Напоминание

"Знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает"


Автор: Бакулева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: село Александровское Александровский район Томская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе

ТЕМА: «Знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает»

Подготовила: учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №1 с. Александровское»

Бакулева Наталья Александровна

Тема: «Знакомство с буквами С, с, обозначающими согласные звуки [c], [с’]».

Цель: познакомить учащихся с новыми буквами и звуками, учить давать характеристику звукам, узнавать буквы, формировать

навыки чтения, совершенствовать устную речь, фонематический слух, логическое мышление, учить чётко и правильно выражать

свои мысли.

Формировать УУД:

Личностные:

осознавать и определять (называть) свои эмоции;

интерес к чтению, к ведению диалога, потребность в общении.

Регулятивные:

под руководством учителя формулировать тему и цели урока;

в диалоге с учителем вырабатывать

критерии оценки и определять

степень успешности своей работы и работы других в

соответствии с этими критериями.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

задавать вопросы.

Познавательные:

извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрация, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

умением строить рассуждения.

Предметные:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

составлять устные высказывания.

Оборудование: учебник Горецкого В.Г. «Азбука», книга для учителя Волиной В.В. «Занимательное азбуковедение», мультимедийный

проектор, компьютер.

Организация пространства: фронтальная и индивидуальная работа.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

словесные;

наглядные;

практический;

частично-поисковый.

Формы контроля: контроль учителя.

Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности

реализуется через переходы от простого к сложному.

Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого; карточки с текстом; набор картинок с предметами, слайдовая презентация.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный

момент

(вовлечение

учащихся в ход урока)

Кем-то придумано просто и мудро

Утром

здороваться:

«Доброе

утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро приветливым лицам!

Ученики

приветствуют

друг

друга

и

занимают

свои места.

(На доске появляется картинка с

солнышком.)

Личностные:

способность откликаться на

добрые чувства.

II

Актуализация

знаний

и

постановка

учебной задачи.

1.Фонетическая

зарядка

«Солнечный зайчик появился

Язычку сказал трудиться».

Повторяйте все за мной (3-4 раза),

чётко

и

разборчиво,

сначала

медленно, затем быстрее:

- Солнце светит нам с небес,

Повторяют за учителем.

Коммуникативные:

проявляют

интерес

к

общению

на

уроке

и

предмету.

Регулятивные:

понимают

цель

и

смысл

выполняемых заданий.

2. Выделение новых

звуков

3. Постановка

темы урока и его

цели

Освещает сонный лес.

- Какой звук часто повторяется в

этой чистоговорке?

-Охарактеризуйте,

пожалуйста,

этот звук.

-

Как

назвать

одним

словом

момент, когда солнце спряталось

за горизонт?

-

А

как

называется

большая

деревня?

- С какого звука начинаются слова

«село» и «село»?

- Охарактеризуйте, пожалуйста,

этот звук.

- С какими звуками мы сегодня

будем работать?

- Кто назовёт тему сегодняшнего

урока?

(тему

помогает

сформулировать учитель)

-

Итак,

цель

нашего

урока

сегодня: знакомство с новыми

звуками и буквами, которая их

обозначает.

Отвечают - [с].

- Этот звук согласный, твёрдый.

- Солнце село.

- Село.

- В начале слова слышно звук

[c’].

- Этот звук согласный, мягкий.

-

Мы

будем

трудиться

над

звуками [с], [с’].

- Тема урока: «Знакомство

со

звуками

[с],

[с’]

и

буквами С, с».

Познавательные:

умение

слышать в звучащем слове

определённый звук.

Личностные:

самоопределение

к учебной деятельности.

III

Работа над новым

материалом

1.

Слого-звуковой анализ

слов «лес», «село».

2.

Артикуляция звуков [с],

[с’] (положение губ, зубов, языка).

- Как воздух выходит из шарика?

- Вывод: …

(вывод

помогает

Следуют инструкции учителя.

Произносят: с-с-с-с-с…

-Звук

[с]

согласный,

твёрдый.

Предметные: умение

анализировать

звуки

и

сформулировать учитель).

3.

Определение

положения

звуков

[с],

[с’]

в

словах.

- Придумайте свои примеры слов

со звуком [с, с’] в начале, в

середине, в конце.

-Звук

[с’]-

согласный,

мягкий.

-Эти звуки глухие (нет

вибрации в горле).

- Сон, серебро, сани, сом…

- Коса, доска, моська, астра…

- Пояс, покос, лось, голос…

(Примеры детей)

давать им характеристику.

Познавательные: умение на

основе наблюдения делать

вывод.

IV

Построение

проекта

выхода из затруднения

4.Физминутка

5.Знакомство с буквами

С, с.

- Хлопните в ладоши один раз, если

услышите звук [ч’], два раза – звук

[ц], вставайте, если услышите звук [с,

с’].

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

Пёс тоскует на цепи,

А попробуй отцепи.

В небе коршун кружится

Третий час подряд.

Но ему, разбойнику,

Не украсть цыплят.

Рассматривание печатных букв С, с.

- Как выдумаете, на что похожа буква

«эс»?

1) Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

2) Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Следуют инструкции учителя.

Ответы детей.

Ответы детей.

Познавательные:

умение

слышать

и

дифференцировать

в

звучащем

слове

определённый звук.

Личностные: выполнение

правил личной гигиены и

формирование здорового

образа жизни.

6.Запоминание

образа

буквы.

7.Нахождение букв С, с

в напечатанном тексте

8.Чтение слогов с новой

буквой и работа над

дикцией

3) Села мышка в уголок

Съела бублика кусок.

