Напоминание

Отчет по теме самообразования "Проектная деятельность в рамках УМК "Планета знаний" как средство формирования УУД младших школьников"


Автор: Степанова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г.Нижнеудинск
Наименование материала: статья
Тема: Отчет по теме самообразования "Проектная деятельность в рамках УМК "Планета знаний" как средство формирования УУД младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Отчет по теме самообразования

Тема: Проектная деятельность в рамках УМК «Планета знаний» как средство формирования

УУД у младших школьников

Год работы над темой самообразования: 1ый год (2017-2018гг)

Цель: изучить возможности УМК «Планета знаний» в применении проектной деятельности на

уроках,

Задачи:

-Изучить теоретические основы проектной деятельности учащихся начальной школы

-Расширить свои знания о современных эффективных технологиях

-Способствовать формированию УУД в процессе проектной деятельности

-Разработать комплект дидактических и методических материалов по использованию проектной

деятельности

Актуальность:

Новые стандарты второго поколения предполагают, что недостаточно просто владеть

набором знаний, умений,навыков, надо уметь их приобретать в большем объеме, уметь применять их

в реальной жизни , реальной ситуации.

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие

его творческого потенциала.

Проектная деятельность –это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся,

направленная на овладение ими приемами самостоятельного достижения поставленной

познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей , стимулирующая

самореализацию и развитие значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

Общая

тенденция

развития

современного

общества

такова,

что

творческий,

исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское

поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность,

характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая

характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере

деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка

ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского

поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности

ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию,

организации

и

планированию

деятельности,

самоанализу

и

рефлексии,

презентации,

коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную

мотивацию учения.

Результат:

1. Курсы повышения квалификации по теме «Формирование УУД у младших школьников при

организации проектной деятельности в начальной школе» - 12 час.

2. Изучение литературы по данной теме в интернет-ресурсах

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на

вооружение метод проектов, стал УМК «Планета знаний», который полностью соответствует

требованиям стандартов нового поколения.

Начав работать по этому методическому комплекту, я включилась в работу над

формированием у учащихся УУД через проектную деятельность.

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода

проектов

в

образовательном

и

воспитательном

процессе.

Для

себя

я

выбрала

следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен,

не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для

себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую

деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы,

презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между

родителями и учениками, библиотекарем

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты

проекта.

В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух

взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора

информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения

пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только

для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным

предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по

предметам впервые представлены в учебном пособии. Проекты представлены на специальных

разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с

темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги,

энциклопедии, фильмы, экскурсии…

Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для

проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в

различных видах и формах деятельности.

В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально

или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно

приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, придти

к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения,

понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами, энциклопедиями, справочниками.

Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств.

Результативность:

Выполнялись следующие проекты:

По литературному чтению:

- составление азбуки (по теме – ягодно-фруктовая, азбука вежливости, «живая» азбука)

- составление книжки с загадками на отдельную тему (каждый ребенок выбирал тему сам,

подбирал загадки, иллюсрировал)

- инсценирование сказок

По русскому языку:

- составление словариков со словарными словами

- слова- родственники

По окружающему миру

- проект «Моя семья»

- азбука безопасности

По математике:

Проект «Мое любимое число»

- Продолжить работу по теме

- Обобщить работу на МО



В раздел образования