Напоминание

Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложнопочинённые, бессоюзные


Автор: Коптева Лидия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бехтеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Бехтеевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложнопочинённые, бессоюзные
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

Классификация сложных предложений:

сложносочинённые,

сложноподчинённые, бессоюзные

Конспект открытого урока русского языка в 9 Б классе

в рамках предметной Недели

Учитель

Коптева Лидия Ивановна

Цель урока: повторение и углубление сведений о сложном предложении, известных

обучающимся по курсу V-VIII классов.

Задачи урока:

1.

актуализировать знания о сложном предложении, подготовить к восприятию

новых сведений по данной теме;

2.

сформировать умения различать сложные предложения по типу связи;

3.

познакомить с общими принципами построения схем сложных предложений;

4.

развивать навыки правильного использования сложных предложений в речи;

воспитывать бережное отношение к родному языку, прививать интерес к его

познанию

Тип урока – урок совершенствования полученных знаний.

Оборудование урока: презентация, карточки с заданием, алгоритмы, схемы.

Ход урока

Самая большая ценность народа – его язык.

Язык, на котором он пишет,

говорит, думает .

Д. С. Лихачев

1.Оргмомент

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, и

начнём занятие.

Я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок.

2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

-Как вы понимаете мысль Д.С.Лихачёва, которую я взяла сегодня в качестве эпиграфа к

уроку?

Ученик : (Каждый человек должен гордиться своим языком и правильно выражать

свои мысли. Чем больше у человека словарный запас, тем больше возможность

понимать сложные мысли и ощущать сложные чувства.)

Учитель: Действительно, не только на сегодняшнем уроке , но и на последующих,

в своей повседневной жизни следите за своей речью, правильно выражайте мысли,

чтобы они были понятны окружающим. Цените наш язык, бережно относитесь к

нему.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

В качестве домашнего задания вы выполняли Упр.43, работали по 5 вариантам КИМОВ

с заданием, связанным с пунктуационным анализом. Думаю, что вы успешно

справились с работой.

(Пока проверяется упр и задания КИМОВ, 1 ученик выполняет лингвистическую

разминку ( в поэтическом тексте выделить грамматические основы, найти

обособленное распространённое определение, объяснить причину обособления), 1

ученик работает с прозаическим текстом, выполняя одно из экзаменационных

заданий.

Проверка домашнего задания. (Учащиеся читают выписанные дома предложения.)

1. Упр. 43 (1 вопрос – в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном

две и более. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами.Метель не

утихала, небо не прояснялось.

3 вопрос – между частями сложного предложения может быть и союзная и бессоюзная

связь. Метель не утихала, небо не прояснялось.- Но ему казалось, что прошло более

получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи.

4 вопрос – сочинительной связью связаны части сложных предложений в последнем

предложении и Но ему казалось, что прошло более получаса, а он не доезжал ещё до

Жадринской рощи. Эти части не подчиняются одна другой, они равноправны.

Подчинительной связью связаны части в предложениях : 1 и последнее. В этих

предложениях одна часть зависит от другой, от одной части к другой можно задать

вопрос.

2. КИМЫ – предложения №43 (в.1), № 20(в.2), №24 (в.3), №29 (в.4), №24(в.5).

В этом году вам предстоят экзаменационные испытания. На сегодняшнем уроке мы

обратимся ещё к одному вопросу, предложенному в КИМах

1 ученик выполняет лингвистическую разминку ( в тексте выделить

грамматические основы, найти обособленное распространённое определение,

объяснить причину обособления)

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нём

Показались повсюду просветы,

И красив он в уборе своём,

Золотою листвою одетый. И.А. Бунин

Учитель: Ещё одно задание экзаменационной работы будет решать….. Среди

предложений найдите такие слова с приставкой, правописание которой зависит от

глухости-звонкости последующего согласного звука.

Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и

разливается по всему небосклону. Густой туман расстилается по земле а высокая

трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок высоко в небо взлетел

жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением. Я люблю слушать пение

птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь

их песню и замираешь от восторга!

( слова : разливается, расстилается, взлетел)

Правильное объяснение этой орфограммы: «В слове на конце приставки пишется

С (или З), так как после приставки стоит глухой (или звонкий ) согласный».

( обращается внимание на задание 5 в КИМ).

- Как можно сформулировать объяснение орфограммы в словах слушаешь,

замираешь?

Правильное объяснение этой орфограммы: « Буква Ь после шипящих пишется

потому, что слова относятся к глаголам 2 лица ед.числа.»

4. Те ребята, которые работали с текстами, наверное, могут сформулировать тему

урока и сказать, о чем мы с вами будем говорить, какие цели мы перед собой

поставим?

