Автор: Фомиченко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: занятие
Тема: "Путешествие в страну профессии"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие в страну профессии».
Цель: расширить представления о профессии шахтера.
Задачи:
расширять
знания
о
природе,
познакомить
со
свойствами
каменного угля. Закреплять умения обследовать предметы с помощью
разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать их
сенсорные
ощущения,
поддерживать
интерес
к
исследовательской
деятельности. Дать детям представление о том, как добывают каменный
уголь и как он используется человеком. Познакомить с крупнейшими
месторождениями каменного угля.
Развивать
наблюдательность,
внимание,
мышление
(уме н и е
анализировать, обобщать, делать выводы), связную речь у детей.
Воспитывать
уважение,
доброжелательность,
гордость
к
профессии
шахтер.
Материал
и
оборудование:
Подносы
с
каменным
углём
лупы,
стаканчики с водой, палочки (по количеству детей).
кусочек каменного угля; одежда и приборы пользования на рабочем
месте шахтера. набор «Полезные ископаемые».
Ход:
Воспитатель:
Здравствуйте
ребята. Сегодня мы с вами отправимся в
увлекательное путешествие в страну профессии,
Но в город, какой профессии мы приехали? Для того чтобы ответить на
этот вопрос отгадайте загадку:
Сейчас, дружок, вопрос такой:
Скажи, как называют
Рабочего, что под землёй
Нам уголь добывает.
Ответ: Шахтер
Воспитатель: Правильно ребята, мы приехали в город шахтеров. Как вы
думаете наш город можно назвать городом шахтеров? Почему?
Дети: Да. Потому что в нашем городе живет много шахтеров.
Воспитатель: Теперь я хочу вам поведать историю образования нашей
Кемеровской области и города Новокузнецка, в частности. Было это давным-
давно, когда на Руси правил Царь Пётр1. По его приказу были разосланы по
всей Руси специальные люди разыскивать руду, золото, серебро – богатства в
которых так нуждалась Русь. Один из рудознадцев приехал и к нам в
Кузнецкий край. Плыл он на лодке, любовался природой – могучими лесами,
полями, лугами, скалами. И вот его внимание привлекла одна гора, казалось
будто она горела красным цветом. Этим рудознадцем был Михайло Волков,
подплыл он к этой горе и действительно гора красная -горелая. Вернувшись в
Москву, сделали анализы, оказалось что эти кусочки каменного угля. Вот
почему Михайло Волкова называют –первооткрывателем каменного угля.
(Демонстрация иллюстраций)
Но долго ещё уголь в промышленности не использовали, заводы того
времени работали на дровах. Вокруг заводов леса быстро исчезали. Запасы
леса истощались. Люди стали задумываться, как сохранить природу. Вот
тогда и пригодилось открытие Михайло Волкова. К этому времени стало
ясно, что кузнецкий край имеет огромные запасы угля и здесь нужно строить
шахты, разрезы на которых бы добывали уголь, так необходимый заводам.
Физминутка.
Вырастает, расцветает город с каждым днем
Мы ребята дошколята вместе с ним растем!
Работа с картой Кемеровской области с обозначением шахт и разрезов.
Воспитатель: - Обратите внимание, что сейчас почти в каждом городе нашей
области есть шахта или разрез. Скажите, а чем шахта отличаются от разреза?
(В шахте уголь добывают глубоко под землей, на разрезе угольные пласты
подходят близко к земле)
Для
добычи
угля
использовали
надлежащие
инструменты:
кайло,
им
откалывали
уголь;
этим
фонарем
светили
под
землей,
керосинка,
Воспитатель: Конечно ребята наш город по праву можно назвать шахтерским.
А теперь отгадайте загадку, без чего бы и не было бы такой профессии как
шахтер:
Черный-черный порошок
Очень нам зимой помог.
Им мы печку разжигали,
То-то было жара!
Кочергой его мешали,
Словно кочегары.
Этот порошок, друг мой.
Добывают под землей. (Уголь)
Воспитатель:
Правильно
ребята
это
уголь.
Но
обратите
внимание
существуют
каменный
уголь
и
древесный.
(показ) Вот
он
какой
–
этот
каменный уголь (показ угля).
Это твёрдое полезное ископаемое, он относится к неживой природе.
Посмотрите, у вас на столах стоят подносы, найдите на них каменный
уголь.
Возьмите каменный уголь, рассмотрите его, расскажите о нём: какого
он цвета? Ответы детей.
Твёрдый или мягкий? Ответы детей.
Гладкий или шершавый? Ответы детей.
Блестящий или матовый? Ответы детей.
А как вы узнали, что он твёрдый? Ответы детей( надо надавить на него
пальцем или сжать в руке).
Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Ответы детей.
Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю
по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт.
(Ударяю по куску каменного угля молотком.
Уголь рассыпался на
мелкие кусочки).
Да, ребята, каменный уголь твёрдый, но не настолько прочный, как
например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски.
Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? Ответы детей
(он пачкается).
Положите уголь и вытрите руки салфеткой.
Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или
чёрным, блестящим. Возьмём лупу и рассмотрим каменный уголь. Что мы
там видим? Ответы детей (он бугристый, как дерево).
Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный
уголь в воду? Ответы детей.
Давайте осторожно опустим его в стаканчик с водой. Что происходит с
водой? Ответы детей.
Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете есть воздух,
в пористых предметах – больше. И при опускании в воду он вытесняется ею,
поэтому появляются пузырьки.
Уголь утонул, а почему? Ответы детей.
Каменный уголь тяжёлый. Как вы думаете, он растворяется или нет?
