Автор: Дудина Елена Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОГКОУШ № 39
Населённый пункт: УЛЬЯНОВСК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью
Раздел: начальное образование
Речевая практика.
1.Паспорт программы
Тип программы
общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию
Статус программы
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», на основе Федерального государственного
образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1599,
На основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы Областного государственного казённого
общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья № 39», а также с
использованием «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией
Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011г. и «Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 0-4 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.:
Просвещение, 2011г.
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:
•
С.В. Комарова «Речевая практика» 3 класс Учебник для
общеобразовательных организаций реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. ФГОС ОВЗ. – М.,
«Просвещение», 2018 г.
Назначение программы Обучение устной речи в 3 классе ориентировано на развитие речевой
коммуникации и формирование жизненной компетенции.
Категория
обучающихся
Учащиеся 3 класса умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Сроки освоения
программы
Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2020– май 2021
года). Пролонгированные сроки обучения составляются и
рассчитываются по индивидуальному плану обучения.
Объём учебного
времени
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 3 классе
рассчитана на 17 часов в год в соответствии с учебным планом (0,5
часа в неделю, 34 учебных недели).
Форма обучения
Урочная
Режим уроков
Очный
Формы работы на
уроке
индивидуальная
Форма контроля
Устный ответ
Пояснительная записка
Цель
учебного
предмета
«Речевая
практика»
-
развитие
речевой
коммуникации
школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Обучение устной речи в 3 классе ориентировано на расширение возможности понимания
обучающимися обращённой речи, совершенствование диалогических умений школьников,
формирование умения детей принимать участие в контекстном диалоге, подчеркивание важности
речи в жизни человека и воспитания речевого этикета, формирование жизненной компетенции
школьника.
Несомненно, самыми актуальными задачами остаются развитие интонационной и жестово-
мимической выразительности.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является
речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия
естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в
спонтанное общение.
Срок
освоения
программы
1
учебный
год
(сентябрь
2020
–
май
2021
года).
Пролонгированные сроки обучения составляются и рассчитываются по индивидуальному плану
обучения.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 3 классе рассчитана на 17 часов в год
в соответствии с учебным планом (0,5часа в неделю, 34 учебных недели).
Принципы отбора материала по учебному курсу «Речевая практика» определены принципами
для обучения умственно отсталых детей специальной дидактики. Она обосновывает особенности
реализации общедидактических принципов в общеобразовательной школе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Наглядно-практический
принцип предусматривает
взаимосвязь
с
интеллектуальными
операциями, которые проделывает ребенок, способствует коррекции и укреплению основ
познавательной деятельности детей-олигофренов, развитию их личностных качеств.
Принцип коррекционяо-воспитательного обучения выражается в требовании осуществлять
обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему
школьных учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование
личности ребенка.
Принцип доступности — это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий
возрасту школьников, уровню их развития, подготовленности, имеющимся знаниям, опыту, но и
индивидуальным особенностям ребенка. Доступность не снижает значения фронтального вида
работы, но требует в процессе обучения строгого учета индивидуальных особенностей детей.
Для этого нужно хорошо знать каждого воспитанника.
Среди умственно отсталых школьников встречаются дети как со значительно заторможенной
мыслительной деятельностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные.
Ученики первой категории с трудом включаются в работу, выполняют задание медленно, не
проявляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учебного процесса. Таких учащихся
необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопросами и
заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и
инструменты, собрать их и т. д. Во время работы следует больше подходить к таким детям,
соответствующими вопросами или репликами активизировать процесс их деятельности.
Расторможенные же дети не обдумывают задачу, поставленную учителем, они тотчас же
приступают к выполнению. Основная задача в работе с такими детьми — преодоление их
торопливости, выработка у них навыка предварительного продумывания своих действий и
умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими детьми-школьниками надо
соблюдать особую выдержанность и спокойствие.
Принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание
изучаемых предметов и явлений. Умственно отсталые дети должны уметь сознательно
применять знания в конкретных практических ситуациях. Активность ребенка стимулируется са-
мостоятельным
выполнением
посильных
заданий,
подчеркиванием
его
успехов.
Надо
добиваться, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им
сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправленно.
Принцип
систематичности
и
последовательности
должен
трактоваться
не
только
применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемственности
обучения. Необходимо соблюдать при этом и последовательность действий ученика и учителя,
диктуемую логикой трудовых процессов.
Для лучшего закрепления и прочного усвоения материала важна вариативность повторения, при
которой каждый раз вносится что-то новое в содержание учебного материала, в характер его
усвоения.
Общая характеристика учебного курса.
Задачи раздела «Речевая практика»:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевой акт компонентов;
Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп,
ритм, дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи
обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что
программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы,
является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы)
обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и младших
школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение
детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей с нарушением
интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала любого из учебных
предметов.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 68
часов в год.
Учебный предмет «Речевая практика» включает в себя несколько разделов с постепенным
расширением и усложнением учебного материала.
«Школьная жизнь»
«Играем в сказку»
«Я дома»
«Я за порогом дома»
«Я и мои товарищи»
«Мир и природы»
«Это я!»
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в конце 3
класса
Учащиеся должны уметь:
1.
Выполнять задания словесной инструкции,
2.
Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную
интонацию в отработанных речевых ситуациях.
3.
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
4.
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
5.
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
6.
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и
воспитателей,
7.
Называть свою улицу,
8.
Участвовать в ролевых играх,
9.
Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный
материал.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Речевая практика» на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и
выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Речевая практика
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение
словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция
и
выразительность
речи.
Развитие
артикуляционной
моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные
знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста,
это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания
в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по
имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:
замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от
условий
школы).
Недопустимость
дублирования
этикетных
формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании
«Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение.
