Автор: Ген Нина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Детская книга и чтение в современной повседневности
Раздел: полное образование
Детская книга и чтение в современной повседневности.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас были
неоспоримы. В 70-90 гг. возник и разделялся многими миф о России как о
«самой читающей стране мира». Возможно, это действительно был миф, но,
в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были
вовсе не плохи. Чтение «серьезной» литературы, классики, произведений в
«толстых журналах», создание своих домашних библиотек - все это
подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. М. Степнова
об этом времени сказала очень точно: «В 90-е годы было интересней читать,
чем жить».
Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. По последним
данным, Россия на 7 месте среди «читающих» держав по времени,
проводимому за чтением книг в течение недели – 7 часов 6 минут. А самая
читающая страна мира — Индия. Ее жители проводят за чтением книг 10
часов 42 минуты в неделю.
В нашей стране не покупают книг 52 % россиян, не читают 37 %,
библиотеками не пользуются 79 %, 34 – совсем не имеют книг дома.
Что
же
касается
наших
школьников,
то,
как
видно
из
их
высказываний, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети,
для которых книга — неотъемлемая часть их жизни. Кто смотрит
телевизионную передачу "Умники и умницы", тот наверняка убедился в
начитанности этих подростков — будущей элиты нашего общества. В них
виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные
задачи. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с
каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, кто "не
тычет в книжку пальчик". Для них чтение — тяжкая повинность. Они не
осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как
средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в
школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения
всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к
неправильному
решению.
Вместе
с
тем,
начитанность
школьников
определяет уровень отношений в классе, обусловливает духовный климат в
школе и дома.
Что происходит с детским чтением?
Вот что ответили родители школьников на вопрос "Чтение ребенка
сегодня — это..."
"чтение сегодня — это чтение из-под палки",
"программная обязаловка",
"это наша родительская мука",
"это наши затраченные нервы",
Показательные примеры того, что происходит с детским чтением,
привел известный кинорежиссер и публицист Савва Кулиш. Подбирая детей
для участия в фильмах, он имел дело с сотнями ребят. Критерий отбора был
один — культура школьника.
При разговоре с нынешними подростками выяснилось, в частности,
что по сравнению с предыдущими поколениями у них резко уменьшилась
любовь к поэзии: никто из самых лучших претендентов для съемки в фильме
не смог прочесть наизусть ни одного стихотворения даже из школьной
программы.
Был мальчик талантливый, пластичный, умный, из математической
школы — претендент на главную роль. Он не смог прочитать наизусть даже
"У Лукоморья дуб зеленый", как ему ни подсказывали присутствующие. Он
говорил: "У Лукоморья дуб зеленый, на ветвях сидит русалка. А вокруг... —
он задумался. — Кот ходит на серебряной, а может быть, на золотой
цепочке". При всех его привлекательных внешних данных этот мальчик не
был взят на главную роль.
Приведенный пример — яркое свидетельство того, что дело с
чтением детей, а значит, и с их культурой, обстоит из ряда вон плохо. Этот
вывод подтверждает режиссер и тем фактом, что нынешние студенты
театральных
училищ,
вчерашние
выпускники
школ,
в
отличие
от
предыдущих поколений, оказываются неспособными сделать этюд о любви.
Они просто не понимают, о чем их просит педагог. Великие
романы, музыка, стихи не открыли им этого чувства. Все то, что выходит за
рамки сексуальных отношений, для них будто не существует.
Данные о детском чтении. Любят читать: младшие школьники 43%,
старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%.
Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на
досуге
только
развлекательную
литературу
40%
учащихся.
Читают
познавательную
литературу
21%.
Читают
для
самообразования
10%
школьников.
Представленные здесь цифры красноречиво говорят о тенденции
снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к
старшему. Кризис детского чтения проявляется не только в малой
начитанности школьников, в уменьшении количества читающих детей.
Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в
приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия —
ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.
Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного
характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм.
Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию,
уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу.
Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность
читателей к реальной агрессии и криминальному поведению.
Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые
тенденции: у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно
становится
более
поверхностным,
а
по
характеру
—
клиповым.
Возрастающий темп жизни требует от детей и подростков умения быстро
переключаться, ни на чем не задерживая внимания. В результате они
привыкают не читать, а выхватывать из текста "куски", чтобы по ним
составить самое общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться
на многостраничном тексте, особенно на неторопливых повестях и романах,
поэтому они читают все в кратком изложении.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы
чтения.
