Автор: Елена Николаевна Жукова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 г.Нижнеудинск»
Населённый пункт: город Нижнеудинск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Отчет по теме самообразования : «Формирование самооценки младшего школьника на уроках в условиях ФГОС»
Раздел: начальное образование
Отчет по теме самообразования
учителя Жуковой Елены Николаевны.
Тема: «Формирование самооценки младшего школьника на уроках в условиях ФГОС»
Год работы над темой самообразования: 1 год. ( 2017-2018 уч. год)
Цель повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на
становление сознания и личности ученика в целом.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
- создание условий для успешного учения (ситуации успеха);
- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её
достижению;
- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- приобщать к поисковой и творческой деятельности;
- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке.
Этап: диагностический.
Изучена научная, педагогическая литература:
БОРОЗДИНА Л.В. Что такое самооценка /Психол. ж., 1993, Т. 13, № 4
ЗАХАРОВА А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника//
Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В.
Давыдова. М.,1977.С. 270-273
ЛИПКИНА А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976, 64 с.
Основные вопросы
Сегодня перед школой стоит задача создания условий для развития личности творческой,
думающей, самодостаточной, конкурентоспособной. Мы должны построить такую
образовательную среду, так организовать обучение и воспитание, чтобы из стен школы
вышел
выпускник,
имеющий
цели
в
жизни,
стремящийся
к
постоянному
самосовершенствованию.
Именно
поэтому
крайне
важно
открыть
ученику
опыт
улучшения себя, саморазвития.
В процессе школьного обучения саморазвитие учащихся складывается в 3 этапа:
• самооценивание (1 ступень школьного образования);
• самопознание (2 ступень школьного образования);
• собственно саморазвитие (3 ступень школьного образования)
Работа с самооценкой должна быть комплексной, пронизывать и построение учебного
процесса, и воспитательную деятельность, поскольку самооценка младшего школьника
складывается и из понимания им своих учебных успехов, и из понимания того, как к нему
относятся одноклассники, учитель, другие люди.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места
среди других людей. Самооценка относится к ядру личности наряду с характером и
является
важнейшим
регулятором
поведения
человека.
От
самооценки
зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе,
отношение к успехам и неудачам.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я
знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом
вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я
обязательно должен повторить…)
Развитие самооценки учащихся на уроках через формирующую оценку.
Формирующая оценка - это пошаговое движение ученика к максимально лучшему
результату через постоянную рефлексию сегодняшних достижений.
Формирующая оценка показывает ученику, на каком этапе он находится на пути к
контрольной работе, какие шаги нужно еще сделать, чтобы достичь максимально лучшего
результата при ее написании. Она также показывает учителю, на каком этапе усвоения
темы программы находится ученик, что еще нужно сделать, чтобы помочь ему достичь
максимально лучшего результата усвоения темы и написания констатирующей
контрольной работы.
Формирующее оценивание для обучающихся
Формирующее оценивание для обучающихся
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Этап: прогностический.
Предполагаемый результат.
Повышение качества преподавания предметов.
Овладение
обучающимися
общеучебными
умениями
и
навыками,
способами
познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного
предмета.
Воспитание у обучающихся интереса к школе и учению, развитие учебно-
познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать,
контролировать и оценивать учебную деятельность.
Периодически
проводить
самоанализ
своей
профессиональной
деятельности,
отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Этап: практический.
1. Посещение уроков у своих коллег.
2.Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.
3.Практическое применение материалов в 1 классе на уроках
русского языка и
математики.
Вывод:
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении
мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает
решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться
адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо
начать формировать такую самооценку.
Задачи
1. Перейти в 2018 – 2019 учебном году на этапы: обобщающий и внедренческий.
2.Применение наработок в системе уроков.