Автор: Тулина Вероника Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: методическая разработка внеурочного занятия
Тема: Россия - Родина моя
Раздел: начальное образование
Цель: формирование читательской культуры второклассников, развитие
навыков сотрудничества и умения анализировать на основе решения проектной
задачи «Страница поэтической тетради».
Цель моей творческой мастерской: продемонстрировать коллегам форму
организации образовательной деятельности решение проектных задач.
- Здравствуйте. Меня зовут Т.В.С. Сейчас я попрошу вас подписать свои
бейджи так, как вам было комфортно чтобы я называла вас.
В нашей школе идет подготовка к концерту, посвященному самому
весёлому празднику года – 1 апреля.
День такой весёлый-
Первое апреля!
Пусть продлятся
Шутки, смех
Ещё неделю!
Первого апреля, -так заведено-
Рассмешить кого-то
Не запрещено. (Татьяна ШапИро)
Что вы знаете об этом празднике? Где и как он отмечается?
Девиз школьного концерта -
С шутками и смехом
Жить ведь интересней!
Могут ли эти слова быть жизненным девизом?
Нам с вами поручили подобрать стихотворения современных авторов для
этого концерта?
Какие по характеру должны быть стих-я в нашей подборке.
Как вы думаете кто может быть героем наших стихотворений?
Как должны реагировать зрители концерта?
Перед вами лежат таблицы. Я предлагаю вам ответьте на вопросы, чтобы
определить готовы ли мы выполнить это поручение.
Поставьте +, если вы знаете ответ, - если не знаете. Заполняем первый
столбец.
Знаю
в
начале
урока
Хочу узнать
Знаю
в
конце
урока
Я
знаю
детское
шуточное
стихотворение.
Я
знаю
автора
детского шуточного
стихотворения.
Я могу предложить
больше
одного
шуточного
стихотворения для
выступления.
Я знаю нескольких
современных
авторов
детских
шуточных
стихотворений.
Поднимите зелёную ромашку, у кого в таблице оказалось 4 +, желтую
если меньше 4+.
Так получается, что мы не совсем готовы выполнить поручение.
Обратите внимание на 2 столбец таблицы и отметьте плюсом, что бы вы
хотели узнать для качественного выполнения поставленной задачи.
И в нашем учебнике есть раздел «Поэтическая тетрадь», но там нет
страниц с веселыми шуточными стихотворениями современных поэтов.
Сегодня мы восполним этот пробел и создадим такую страницу в
учебнике.
Мы будем работать в команде, а любой команде должны быть
распределены обязанности. (раздаю роли)
В каждой группе определены следующие роли:
1.
Редактор (знакомит группу с материалами)
2.
Иллюстратор (подбирает иллюстрации или сам рисует)
3.
Спикер (представляет работу перед аудиторией)
Перед вами лежат чистые страницы из учебника и рабочие папки.
Давайте их рассмотрим. На каждой папке есть алгоритм работы.
Откройте папку, в ней 4 файла:
1.
справочный материал
2.
иллюстрации
3.
тексты стихотворений
4.
вопросы
5.
Примерный план ответа спикера
6.
клей и фломастеры.
Т.к. на эту работу вам отводится 5 минут, прошу вас приступить к работе.
Соедините свои правые ладошки, чтобы в вашей группе царило
вдохновение и взаимопонимание. Раз, два, три – начало пути.
Работа
Презентация работ
Замечательные страницы получились. У нас есть материал к концерту.
Проверим на сколько мы теперь готовы к выполнению поручения в нашей
группе. Вернемся к 3 столбцу таблицы. Поставьте +, если вы знаете ответ, -
если не знаете. Заполняем третий столбец.
Поднимите зелёную ромашку, у кого в таблице оказалось 4 +, желтую
если меньше 4+.
Я уверена, что такие страницы помогут не только нам подготовиться к
выступлению на концерте 1 апреля, но и всем второклассникам, которым
повезёт их прочитать.
Я благодарю вас за отличную работу и помощь и желаю всем, чтобы
такие страницы поэтической тетради появились в нашем учебнике.
Буду рада, если кто-то из вас сегодня решил, что будет использовать
форму организации образовательной деятельности в начальной школе – форму
проектных задач.
Спасибо всем за внимание.
Алгоритм выполнения проекта
1.
Познакомьтесь со справочным материалом о поэтах
из конверта №1.
2.
Выберите
и
выделите
маркером
фамилии
современных поэтов.
3.
Выберите шуточные стихотворения современных
авторов, фамилии которых вы отметили, из конверта №2.
4.
Подберите подходящие иллюстрации к выбранным
стихотворениям из конверта №3.
5.
Выберите вопросы для отобранных стихотворений
из конверта №4.
6.
Распределите
на
странице
отобранный
вами
материал, приклейте.
План ответа (речь спикера)
1.
Мы считаем, что на странице нашего учебника
должны быть представлены …
2.
К
этим
стихотворениям
мы
подобрали
соответствующие …
3.
После совместного обсуждения мы решили, что к
нашим стихотворениям мы добавим вопросы и подобрали
соответствующие.
План ответа (речь спикера)
1. Мы готовы представить вашему вниманию страницу …
2. После
знакомства
со
справочным
материалом
и
обсуждения мы выбрали стихотворения …
3. Т.к. для детей важно, чтобы кроме текста в учебнике
были … мы подобрали несколько подходящих.