Принудительное
чтение,
как
правило,
неплодотворное.
Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса,
наличие которого определяет отношение к книге и критерий ее оценки:
интересная книга — значит "хорошая", неинтересная — значит "плохая".
Интерес — это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение
во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя.
Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети
перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к
этой сфере занятий.
Что мешает и что содействует чтению детей.
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают
нехватку времени.
Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на
подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или
компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же
остается? Где же взять время еще и читать?
Вот что отвечает на этот вопрос французский педагог-словесник
Даниэль Пеннак, автор книги о чтении школьников "Как роман" (2005 г.):
"Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то
желания". Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время
читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями.
Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги
всегда найдется время. Так же считают и многие наши специалисты. Речь
идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его
использовании. У умных родителей всегда есть испытанный ход: "Почитай
мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.). Они говорят о книгах,
провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время
перед сном.
Если влияние телевидения и компьютерных программ на чтение
детей двойственно, то явно однозначной помехой общения с книгой является
слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников.
Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать
книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв
и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес,
эмоционально
сковывает
ребенка.
Одним
из
главных
факторов,
стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая
домашняя книжная среда.
И в этом случае, несомненно, огромна роль взрослого, именно он
способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ
мировой
и
отечественной
литературы
Пример
такого
тонкого
и
эмоционального
посредничества
великолепно
показал
Д.Самойлов
в
стихотворении «Из детства»
Я – маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег...»
Я слушаю песню и плачу,
Рыдание в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.
Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.
На важность этого фактора указывают сами дети. Вот, к примеру, что
пишет 14-летняя школьница: "Любимый писатель нашей семьи Михаил
Булгаков. Я очень люблю вечера, когда вся семья собирается в одной
комнате, и папа начинает нам читать вслух. Мы слушаем то "Собачье
сердце", то роман "Мастер и Маргарита", то "Записки на манжетах". Нет
ничего уютнее и спокойнее таких вечеров, когда мы тихонько сидим и
слушаем папино чтение. Вместе с героями книг радуемся и огорчаемся. Мне
кажется, только книги могут так объединять людей". Заканчивая сочинение,
она пишет: "Мне очень приятно, что в моей семье много читают. Я
благодарна моим родителям за то, что приучили к чтению и меня".
Подспорьем
родительскому
и
учительскому
влиянию
является
совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с
именем
определенного
писателя.
Впечатления,
полученные во
время
экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством
писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время
экскурсий.
Специалисты по художественному воспитанию детей утверждают,
что самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является
испытанный им катарсис — эмоциональное потрясение, возникающее в
результате сопереживания с героями книги и полностью захватывающее
читателя. Катарсис оставляет в душе читателя глубокий след и желание
вновь и вновь испытывать его. Так чтение включается в жизнь ребенка и
становится для него внутренней необходимостью.
«Книга не уйдет никогда и чтение тоже», – пишет В.П. Чудинова –
вице-президент
межрегиональной
общественной
организации
«Русская
ассоциация чтения»,
Но сегодня количество проблем, связанных с детским чтением,
продолжает расти. В последние годы произошло ухудшение целого ряда
характеристик
чтения
у
детей
и
подростков,
снижение
их
уровня
грамотности. Тревожит упрощения и огрубления речи у школьников,
примитивные штампы, которыми часто изобилуют их сочинения. Дети не
осваивают
язык
классического
наследия,
но
хорошо
осваивают
разнообразные клише и формальный подход к классической литературе.
Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи.
В чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные
перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги,
библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель,
тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем
другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к
книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и
массовой коммуникации. Я убедилась в том еще раз, когда, готовя эту
статью, провела опрос среди коллег и своих 8-классников. На вопрос:
«Можно ли обойтись без книг?» дети единодушно отвечали «нет», потому
что книги дают необходимую информацию, добавляя, без книг мы будем
необразованными, перестанем развиваться. А учителя отмечали, что именно
из книг они получают эмоциональный заряд, книги влияют на их
мировоззрение, обогащают духовно, и, самое главное, без книг жизнь просто
померкнет.
Таким образом, утверждается «новая модель» детского чтения –
точнее, «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и
эта, изменившаяся реальность, ставит иные задачи воспитания юного
читателя как «Человека читающего».
Закончить свою статью хочу словами английского философа и
историка Ф. Бэкона: «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам
времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к
поколению».
Счастливого плавания этим удивительным кораблям.