Напоминание

Развитие речи


Автор: Ушакова Надежда Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Дс № 39 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Познавательно-речевое развитие дошкольников
Тема: Развитие речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педсовет - деловая игра

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Подготовка

1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методиче-

ские пособия по развитию познавательных способностей и связной речи у детей.

2. За несколько дней до педсовета педагоги делятся на две команды, придумы -

вают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз.

Место проведения: методический кабинет ДОУ.

Повестка дня

1. Сообщение заведующего о выполнении решения предыдущего педсовета.

2. Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки «Позна-

вательно-речевое развитие детей на занятиях».

3. Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего харак-

тера (из опыта работы воспитателя).

4. Познавательно-речевое развитие детей на занятиях по изобразительной дея-

тельности (отчеты воспитателей).

5. Деловая игра «Что, когда и почему?»

Деловая игра

1. Игра проводится с целями:

- уточнения знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач

учебного года;

- развития умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;

- контроля за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения,

тактичного поведения.

2. Правила игры:

- уметь слушать других;

- вырабатывать общее решение вопроса;

- принимать активное участие в игре;

- не оспаривать оценку жюри;

- соблюдать культуру речи и тактичность;

- придерживаться регламента.

3. Атрибуты игры:

- эмблема команды;

- значки капитанов;

- большой куб с цифрами;

- колокольчик;

- песочные часы;

- аудиокассета с записью легкой музыки;

- воздушные шары с листами-вопросами внутри;

- табло для демонстрации результатов;

- бланки-протоколы у жюри.

4. Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий,

психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает пра-

вила игры, и игра начинается.

1 этап - Разминка

Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей ко-

манды вопрос.

- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития со-

циальной и познавательной активности? (Игра.)

- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Вос-

питание, социальная и природная среда, наследственность.)

Рубрика «Говори правильно»

I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды

скороговорку 1 или 2.

1. В живом уголке жили ежи да ужи.

2. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

II. этап. Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри под-

водит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.

III

этап.

Ведущий

предлагает

командам

выбрать

какой-то

воздушный

шар.

Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каждой команды.

1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

На первый план выдвигается общение со сверстниками.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и

речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются

его делами и высказываниями и т.д.

2. Назовите главные задачи познавательного развития.

Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать

необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д.

3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

- Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения вни-

мания к себе, своим делам, переживаниям.

- Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их

фиксации.

- Речь - как область объективных отношений, которые познает ребенок.

- Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных по-

требностей ребенка и т.д.

4. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриоти-

ческих чувств.

-

Развитие

общих

познавательных

способностей:

наблюдать,

описывать,

строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.

- Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и стра-

ну.

- Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей,

элементарной этики межнациональных отношений и т.д.

IV этап. Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает ответы и оцени-

вает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во

время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.

V этап. Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие сувениры,

благодарит за участие.

Самоанализ.

Проект решения

1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное вре-

мя, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающе-

го мира.

2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскур-

сии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

3.

Провести

мини-семинар

для

молодых

педагогов

«Игры

в

по-

знавательно-речевом развитии».

4.

Выбранному

педагогу

представить

свой

опыт

работы

по

позна-

вательно-речевому развитию в методический кабинет.

5. Всем педагогам представить в методический кабинет собственные разра-

ботки развивающих игр.

6. В методическом кабинете оформить выставку из этих игр.

Консультация для воспитателей

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших

разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка.

Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше

гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компью-

тера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных

кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художе-

ственная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсу-

ждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном

ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведе-

нию по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что

видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира

не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития

традиционны:

- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов,

слайдов, презентаций.

- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование,

проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

- Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественно-

го слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблю-

дения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представ-

ления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять поло-

жительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов,

проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов до-

школьников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невоз-

можно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,

делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать по-

знавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направ-

ленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высо-

кие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском

саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А

еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правиль-

но, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить

длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каж-

дый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление

знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или

ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звез-

ды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явления -

ми, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит

в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематиза-

ция. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об

окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сде-

ланы, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о жи -

вой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем де-

тям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё

рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество сви-

детельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любозна-

тельность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным

для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на

самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окру-

жающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их разви-

тия, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного

воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительно-

сти, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития

дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной дея-

тельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить

знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти еди-

номышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на позна-

вательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые

игры

расширяют

представления

об

окружающем

мире,

способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обы-

грываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расши-

ряют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, посколь-

ку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные

задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он

оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, вос-

производить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении

познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших до-

школьников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, ре-

шать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результа-

та.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого раз-

вития

детей.

Эта

зона

охватывает

разнообразное

содержание

и

предусматривает

разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность.

Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой

зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные

игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции,

демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и

проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный

комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но

если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то

проблем в усвоение задач у детей не возникнет.



В раздел образования