Автор: Бадретдинов Шамиль Талипович
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №4"
Населённый пункт: город Лянтор Сургутский р-н ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: Использование инновационных подходов для созидания здоровья школьников на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Статья
«Использование инновационных подходов для
созидания здоровья школьников на уроках физической
культуры».
На
занятиях
с
детьми
младшего
школьного
возраста,
подвижные игры следует использовать как основную составную часть
процесса обучения и воспитания, потому что игра служит средством
решения задач педагогической деятельности.
Сюжет, правила, и двигательные действия каждой игры
составляют её содержание. Содержанием игры обуславливается её
форма.
Содержанием и формой подвижной игры, предопределяются её
методические особенности:
образность;
самостоятельность действий, ограниченная правилами;
выполнение движений с полной мобилизацией
двигательных способностей;
непринужденность, естественность движений;
выполнение целостных действий и отдельных движений
без строгой регламентации;
внезапная изменчивость ситуаций;
творческая инициативность действий;
избирательность способов действий.
Особую роль приобретают игры, родственные по структуре
движений тем двигательным действиям, которые изучаются на
данном занятии в данный период педагогического процесса.
Применение таких игр на этапе начального ознакомления с
двигательным
действием
помогает
первичному
усвоению
занимающихся
элементов
изучаемого
движения
тем
самым
создаются
предпосылки
для
дальнейшего
изучения
данного
движения.
Пример:
игра
«Через
кочки
и
пенёчки»
на
этапе
предварительной подготовки детей к бегу на короткие дистанции, в
непринуждённой обстановке может заложить правильную основу
техники выноса бедра. Кроме того, применение родственных игр на
этом этапе, может предупреждать неправильные движения.
На этапе
совершенствования двигательных — действий,
многократное повторение отдельных технических и тактических
действий в условиях игры, даёт возможность быстрому развитию у
детей способности выполнять многие изучаемые движения в целом.
Большое
значение
для
совершенствования
двигательных
действий
приобретают
эстафеты
с
преодолением
различных
препятствий.
Препятствия
подбирают
с
учётом
изучаемого
материала на данном занятии, препятствия должны быть приемлемы
для учащихся. Во избежание однообразности, рекомендуется менять
местами расставленные препятствия.
Иногда, занимающиеся хорошо изучив данное двигательное
действие
во
время
игры,
выполняют
его
небрежно.
Для
предупреждения
этого
можно
создавать
некоторые
игровые
ситуации,
стимулирующие
использование
изученных
приёмов
техники. Можно давать задание на выполнение движений с учётом
штрафных очков при неправильном выполнении действия. Так же,
следует заранее развивать у играющих способность правильно
оценивать пространственно-временные отношения, способность к
распределённому
вниманию
(способность
одновременно
воспринимать многие раздражители и соответственно на них
реагировать). Образовательная направленность игр требует, что бы
педагог обучал детей играть. В доступной форме им следует
разъяснять значение каждой игры для их развития. Очень важно
объяснять и показывать целесообразные игровые приёмы, наиболее
выгодные тактические действия в различных игровых ситуациях.
Учитель должен постоянно следить за процессом обучения
подвижным играм, оценивать результаты, заострять внимание
занимающихся на допускаемых ошибках.
Важно систематически проверять и оценивать успеваемость по
подвижным играм. Существует систематическая проверка (при
проведении каждой игры) и контрольная (на контрольных занятиях).
При оценке успеваемости, нужно ориентироваться на конкретные
требования, которые характеризуют умение играть в данную игру.
Можно оценивать:
1. Знание правил игры и умение соблюдать их.
2. Умение целесообразно и согласованно действовать в игре.
3. Умение использовать в определённых игровых ситуациях
знакомые двигательные действия.
Ошибки различают мелкие и существенные.
Мелкие - к ним можно отнести ошибки, связанные с небольшими
отклонениями
от
правильных
двигательных
действий,
но
не
оказывающие явно отрицательного влияния на результат игры.
Существенные
-
ошибки
подразумевают
нецелесообразное
применение двигательных действий, которые нарушают и искажают
ход игры.
Игра во время занятий имеет не только образовательные, но и
воспитательные функции. Каждую игру следует использовать для
воспитания положительных нравственных качеств; укреплять волю;
развивать у занимающихся эстетические чувства,
творческую,
познавательную, двигательную активность. Следует учить детей
правильно распознавать хорошие и плохие поступки свои и своих
товарищей; преодолевать трудности и препятствия на пути к
достижению общей цели.
Воспитывая у занимающихся смелости и уверенности в себе,
полезно побуждать игроков к тому, чтобы каждый из них старался
оставаться позже всех за условной линией, полосой, которую надо по
ходу игры перебежать. Дети должны стремиться не прятаться за
других, а наоборот, больше находиться в «опасных» местах. На
практике, данное методическое указание используется в некоторых
играх
посредством
объявления
учащимся,
что
в
вынесении
результата
педагог
будет
ориентироваться
по
последнему
играющему, который пересечёт условную линию.
