Автор: Коптева Лидия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бехтеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области"
Населённый пункт: село Бехтеевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложнопочинённые, бессоюзные
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Классификация сложных предложений:
сложносочинённые,
сложноподчинённые, бессоюзные
Конспект открытого урока русского языка в 9 Б классе
в рамках предметной Недели
Учитель
Коптева Лидия Ивановна
Цель урока: повторение и углубление сведений о сложном предложении, известных
обучающимся по курсу V-VIII классов.
Задачи урока:
1.
актуализировать знания о сложном предложении, подготовить к восприятию
новых сведений по данной теме;
2.
сформировать умения различать сложные предложения по типу связи;
3.
познакомить с общими принципами построения схем сложных предложений;
4.
развивать навыки правильного использования сложных предложений в речи;
воспитывать бережное отношение к родному языку, прививать интерес к его
познанию
Тип урока – урок совершенствования полученных знаний.
Оборудование урока: презентация, карточки с заданием, алгоритмы, схемы.
Ход урока
Самая большая ценность народа – его язык.
Язык, на котором он пишет,
говорит, думает .
Д. С. Лихачев
1.Оргмомент
Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, и
начнём занятие.
Я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок.
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
-Как вы понимаете мысль Д.С.Лихачёва, которую я взяла сегодня в качестве эпиграфа к
уроку?
Ученик : (Каждый человек должен гордиться своим языком и правильно выражать
свои мысли. Чем больше у человека словарный запас, тем больше возможность
понимать сложные мысли и ощущать сложные чувства.)
Учитель: Действительно, не только на сегодняшнем уроке , но и на последующих,
в своей повседневной жизни следите за своей речью, правильно выражайте мысли,
чтобы они были понятны окружающим. Цените наш язык, бережно относитесь к
нему.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
В качестве домашнего задания вы выполняли Упр.43, работали по 5 вариантам КИМОВ
с заданием, связанным с пунктуационным анализом. Думаю, что вы успешно
справились с работой.
(Пока проверяется упр и задания КИМОВ, 1 ученик выполняет лингвистическую
разминку ( в поэтическом тексте выделить грамматические основы, найти
обособленное распространённое определение, объяснить причину обособления), 1
ученик работает с прозаическим текстом, выполняя одно из экзаменационных
заданий.
Проверка домашнего задания. (Учащиеся читают выписанные дома предложения.)
1. Упр. 43 (1 вопрос – в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном
две и более. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. – Метель не
утихала, небо не прояснялось.
3 вопрос – между частями сложного предложения может быть и союзная и бессоюзная
связь. Метель не утихала, небо не прояснялось.- Но ему казалось, что прошло более
получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи.
4 вопрос – сочинительной связью связаны части сложных предложений в последнем
предложении и Но ему казалось, что прошло более получаса, а он не доезжал ещё до
Жадринской рощи. Эти части не подчиняются одна другой, они равноправны.
Подчинительной связью связаны части в предложениях : 1 и последнее. В этих
предложениях одна часть зависит от другой, от одной части к другой можно задать
вопрос.
2. КИМЫ – предложения №43 (в.1), № 20(в.2), №24 (в.3), №29 (в.4), №24(в.5).
В этом году вам предстоят экзаменационные испытания. На сегодняшнем уроке мы
обратимся ещё к одному вопросу, предложенному в КИМах
1 ученик выполняет лингвистическую разминку ( в тексте выделить
грамматические основы, найти обособленное распространённое определение,
объяснить причину обособления)
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотою листвою одетый. И.А. Бунин
Учитель: Ещё одно задание экзаменационной работы будет решать….. Среди
предложений найдите такие слова с приставкой, правописание которой зависит от
глухости-звонкости последующего согласного звука.
Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и
разливается по всему небосклону. Густой туман расстилается по земле а высокая
трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок высоко в небо взлетел
жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением. Я люблю слушать пение
птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь
их песню и замираешь от восторга!
( слова : разливается, расстилается, взлетел)
Правильное объяснение этой орфограммы: «В слове на конце приставки пишется
С (или З), так как после приставки стоит глухой (или звонкий ) согласный».
( обращается внимание на задание 5 в КИМ).
- Как можно сформулировать объяснение орфограммы в словах слушаешь,
замираешь?
Правильное объяснение этой орфограммы: « Буква Ь после шипящих пишется
потому, что слова относятся к глаголам 2 лица ед.числа.»
4. Те ребята, которые работали с текстами, наверное, могут сформулировать тему
урока и сказать, о чем мы с вами будем говорить, какие цели мы перед собой
поставим?
Сложное предложение и его классификация. Итак, это тема нашего урока. Запишите.
Цели и задачи формулируют учащиеся. Например:
- Наша задача – вспомнить, какие виды сложных предложений мы знаем, как
соединяются простые предложения в них, с помощью какой связи, научиться
правильно расставлять знаки препинания и составлять схемы подобных предложений .
А еще мы с вами в течение урока будем наблюдать , как красиво звучит русская речь.
5. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и понаблюдать над языковым
материалом. У каждой группы своё задание. По завершении работы один
представитель от группы расскажет о своих наблюдениях и выводах. Если в чём-то
возникнет затруднение, мы вместе решим эту проблему. (Предложения записать в
тетрадь!!!!!)
Наблюдение над языковым материалом
Работа в группах
1 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу, расставить
недостающие знаки препинания, указать, как связаны части предложений, равноправны
или неравноправны части предложений, какой знак может стоять между частями) и
сделайте вывод.