- Постройте букву «эс».

- Зачеркните в тексте буквы С, с.

«Сегодня стужа. Слабо светит солнце.

Серый,

стылый

сумрак.

Сеют,

сыплются снежинки.

- Скучно? Собирайся! Сейчас станем

скатывать снеговика!

Слышен

смех.

Скрипят

санки.

Свистят снежинки. Славно!»

- чтение слогов нараспев;

- чтение слогов протяжно, но короче,

чем нараспев;

- четкое краткое чтение слогов.

ас са иса сна

ос со исо сно

ус су асу сну

ыс сы исы сны

ис си иса сни

Игра «Доскажи словечко».

Дети читают начало чистоговорки:

«Са-са-са…».

Учитель

продолжает:

«…в

лесу

бегает…».

Дети заканчивают фразу, договаривая

Дети «строят» букву «эс» из

шнурка (верёвочки, ленты).

Дети зачёркивают буквы «С, с» в

тексте (совместная проверка с

учителем

Дети,

следуя

инструкции

учителя,

читают

открытые

и

закрытые слоги.

Дети читают начало фразы и

придумывают слово-рифму для

ее завершения.

Регулятивные: умение

выполнять

задание

по

образцу

и

определять

успешность

выполнения

своего задания.

Предметные: умение читать

по слогам.

слово: «…лиса».

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Са-са-са – прилетела к нам оса.

Су-су-су – кошка любит колбасу.

Со-со-со – мы сменили колесо.

Отдохнуть пора давно.

V

Первичное

закрепление

9.Физминутка

(«Сова»)

10.Чтение слов с новой

буквой,

пропедевтика

рода, числа.

11.Многозначность

слова.

«В лесу темно, все спят давно.

Все птицы спят, одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!»

оса ус нос сосна

осы усы носы осины

сон сани носик насос

-

Замените

прочитанные

слова

словами: «он», «она», «они».

- Сколько предметов мы называем,

когда заменяем их словом «они»?

(«он»? «она»?)

Игра «Смотри и слушай!»

Учитель

показывает

и

называет

предмет

(или

картинку

с

изображенным

предметом).

Если

предмет показан и назван правильно,

ученики

поднимают

руку.

Если

Повторяют

движения

за

учителем.

Дети читают слова.

Заменяют слова:

«он» – нос, ус,…

«она» - сосна, оса,..

«они» - носы, осины,…

Ответы детей.

Выполняют

инструкцию

учителя.

Личностные: выполнение

правил личной гигиены и

формирование

здорового

образа жизни.

Познавательные:

умение

добывать новые знания.

Предметные: умение читать

слова по слогам, читать с

помощью

приема

«жужжащее чтение».

Регулятивные:

умение

действовать

с

учётом

указанных

учителем

ориентиров.

Коммуникативные:

12.Чтение предложений

с изученной буквой.

предмет один, а название другое, руку

поднимать не нужно.

«Сова, ананас, слон, свитер, скафандр,

скатерть, серпантин…»

Показывает

картинки:

кисти

для

рисования,

кисти

рук,

кисти

на

знамени, кисти на скатерти, кисти

рябины.

- Что общего у всех этих предметов?

Можно ли все эти предметы назвать

одним словом?

- Вывод….

Справка:

Кисть – инструмент для покраски и

живописи.

Кисть – часть руки от запястья до

конца пальцев.

Кисть

скопление

цветков

или

плодов на одной ветке.

Кисть

один

из

декоративных

аксессуаров (украшений) знамени.

Кисть – пучок нитей, шнурков для

украшения

чего-либо

(шаль

с

кистями, скатерть с кистями и т.д.)

Добиваться слогового,

плавного и

орфоэпически грамотного чтения.

Нина у осины.

Инна у сосны.

- Ау, Нина! Ау!

Рассматривают,

обсуждают

внешний образ и анализируют

картинки.

Делают

вывод

помощью

учителя).

Работают по учебнику

с.45-46.

Читают

предложения,

обращая

внимание

на

знаки

препинания в них.

развивать

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками и учителем.

Предметные: умение

сравнивать и анализировать,

находить

общее

(общий

признак, внешнее сходство).

Познавательные: умение на

основе наблюдения делать

вывод.

Сани у Сони.

- Нина! Осы! Осы!

VI

Подведение

итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

- С какими новыми буквами

познакомились?

- Какие звуки обозначают эти

буквы?

- На что похожа буква «эс»?

-

Что

интересного

было

на

уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Какие игры со словами вам

понравились?

- Как вы думаете, пригодятся ли

вам новые знания в жизни?

- Кто доволен своими успехами

на уроке?

- На уроке мы познакомились с

и новой буквой «эс».

-

Буква

«эс»

обозначает

согласные звуки [c] и [с’].

- Буква «эс» похожа на месяц…

Дети высказывают своё мнение.

Регулятивные:

умение

определять

успешность

своей учебной деятельности.

Коммуникативные: умение

адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение окружающих во

взаимодействии.

Умение строить осознанное

высказывание.

VI

Рефлексия

учебной

деятельности на уроке

- Оцените свою работу на уроке.

Если вы успешно справились со

всеми заданиями, то поднимите

вверх большой пальчик, а если

затруднялись,

то

поднимите

вверх руку.

- Цель урока мы достигли?

- Большое вам спасибо за работу,

ребята. Урок окончен.

Дети

оценивают

свою

работу с помощью сигнала.

Ответы детей.

Личностные: самооценка на

основе

критерия

успешности.

Регулятивные: умение

соотносить

цель

с

окончательным результатом

деятельности.



В раздел образования