покрыть скот-

чем, тогда она дольше послужит.

Для того, чтобы сшить персонажей, соберите ненужные лоскутки, пугови-

цы, шнурки, тесемки. Из всего этого получатся замечательные игрушки.

Чтобы выполнить маленькие детали, их лучше проклеить флизелином.

Мордочки животных и лица людей вышейте, или разрисуйте красками по

ткани.

Фигурки можно также связать. Все что необходимо – это разноцветные

плотные нитки, крючок и немного терпения. Для этого не требуется быть

асом в подобном рукодельном творчестве, ведь в обвязывании колечка из

воздушных петель используйте лишь один метод – вязание столбиками без

накида. Таким путем изготавливается туловище фигурки, а другие детали

– руки, лапы, хвосты, одежда и другие детали уже ввязываются в готовое

тело. Мордочки и лица вышиваются.

С помощью такой сюжетно-ролевой игры как пальчиковый театр можно не

только разыграть любимую сказку, но и инсценировать различные истории, ко-

торые помогут малышу преодолеть психологические барьеры, приучить к ка-

кому-либо полезному делу.

Пальчиковый театр будет способствовать развитию мелкой моторики рук

малышей, разовьет фантазию, мышление и речь, раскроет творческие способно-

сти ребенка.

Чем ещё можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

— Сжимать и разжимать кулачки.

— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала

медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упраж-

нение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указатель-

ный и средний), далее три, четыре, пять.

— Показать отдельно только один палец — большой.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заво-

дить механические игрушки ключиками.

— Игра с вкладышами

— Рисование в воздухе.

— Игры с песком, водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Игры с солью (насыпаем соль на духовой лист, и по ней рисуем пальчиками).

— Игры с крупой (можно закопать в манку мелкие игрушки типа киндера, зада-

ча ребёнка достать)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

«пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома.

Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Игра - один из лучших способов развития детей. Она доставляет ребёнку

удовольствие и радость, и вместе с тем в процессе игры ребёнок получает по-

лезные навыки. Пальчиковые игры – это такая форма игры, которая:

во-первых, дарит нашим детям здоровье. Простые манипуляции с пальчика-

ми воздействуют на работу многих систем организма. Так, например, массаж

большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указа-

тельного – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник,

безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце;

во-вторых, игры с участием рук и пальцев помогают улучшению взаимосвя-

зи между полушариями головного мозга и повышают их синхронизацию. Дело в

том, что в правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и яв-

лений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение.

Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полуша-

риями – мозолистому телу. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее по нему про-

ходят нервные импульсы. Включая в игру правую, левую руку ребёнка или играя

двумя руками одновременно, мы обеспечиваем включенность в работу обоих по-

лушарий головного мозга, каждое из которых постигает внешний мир по-своему;

в-третьих, чем сильнее и подвижнее пальчики рук ребёнка, тем увереннее

он познает окружающий мир, накапливая навыки, умения и знания. Благодаря

проведению пальчиковых игр происходит активное умственное развитие, совер-

шенствуется память, формируется устойчивость внимания, развивается речь

ребёнка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении паль-

чиков развивается фонематическое восприятие, т.е. способность воспринимать и

различать звуки речи (фонемы), что позволяет детям овладевать артикуляцией

звуков, слогов, слов, а также переходить на новые уровни мышления и взаимо-

действия с окружающим миром;

в-четвёртых, игры с пальчиками и ладошками в сопровождении добрых и

весёлых стихов являются мощным профилактическим средством, позволяющим

взрослому снизить психоэмоциональное напряжение у ребёнка, которое может

трансформироваться в негативные формы поведения (например, агрессию). Иг-

ровой массаж и ритмичные строки стихотворения успокоят и расслабят ребёнка,

помогут создать положительные эмоции и хорошее настроение.

«Черепашка»

Лежит камень у дорожки,

(Кисти правой и левой рук собраны в кулаки. Большие пальцы обеих рук

«спрятаны» внутри кулачков).

У него четыре ножки.

(Одновременно на двух руках поднимаем вверх пальцы поочерёдно: указа-

тельный, средний, безымянный и мизинец. Большие пальцы правой и левой рук

остаются прижатыми к ладони).

Голова вдруг показалась

(Отгибаем большие пальцы от ладоней, поднимаем вверх. Затем одновре-

менно чередуем позицию «прижать к ладони – поднять вверх»).

И куда-то подевалась.

(Собираем пальцы в кулачки. Большие пальцы «прячем» внутри кулачка).

«Жук и лиса»

Встретил жук в одном лесу

(Одновременно поднимаем вверх большие пальцы. Медленно вращаем

большими пальцами 3 раза в одну сторону, затем – в другую).

Симпатичную лису.

(Указательный палец и мизинец поднимаем вверх – это «ушки лисы», сред-

ний и безымянный пальцы вытянуты вперёд и лежат на подушечке большого

пальца – это «мордочка лисы». Формируем позицию «лиса» на обеих руках).

Предложил ей подружиться,

Полетать и покружиться.

(Машем расслабленными кистями рук, как крылышками).

«Братья»

Большаку – дрова рубить,

(Показать кулачок, по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из

кулака).

А тебе – воды носить,

А тебе – печку топить,

А тебе – тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

(Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами).

Родных братьев потешать.

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди,

как лапочки).

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

(Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой).

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок

(Погладить себя по горлу сверху вниз),

Кому в платок

(Протянуть вперед две ладони вместе),

Кому в лапочку.

(Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки).

«Теремок»

Видишь, в поле теремок?

(Скрещиваем пальцы обеих рук – это крыша домика.)

Из трубы идет дымок.

(Отгибаем мизинец и дуем на него.)

Там живет колючий еж,

(Растопыриваем пальцы.)

Муха там живет.

(Скрещиваем руки, машем кистями, как крылышками.)

И веселый петушок

Песенки поет.

(Показываем петушка.)

Если вдруг придет медведь

(Медведь неуклюже идет на двух ногах – указательном и среднем пальцах.)

И разрушит дом.

(Показываем, как сломалась крыша.)

Звери дом большой построят,

(Поднимаем руки, скрещиваем пальцы – это новая крыша.)

Будут жить в другом.

Хорошо использовать выполнение из счётных палочек или спичек различ-

ных фигур со стихотворным сопровождением. Вначале знакомятся с геометриче-

скими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопро-

вождаются стихами для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный

образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у ко-

торых наблюдается недоразвитие речи или какие-либо её нарушения (заикание и

т.п.).

Выполнение фигурок из палочек

«Квадрат»

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

«Треугольник»

У треугольника три стороны,

И они могут быть разной длины.

«Кубик»

У кубика много равных сторон.

Можно построить из кубиков дом.

«Очки»

Очки помогают книгу читать,

Писать, рисовать, готовить, вязать.

«Пароход»

Пароход большой плывёт,

Капитан его ведёт.

«Ёлочка»

Ёлочка зелёная выросла в лесу,

Ёлочку на праздник я домой несу.



В раздел образования