Вместе с тем, следует приучать занимающихся действовать
расчётливо. С первых занятий необходимо начинать воспитывать у
детей уважение к товарищам по игре, привычку играть дружно. Надо
поощрять стремление играющих к согласованным решениям при
выполнении возникающих в игре задач.
Следует воспитывать у игроков спокойное отношение к успехам
и неудачам, надо прививать ребятам привычку к сдержанности и
самодисциплине. Для воспитания эстетических чувств полезно
включать в подвижные игры различные варианты содержания и
правил.
Следует
полностью
использовать
оздоровительный
и
развивающий потенциал каждой игры. Каждая игра, используемая на
занятии должна содействовать нормальному росту, развитию и
укреплению важнейших функций и систем организма занимающихся.
Достигается это путём регулирования общей нагрузки в игре. Игра
регулируется следующим образом:
1. Установление кратковременных перерывов или проведения
игры без перерывов.
2. Увеличение или уменьшение количества повторений игры
или её отдельных эпизодов.
3. Увеличение или уменьшение общего времени на игру.
4. Удлинение или сокращение дистанций для перебежек,
расширение или уменьшение общего участка для игры.
5. Увеличение или сокращение количества игроков в командах;
проведение групповых игр одновременно со всеми участниками, или
разделение играющих на несколько подгрупп, в каждой из которых
одна и также игра ведётся самостоятельно.
Особое значение приобретают точные и чёткие правила.
Точные
правила
упорядочивают
взаимодействия
играющих,
устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на
проявление положительных эмоций у игроков. Особенности методики
подвижных игр на занятиях с младшими школьниками состоят в том,
что между подвижными играми и изучаемыми упражнениями должна
быть обеспечена тесная взаимосвязь. Для этого надо учитывать
основные задачи урока, его построение и содержание. В занятиях,
предшествующих изучению нового материала или двигательного
действия, включают игры, родственные по структуре и характеру
этим изучаемым движениям.
Методика проведения подвижной игры:
> объявление названия;
> сообщение расположения участников;
> объяснение хода игры;
> показ выполнения отдельных действий;
> подведение итогов, объявление победителя:
Следует объяснить правила, распределить роли, выбрать
ведущего. В отдельных играх должен принимать участие сам педагог.
Руководитель должен уметь подготовить ребят к окончанию
игры. После игры, следует провести коллективное её обсуждение.
Игра, построенная методически правильно, даст возможность более
свободно руководить группой во время проведения игры, такая игра
принесёт положительные результаты для здоровья детей и их
эмоционального состояния.
Методические ошибки, наиболее часто встречающиеся при
проведении подвижных игр:
1) Отсутствие достаточного контакта педагога с медицинским
работником, приводит к тому, что при проведении игр не
всегда учитывается состояние здоровья, типологические
особенности интересы самих детей.
2) При
определении
величины
нагрузки
подвижной
игры
нередко на занятиях с детьми учитывается лишь чисто
физическая сторона нагрузки. Степень же эмоциональной
насыщенности игры не учитывается, следует помнить, что
большая
эмоциональная
нагрузка
может
оказаться
—
чрезмерной и превысить физиологические возможности
некоторых занимающихся.
3) Допускается
большое
количество игроков,
что лишает
возможности некоторых детей быть активными, а учителя —
осуществлять контроль за каждым ребёнком.
4) Подведение итогов игр проводится непосредственно после
их окончания, между тем, резкая смена возникающего во
время игры динамического состояния организма ребёнка
статическим, может оказать отрицательное воздействие на
работу сердечно-сосудистой системы и на весь организм
занимающегося.
5) Недооценивается правильная расстановка детей в игре.
Более слабым или утомившимся детям нельзя давать в игре
активные роли.
6) Не
поощряется
правильность
осанки
детей,
красивое
положение головы, туловища ит.д.
7) При распределении ролей в игре, подаче команд, не всегда
принимается во внимание степень возбудимости детей. С
возбудимыми детьми, тон разговора тренера должен быть не
громкий,
строгий;
с
робкими,
тихими
детьми
—
тон
поощрительный,
мягкий.
Каждое,
даже
небольшое
достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым
предавать им бодрость и уверенность в своих силах.
8) Недооцениваются
индивидуальные
особенности
при
распределении ролей в игре.
9) Предлагаются
подряд
игры,
требующие
длительного
сосредоточения внимания, или нагрузки на одни и также
мышечные группы или тренировки на одни и также группы
умений и навыков, что приводит к быстрому утомлению
ребёнка.
10)
У педагога отсутствуют творческое отношение к играм,
педагогическое мастерство, свободное владение игровым
мастерством в результате чего недоиспользуются огромные
воспитательные и оздоровительные возможности подвижных
игр.
Во избежание этих ошибок необходимо свободно владеть
методическим материалом, знать индивидуальные особенности
детей, иметь педагогический такт и многие другие педагогические
качества.