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником
…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю
Вам
…»,
«Я
хочу
пожелать
…».
Неречевые
средства:
улыбка,
взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент
. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …»,
«Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение
этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я
слушаю».
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
Формулы
«спасибо»,
«большое
спасибо»,
«пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение.
Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент.
Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции,
в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч.
в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы
речевых
ситуаций
формулируются
исходя
из
уровня
развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации
«Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей,
сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.
Содержание учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе
№
Раздел
Содержание
1.
Аудирование
Развитие у детей у детей способности воспринимать и
понимать обращенную к ним речь.
Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и
слов (2 слога, 2 – 3-4-5 слов).
Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков,
дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух – трех
согласных.
Слова, близкие по звучанию.
2.
Дикция и выразительность речи
Отработка
у
школьников
четкости произношения,
эмоциональной выразительности речи.
Голос,
сила
голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с
использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо,
выражение лица. Практическое использование мимики в
речевых ситуациях.
3.
Подготовка речевой ситуации и
организация высказывания
В содержание раздела входит перечень лексических тем
и речевых ситуаций по названным темам, связанных со
школьной
жизнью
и
бытом
детей,
их
играми,
взаимоотношениями с окружающими.
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья,
доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор
по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у
бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.
Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.
Заголовок к речевой ситуации.
Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.
Составление
предложений
с
опорой
на
заданную
синтаксическую конструкцию.
Фиксация символами
каждого предложения.
Составление из символов связного высказывания из 3 –
5 предложений.
Использование
личных
местоимении
вместо
существительного для связи предложений в тексте.
Использование известных, новых слов в ролевой игре по
теме.
4.
Культура общения.
Проведение специальной работы по обогащению речи
учащихся
словами,
оборотами,
служащими
для
выражения
благодарности,
просьбы,
приветствия.
Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи.
Речевое
внимание
к
собеседнику.
Поведение
собеседников
в
ходе
беседы.
Тренировочные
упражнения на готовом речевом материале.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета (курса)
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
•
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
•
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если
обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий,
«очень хорошо» (отлично) свыше 65% (Оценивание по предметным областям прилагается).
Тематическое планирование:
№
Тема
Количество
часов
1
Снова в школу!
1
2
Правила поведения на уроке
1
3
Разговариваем с друзьями
1
4
Беседа по сказке «Три медведя»
1
5
Рассказывание сказки «Три медведя» по серии картинок
1
6
Беседа по сказке «Маша и медведь»
1
7
Рассказывание сказки «Маша и медведь» по серии картинок
1
8
Инсценировка сказки «три медведя»
1
9
Отправляюсь в магазин
1
10
Моделирование ситуации «продавец – покупатель»
1
11
Моделирование ситуации «Звонок маме (бабушке)»
1
12
Чтение по ролям стихотворения «Телефон»
К. Чуковского
1
13
Игра «Наш портрет»
1
14
Составление описания внешности, игра «Узнай себя»
1
15
Рисование «Автопортрет»
1
16
Составление рассказа «Это я»
1
17
Повторение изученного в 3 классе
1
Итого
17
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-
во
часо
в
Дата
прове
дения
Базовые понятия
Базовые учебные
действия /
Планируемые
результаты
Домашнее
задание
1
Снова в школу!
1
Слова приветствия и
прощания, правила
ведения беседы,
правила поведения в
школе
Уметь общаться
друг с другом и
учителем, уметь
составлять рассказ
по картине, знать
правила поведения
при приветствии и
общении
2
Правила
поведения
на уроке
1
3
Разговариваем
с
друзьями
1
4
Беседа
по
сказке
«Три медведя»
1
Сказка, картинка,
содержание, текст, речь,
жесты, интонации,
мимика, рассказ
Уметь рассказывать
опираясь на
содержание
картинок и
имеющиеся знания,
использовать
текстовые
синонимы,
понимать речь со
звукового носителя,
уметь пользоваться
интонационными и
жестово-
мимическими
умениями
5
Рассказывание
сказки «Три
медведя» по серии
картинок
1
6
Беседа
по
сказке
«Маша и медведь»
1
7
Рассказывание
сказки
«Маша
и
медведь» по серии
картинок
1
8
Инсценировка
сказки
«три
медведя»
1
9
Отправляюсь
в
магазин
1
Магазин, вывеска,
вежливые слова
приветствия, покупка
Уметь пользоваться
указателями и
вывесками, уметь
строить
высказывания для
общения в магазине,
и в различных
ситуациях
10
Моделирование
ситуации «продавец
– покупатель»
1
11
Моделирование
ситуации
«Звонок
маме (бабушке)»
1
12
Чтение по ролям
стихотворения
«Телефон»
К. Чуковского
1
13
Игра «Наш портрет»
1
Знания о себе, внешний
вид, слова
характеризующие
человека, его внешность
и внутренние качества
Уметь составлять
предложения при
составлении
предложений и
описательного
рассказа о своей
внешности и
внешности друзей,
родителей, знать и
уметь использовать
в речи слова
характеризую-щие
человека, его
внешность и
внутренние
качества
14
Составление
описания
внешности,
игра
«Узнай себя»
1
15
Рисование
«Автопортрет»
1
16
Составление
рассказа «Это я»
1
17
Повторение
изученного
в
3
классе
1
Итого
68
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие учебно -
методические и технические средства обучения:
1.
Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их
получения);
2.
Трафареты;
3.
Учебные модели;
4.
DVD-фильмы;
5.
Раздаточные карточки;
6.
Проектор;
7.
Графический планшет;
8.
Мультимедийные образовательные программы
9.
ЦОР;
10. Компьютер.
Учебник С.В. Комарова «Речевая практика» 3 класс Учебник для общеобразовательных
организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. ФГОС
ОВЗ. – М., «Просвещение», 2018 г.