Ответы детей. Как можно проверить? Ответы детей. Помешайте палочкой
воду, меняет ли цвет вода? Ответы детей.
Так, растворяется или нет каменный уголь? Ответы детей.
Каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
Вопрос, кто знает, где применяют уголь.
Дети: печь топят, шашлыки жарят ….
Воспитатель:
Молодцы,
вот
что
я
вам
еще
расскажу.
Каменный
уголь
действительно
применяют
при
топке
в
котельных
установках,
в
печах
частного сектора, в мартенах на металлургических заводах. А вот древесный
уголь, это очень интересно: производят бытовую химию, в косметической
промышленности, в медицине.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать как в городе шахтеры добывают уголь?
-
Дети: Да. Перед вами несколько камешков. Здесь и белые, и розовые, и
серые, и чёрные. Найдите среди всех этих камней знакомые вам.
(Ребёнок находит кусочек угля).
-
Что вы можете рассказать о свойствах угля? (Уголь чёрный, блестит, легко
колется, тяжелее дерева, горит).
-
Ваше внимание привлёк этот чёрный камешек, который называется
чёрным золотом.
-
Чем же славится наш край Кузбасский? (Больше всего он славится
углём).
-
Вот этот чёрный камешек у нас стоит на самом видном месте и напоминает
нам о том, что мы живём в шахтёрском городке, где руками ваших пап и
мам добывают этот чёрный камень, имя которому - уголёк.
-
Где же шахтёры добывают уголь? (Уголь добывают в шахте)..
-
Уголь (показ угля) добывают 2-мя способами, открытым и подземным.
Сейчас рассмотрим открытую добычу угля. (показ презентации «Добыча
угля») Сначала, убирают деревья, снимают землю и вывозят, остается уголь.
Сюда привозят на машине экскаватор. Он набирает ковшом уголь, загружает
в большегрузные машины, которые называются (ребята, как называются эти
машины? ---дети отвечают--- правильно, белазы) и увозят по назначении, на
заводы и на котельные. Во многих местах в глубине земли находится уголь.
-
Говорит он:
«Я хитёр - не возьмёшь меня, шахтёр!
Ты - вверху, я - в глубине.
Как ты спустишься ко мне?»
-
А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!
Я тебя добуду:
Шахту строить буду!»
-
Когда начинается строительство шахты, делают сначала большой глубокий
колодец. Шахтёры называют его СТВОЛОМ. По колодцу-стволу движется
подъёмная машина. Как она называется и для чего она нужна? (Это КЛЕТЬ,
она опускает вверх и вниз шахтёров)
-
А почему она так называется, как вы думаете?
(Потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь,
чувствуешь себя, как в клетке).
-
Кто же управляет клетью и как это делается?
(Когда шахтёры зайдут в клеть, сигналистка падает сигнал, а машинистка
подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с
ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские
лампочки на касках шахтёров).
-
Вот и глубокое подземелье.). Давайте заглянем вглубь шахты. Сначала
шахтеры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и самоспасатели.
Все мы вместе с шахтерами, в рабочей одежде, с лампочками на касках,
влезаем в просторную кабинку лифта и - ух! - вниз. Даже сердце замирает,
как быстро мы мчимся. Всего за минуту кабина опускается на глубину
несколько сотен метров. Приехали - и вперед, по подземному проспекту.
Здесь светло: повсюду горят лампы дневного света.
-
На что же похожа шахта? .На большой город, в котором легко заблудиться,
потому что там очень много проспектов и переулков, все они похожи друг
на друга.
-
Как называются проспекты в этом городе? А переулки?
-
Проспекты в этом городе называются - ШТРЕКИ, а переулки - ЗАБОИ.
-
Как же называют тех людей, которые добывают уголь в забое?
-
Это люди - шахтёры.
-
Но на помощь сильным и смелым людям-шахтёрам добывать уголь
приходят
машины:
угольный
комбайн,
а
управляет
этой
машиной
-комбайнёр.
«Машины на помощь шахтёру
Ползут, грохоча и пыля.
И словно под тяжестью танка
Дрожит под комбайном земля»
Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее,
вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и
выкидывает.
-
Кто желает рассказать, как уголь поступает на - гора?
-
Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка - забоя к угольному
проспекту - штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет
электровоз. А управляет им - машинист электровоза.
-
А затем? Как уголь дальше поступает на гора?
-
Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные
железные ящики - бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих
железных ящиках его поднимает на гора.
-
И вот уголь выдали на гора. Куда же дальше он поступает?
-
Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше
обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей Родины.
Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Сколько трудностей бывает на
пути
в
забое.
Может,
скопиться
под
землей
опасный
газ
-
горючий
и
ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и
«переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники,
машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера.
-
Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как
можно больше дать Родине угля.-
-
Трудом добытый из глубин, что даст нам уголь чёрный?
-
Тепло в квартиры.
-
Да, дети, прежде чем пришло тепло к вам в дом, потрудилось немало шахтёров.
Но, кроме того, что в дом тепло он принесёт наперекор морозам, он даст заводам
- силу для машин, большое пламя горнам, даст пароходам - плавный ход,
движенье - паровозам.
-
А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля
выжигают кокс.
Зачем нужен кокс, спросите вы?
-
Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить
сталь, которая нужна нашей Родине для машин.
-
Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А
таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин - белые как снег.
А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из
чёрного угля.
Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски.
Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для
конфет и пирожных.
Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее
стекло и стеклянные предметы.
Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной
шерсти, пушистого меха.
Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли
фрукты, овощи, хлеб.
Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего
только не делают из угля! Рассказывать об этом можно долго.