Автор: Ушакова Надежда Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Дс № 39 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Познавательно-речевое развитие дошкольников
Тема: Развитие речи
Раздел: дошкольное образование
Педсовет - деловая игра
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Подготовка
1. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методиче-
ские пособия по развитию познавательных способностей и связной речи у детей.
2. За несколько дней до педсовета педагоги делятся на две команды, придумы -
вают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз.
Место проведения: методический кабинет ДОУ.
Повестка дня
1. Сообщение заведующего о выполнении решения предыдущего педсовета.
2. Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки «Позна-
вательно-речевое развитие детей на занятиях».
3. Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего харак-
тера (из опыта работы воспитателя).
4. Познавательно-речевое развитие детей на занятиях по изобразительной дея-
тельности (отчеты воспитателей).
5. Деловая игра «Что, когда и почему?»
Деловая игра
1. Игра проводится с целями:
- уточнения знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач
учебного года;
- развития умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
- контроля за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения,
тактичного поведения.
2. Правила игры:
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- не оспаривать оценку жюри;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.
3. Атрибуты игры:
- эмблема команды;
- значки капитанов;
- большой куб с цифрами;
- колокольчик;
- песочные часы;
- аудиокассета с записью легкой музыки;
- воздушные шары с листами-вопросами внутри;
- табло для демонстрации результатов;
- бланки-протоколы у жюри.
4. Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий,
психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает пра-
вила игры, и игра начинается.
1 этап - Разминка
Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей ко-
манды вопрос.
- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития со-
циальной и познавательной активности? (Игра.)
- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Вос-
питание, социальная и природная среда, наследственность.)
Рубрика «Говори правильно»
I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды
скороговорку 1 или 2.
1. В живом уголке жили ежи да ужи.
2. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
II. этап. Ведущий объявляет «музыкальную паузу», во время которой жюри под-
водит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.
III
этап.
Ведущий
предлагает
командам
выбрать
какой-то
воздушный
шар.
Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каждой команды.
1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
На первый план выдвигается общение со сверстниками.
Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и
речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются
его делами и высказываниями и т.д.
2. Назовите главные задачи познавательного развития.
Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать
необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д.
3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
- Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения вни-
мания к себе, своим делам, переживаниям.
- Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их
фиксации.
- Речь - как область объективных отношений, которые познает ребенок.
- Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных по-
требностей ребенка и т.д.
4. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриоти-
ческих чувств.
-
Развитие
общих
познавательных
способностей:
наблюдать,
описывать,
строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.
- Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и стра-
ну.
- Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей,
элементарной этики межнациональных отношений и т.д.
IV этап. Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает ответы и оцени-
вает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во
время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
V этап. Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие сувениры,
благодарит за участие.
Самоанализ.
Проект решения
1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное вре-
мя, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающе-
го мира.
2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскур-
сии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
3.
Провести
мини-семинар
для
молодых
педагогов
«Игры
в
по-
знавательно-речевом развитии».
4.
Выбранному
педагогу
представить
свой
опыт
работы
по
позна-
вательно-речевому развитию в методический кабинет.
5. Всем педагогам представить в методический кабинет собственные разра-
ботки развивающих игр.
6. В методическом кабинете оформить выставку из этих игр.
Консультация для воспитателей
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших
разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка.
Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше
гарантии успешности школьного обучения.
В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компью-
тера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных
кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художе-
ственная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсу-
ждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном
ложится на плечи воспитателей.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведе-
нию по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что
видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира
не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития
традиционны:
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов,
слайдов, презентаций.
- Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование,
проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
- Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественно-
го слова.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблю-
дения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного
общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представ-
ления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять поло-
жительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов,
проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов до-
школьников во всех видах деятельности.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невоз-
можно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,
делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать по-
знавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направ-
ленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высо-
кие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском
саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А
еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правиль-
но, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить
длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каж-
дый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление
знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или
ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звез-
ды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явления -
ми, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит
в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематиза-
ция. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об
окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сде-
ланы, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о жи -
вой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем де-
тям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё
рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество сви-
детельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любозна-
тельность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным
для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на
самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окру-
жающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их разви-
тия, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного
воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительно-
сти, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития
дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной дея-
тельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить
знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти еди-
номышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на позна-
вательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые
игры
расширяют
представления
об
окружающем
мире,
способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обы-
грываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расши-
ряют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, посколь-
ку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные
задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он
оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, вос-
производить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении
познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших до-
школьников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, ре-
шать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результа-
та.
В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого раз-
вития
детей.
Эта
зона
охватывает
разнообразное
содержание
и
предусматривает
разные виды детской активности. Главный принцип её оформления - доступность.
Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой
зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные
игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции,
демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и
проведения опытов, мини-библиотеку.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный
комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но
если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то
проблем в усвоение задач у детей не возникнет.