4. Чтобы лучше разобраться в тексте, мы считаем, что к
ним нужны вопросы.
Речь во время работы
Проектные задачи могут быть рассчитаны как на один
урок, так и на целый день. Количество текстов и объём
рабочих материалов зависит от отведенного время, которое
отводится на решение этой проектной задачи.
У каждой группы есть алгоритм решения задач. Т.к.
проектная задача выполняется учащимися 2 класса, то
алгоритм выполнения даётся достаточно подробный.
Алгоритм представлен на слайде.
В рабочих материалах имеется страница со справочной
информацией о поэтах, информация дана с избытком. Кроме
современных поэтов, есть поэты-классики.
Технология
организации
учебно-группового
сотрудничества,
формой
организации
проектной
деятельности выбрано решение проектных задач.
Начальная школа является важным этапом подготовки к
проектной
деятельности,
а
собственно
проектная
деятельность по отношению к младшим школьникам – это,
используя выражение Выготского, их «зона ближайшего
развития».
Прообразом
проекта
в
начальной
школе
являются
проектные задачи.
В 1-2 классах сложной оценить метапредметные умения,
одним из способов является карта наблюдений. Учителю на
уроке достаточно легко её использовать.
Во время урока во 2 классе алгоритм на папке
прочитывается
вслух,
используя
приём
чтения
с
комментарием.
Карта наблюдателя
Вопросы
Ответы
Как группа приступила к
работе (сразу стали
выполнять задание, сначала
познакомились со всеми
заданиями).
Как учащиеся выполняли
задания: по предложенному
алгоритму или
самостоятельно.
Как учащиеся отнеслись к
полученной роли.
Как взаимодействовали дети в
ходе выполнения задач.
Помогали ли друг другу.
Какие вопросы задавали дети
по ходу выполнения работы.
Михаил Яснов
Здравствуйте, хвостаствуйте:
— Здравствуйте, хвостаствуйте!
Как вы поживаствуйте?
— Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусаствуйте!..
Так говорил с хвостом щенок —
И всё поймать его не мог!
Живой уголок
Ну что же мне делать с ней,
Честное слово?
Всё время
В пенал ко мне лезет
Петрова!
То ластик возьмёт,
То цветной карандаш —
Ну как же соседке по парте
Не дашь?
Да мне и не жалко —
Когда б возвращала!
Я скоро совсем окажусь
Без пенала.
И вот, в понедельник,
На первый урок,
Принёс я в пенале
Живой уголок:
В нём трёх червяков
Я пристроил толково...
Не любит
Живую природу
Петрова!
Анастасия ОРЛОВА
Философия проста
С точки зрения котов,
Можно жить, не зная слов,
Без работ и отпусков,
Без носков и пиджаков,
Без машин и без собак,
Но без чердака — никак!
Лишь бы Мурка...
И весна!..
Лишь бы мышка!..
И луна!..
Философия проста —
От макушки до хвоста!
Юрий Кушак
Аквариум
У рыбы вечно полон рот:
Я спать ложусь –
Она жует.
Я просыпаюсь –
Рыба ест.
Я кашу ем –
И рыба ест.
Иду гулять –
А рыба ест.
Как только ей не надоест?
Невероятный аппетит,
Нелепая ошибка,
Что до сих пор она не кит,
А маленькая рыбка!
Петр Синявский
Что такое портефьяно?
Нину спрашивает Яна:
– Что такое портефьяно?
Отвечает Яне Нина:
– Это фросто фианино.
Лягушенция
По опушке шла старушка,
А навстречу ей – лягушка.
По опушке шла лягушка,
А навстречу ей – старушка.
– Ой, какая лягушенция! –
Завизжала старушенция.
– Ой, какая старушенция! –
Завизжала лягушенция.
Марина Бородицкая
Не решается задачка —
хоть убей!
Думай, думай, голова
поскорей!
Думай, думай, голова,
дам тебе конфетку,
В день рожденья подарю
Новую беретку.
Думай, думай —
в кои веки прошу!
С мылом вымою тебя!
Расчешу!
Мы ж с тобою
Не чужие друг дружке.
Выручай!
А то как дам по макушке!
Анастасия Орлова пишет стихи и прозу для детей. Родилась 1981
году, в настоящее время проживает в г. Ярославле.
Михаи
́
л Дави
́
дович Яснóв родился в 1946 году, поэт, переводчик,
детский писатель
Юрий Наумович Кушак родился в 1936 умер в 2016году — советский и российский детский
писатель.
Пётр Алексеевич Синявский родился в 1943, в г. Симферополе — российский писатель, поэт-
песенник и композитор.
Марина Яковлевна Бородицкая (род. 28 июня 1954, Москва) — российский поэт, переводчик
поэзии, автор книг для детей.
Живой уголок
Ну что же мне делать с ней,
Честное слово?
Всё время
В пенал ко мне лезет
Петрова!
То ластик возьмёт,
То цветной карандаш —
Ну как же соседке по парте
Не дашь?
Да мне и не жалко —
Когда б возвращала!
Я скоро совсем окажусь
Без пенала.
И вот, в понедельник,
На первый урок,
Принёс я в пенале
Живой уголок:
В нём трёх червяков
Я пристроил толково...
Не любит
Живую природу
Петрова!