Сложное предложение и его классификация. Итак, это тема нашего урока. Запишите.

Цели и задачи формулируют учащиеся. Например:

- Наша задача – вспомнить, какие виды сложных предложений мы знаем, как

соединяются простые предложения в них, с помощью какой связи, научиться

правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы подобных предложений .

А еще мы с вами в течение урока будем наблюдать , как красиво звучит русская речь.

5. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и понаблюдать над языковым

материалом. У каждой группы своё задание. По завершении работы один

представитель от группы расскажет о своих наблюдениях и выводах. Если в чём-то

возникнет затруднение, мы вместе решим эту проблему. (Предложения записать в

тетрадь!!!!!)

Наблюдение над языковым материалом

Работа в группах

1 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу, расставить

недостающие знаки препинания, указать, как связаны части предложений, равноправны

или неравноправны части предложений, какой знак может стоять между частями) и

сделайте вывод.

1). Сумрак стал гуще и звёзды сияли выше. 2). Ещё в полях белеет снег а воды уж

весной шумят. 3). То светило солнце то шёл дождь.

(Предполагаемый вывод: Эти предложения называются сложносочиненными, так как

грамматические основы равноправны, т.е. каждая грамматическая основа может

существовать самостоятельно. Грамматические основы соединяются сочинительными

союзами, части предложений разделяются запятой.)

2 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу, расставить

недостающие знаки препинания, указать, как связаны части предложений, равноправны

или неравноправны части предложений, какой знак может стоять между частями)

сделайте вывод.

1). Мы выехали в едва зазеленевшие поля над которыми в солнечном свете,

трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. 2). Лес стоял тихий и молчаливый

потому что главные певцы улетели. 3). Под вечер мы вышли на поляну где рос

огромный дуб.

(Предполагаемый вывод: Данные предложения называются сложноподчиненными,

так как одна часть зависит от другой, части

предложений присоединяются

подчинительными союзами и эти части неравноправны).

3 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу, указать, как

связаны части предложений, равноправны или неравноправны части предложений,

какой знак может стоять между частями) и сделайте вывод.

1). Покраснела рябина, посинела вода. 2). Луны не было на небе: она в ту пору поздно

всходила. 3). Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв

золотую головку, лежит уж и стережёт их.

(Предполагаемый вывод: все эти предложения сложные бессоюзные

, так как

грамматические основы равнозначные, т.е. каждая грамматическая основа может

существовать самостоятельно. Грамматические основы соединяются при помощи

интонации. В бессоюзном сложном предложении между частями могут стоять разные

знаки препинания: , ; :)

Работа со статьей учебника.

( Чтение теоретического материала по учебнику, стр.32-34 )

2. Учащиеся рассказывают о видах сложных предложений с опорой на таблицу.

Виды сложных предложений

Виды сложных

предложений

Союзные

Бессоюзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Строение

,

Способы связи

простых

предложений в

сложном

1) по смыслу;

2) при помощи

сочинительных союзов;

3) при помощи интонации

1) по смыслу;

2) при помощи

подчинительных союзов;

3) при помощи интонации

1) по смыслу;

2) при помощи

интонации.

Примеры

Шел густой снег, и сквозь

снежную пелену мягко

светились окна домов.

Солнце освещало вершины

лип, которые уже пожелтели

под свежим дыханием осени.

Любите книгу: она

поможет вам разобраться

в пестрой путанице

мыслей, она научит вас

уважать человека.

Учитель: - Какую роль выполняют сложные предложения?

(благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче,

ярче.)

- Скажите, всегда ли между частями ССП, связанными союзом И, ставится запятая?

УЧЕНИК : (НЕТ, не всегда. Анализируя ранее сложные предложения, нам

приходилось наблюдать, что Если в ССП с одиночными соединительным или

разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к

обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале

апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

ФИЗМИНУТКА

6.

Закрепление материала

.

1). Работа с текстом. Обратитесь к тексту, с которым вы работали в начале урока,

и найдите в нём все типы сложных предложений. Начертим их схемы.

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и

разливается по всему небосклону.(ССП)

Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью.(ССП)

Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел.(БСП)

И лес наполнился птичьим пением.

Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит

деревья.(СПП)

Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

2). Графический диктант с самопроверкой. Составьте схемы предложений с

указанием грамматической основы.

1.

Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

2.

Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

3.

Лес тянулся на несколько километров, так что можно было заблудиться в нем.

4.

Осень, и уже прохладно.

5.

Если вы посидите с удочкой на берегу, вы почувствуете прилив сил.

6.

Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Общая

придаточная часть, поэтому запятая перед союзом И не ставится).

3).Самостоятельная работа - Упр. 52 Выписать предложения с номерами.

7. РЕФЛЕКСИЯ

Выбери правильное утверждение, обозначив знаком +, неправильное – знаком -.

1)

Предложения бывают простые и сложные. +

2)

В сложных предложениях 1 грамматическая основа. -

3)

Простые предложения в составе сложных всегда соединяются при помощи союзов. -

4)

Союзы бывают сочинительные и подчинительные. +

5)

В сложных предложениях связь между простыми может быть союзная и бессоюзная. +

6)

В сложных предложениях передается больше информации, чем в простых. +

Задание: из 2 простых предложений составить сложные.

- Какие сложные предложения можно составить из 2-х простых.

1.

Было уже десять часов. Над садом светила полная луна. (И, ССП)

2.

Мягко стелет. Жестко спать. (ДА, ССП)

3.

Математику надо учить. Она ум в порядок приводит. (ПОТОМУ ЧТО, СПП)

4.

Тогда я понял. Надо старательно и много работать.(ЧТО,СПП; : БСП)

5.

Город есть книга. Каждая улица есть страница. (ГДЕ, СПП)

6.

Уместно будет напомнить. Язык создаётся народом.(ЧТО, СПП; : БСП)

8.Выставление отметок, комментарий

УЧИТЕЛЬ: -Закончить урок хотелось бы словами К.Г. Паустовского: «Многие

русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают

таинственный блеск». Помните об этом и не засоряйте свой язык ненужными

словами. Берегите его.

9.Д/з п.6, упр.49,ЗСП -1

1. Текст для анализа предложений.

1).Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и

разливается по всему небосклону. 2).Густой туман расстилается по земле а

высокая трава белеет ровной скатертью. 3).Но вот пробежал ветерок высоко в

небо взлетел жаворонок и запел. 4).И лес наполнился птичьим пением. 5).Я люблю

слушать пение птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит

деревья. 6).Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

2. 1 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу,

расставить недостающие знаки препинания, указать, как связаны части предложений,

равноправны или неравноправны части предложений, какой знак может стоять между

частями) и сделайте вывод.

1). Сумрак стал гуще и звёзды сияли выше. 2). Ещё в полях белеет снег а воды уж

весной шумят. 3). То светило солнце то шёл дождь.

3.Графический диктант с самопроверкой. Составьте схемы предложений с

указанием грамматической основы. Знаки препинания не расставлены.

1.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

2.Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком.

3.Лес тянулся на несколько километров так что можно было заблудиться в нем.

4.Осень и уже прохладно.

5.Если вы посидите с удочкой на берегу вы почувствуете прилив сил.

6.Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок.

4.Выбери правильное утверждение, обозначив знаком +, неправильное – знаком -.

7)

Предложения бывают простые и сложные.

8)

В сложных предложениях 1 грамматическая основа.

9)

Простые предложения в составе сложных всегда соединяются при помощи союзов.

10)

Союзы бывают сочинительные и подчинительные.

11)

В сложных предложениях связь между простыми может быть союзная и

бессоюзная.

12)

В сложных предложениях передается больше информации, чем в простых.

Задание: из 2 простых предложений составить сложные.

- Какие сложные предложения можно составить из 2-х простых.

1.Было уже десять часов. Над садом светила полная луна.

2.Мягко стелет. Жестко спать.

3.Математику надо учить. Она ум в порядок приводит.

4.Тогда я понял. Надо старательно и много работать.

5.Город есть книга. Каждая улица есть страница.

6.Уместно будет напомнить. Язык создаётся народом.

Задание

Выделить в тексте грамматические основы, найти обособленное

распространённое определение, объяснить причину обособления.

Осыпаются астры в садах

Стройный клён под окошком желтеет

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает и в нём

Показались повсюду просветы

И красив он в уборе своём

Золотою листвою одетый. И.А. Бунин

Задание

Среди предложений найдите такие слова с приставкой, правописание которой

зависит от глухости-звонкости последующего согласного звука. Объяснить

условия выбора орфограммы. Знаки препинания в предложениях не расставлены.

Дайте правильное объяснение правописания слов Слушаешь и замираешь

1).Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и

разливается по всему небосклону. 2).Густой туман расстилается по земле а

высокая трава белеет ровной скатертью. 3).Но вот пробежал ветерок высоко в

небо взлетел жаворонок и запел. 4).И лес наполнился птичьим пением. 5).Я люблю

слушать пение птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит

деревья. 6).Слушаешь их песню и замираешь от восторга!



В раздел образования