1). Сумрак стал гуще и звёзды сияли выше. 2). Ещё в полях белеет снег а воды уж
весной шумят. 3). То светило солнце то шёл дождь.
(Предполагаемый вывод: Эти предложения называются сложносочиненными, так как
грамматические основы равноправны, т.е. каждая грамматическая основа может
существовать самостоятельно. Грамматические основы соединяются сочинительными
союзами, части предложений разделяются запятой.)
2 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу, расставить
недостающие знаки препинания, указать, как связаны части предложений, равноправны
или неравноправны части предложений, какой знак может стоять между частями)
сделайте вывод.
1). Мы выехали в едва зазеленевшие поля над которыми в солнечном свете,
трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. 2). Лес стоял тихий и молчаливый
потому что главные певцы улетели. 3). Под вечер мы вышли на поляну где рос
огромный дуб.
(Предполагаемый вывод: Данные предложения называются сложноподчиненными,
так как одна часть зависит от другой, части
предложений присоединяются
подчинительными союзами и эти части неравноправны).
3 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу, указать, как
связаны части предложений, равноправны или неравноправны части предложений,
какой знак может стоять между частями) и сделайте вывод.
1). Покраснела рябина, посинела вода. 2). Луны не было на небе: она в ту пору поздно
всходила. 3). Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв
золотую головку, лежит уж и стережёт их.
(Предполагаемый вывод: все эти предложения сложные бессоюзные
, так как
грамматические основы равнозначные, т.е. каждая грамматическая основа может
существовать самостоятельно. Грамматические основы соединяются при помощи
интонации. В бессоюзном сложном предложении между частями могут стоять разные
знаки препинания: , ; :)
Работа со статьей учебника.
( Чтение теоретического материала по учебнику, стр.32-34 )
2. Учащиеся рассказывают о видах сложных предложений с опорой на таблицу.
Виды сложных предложений
Виды сложных
предложений
Союзные
Бессоюзные
Сложносочиненные
Сложноподчиненные
Строение
,
Способы связи
простых
предложений в
сложном
1) по смыслу;
2) при помощи
сочинительных союзов;
3) при помощи интонации
1) по смыслу;
2) при помощи
подчинительных союзов;
3) при помощи интонации
1) по смыслу;
2) при помощи
интонации.
Примеры
Шел густой снег, и сквозь
снежную пелену мягко
светились окна домов.
Солнце освещало вершины
лип, которые уже пожелтели
под свежим дыханием осени.
Любите книгу: она
поможет вам разобраться
в пестрой путанице
мыслей, она научит вас
уважать человека.
Учитель: - Какую роль выполняют сложные предложения?
(благодаря использованию сложных предложений наша речь становится богаче,
ярче.)
- Скажите, всегда ли между частями ССП, связанными союзом И, ставится запятая?
УЧЕНИК : (НЕТ, не всегда. Анализируя ранее сложные предложения, нам
приходилось наблюдать, что Если в ССП с одиночными соединительным или
разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к
обоим предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале
апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
ФИЗМИНУТКА
6.
Закрепление материала
.
1). Работа с текстом. Обратитесь к тексту, с которым вы работали в начале урока,
и найдите в нём все типы сложных предложений. Начертим их схемы.
Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и
разливается по всему небосклону.(ССП)
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью.(ССП)
Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел.(БСП)
И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит
деревья.(СПП)
Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
2). Графический диктант с самопроверкой. Составьте схемы предложений с
указанием грамматической основы.
1.
Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
2.
Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.
3.
Лес тянулся на несколько километров, так что можно было заблудиться в нем.
4.
Осень, и уже прохладно.
5.
Если вы посидите с удочкой на берегу, вы почувствуете прилив сил.
6.
Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Общая
придаточная часть, поэтому запятая перед союзом И не ставится).
3).Самостоятельная работа - Упр. 52 Выписать предложения с номерами.
7. РЕФЛЕКСИЯ
Выбери правильное утверждение, обозначив знаком +, неправильное – знаком -.
1)
Предложения бывают простые и сложные. +
2)
В сложных предложениях 1 грамматическая основа. -
3)
Простые предложения в составе сложных всегда соединяются при помощи союзов. -
4)
Союзы бывают сочинительные и подчинительные. +
5)
В сложных предложениях связь между простыми может быть союзная и бессоюзная. +
6)
В сложных предложениях передается больше информации, чем в простых. +
Задание: из 2 простых предложений составить сложные.
- Какие сложные предложения можно составить из 2-х простых.
1.
Было уже десять часов. Над садом светила полная луна. (И, ССП)
2.
Мягко стелет. Жестко спать. (ДА, ССП)
3.
Математику надо учить. Она ум в порядок приводит. (ПОТОМУ ЧТО, СПП)
4.
Тогда я понял. Надо старательно и много работать.(ЧТО,СПП; : БСП)
5.
Город есть книга. Каждая улица есть страница. (ГДЕ, СПП)
6.
Уместно будет напомнить. Язык создаётся народом.(ЧТО, СПП; : БСП)
8.Выставление отметок, комментарий
УЧИТЕЛЬ: -Закончить урок хотелось бы словами К.Г. Паустовского: «Многие
русские слова сами по себе излучают поэзию, как драгоценные камни излучают
таинственный блеск». Помните об этом и не засоряйте свой язык ненужными
словами. Берегите его.
9.Д/з п.6, упр.49,ЗСП -1
1. Текст для анализа предложений.
1).Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и
разливается по всему небосклону. 2).Густой туман расстилается по земле а
высокая трава белеет ровной скатертью. 3).Но вот пробежал ветерок высоко в
небо взлетел жаворонок и запел. 4).И лес наполнился птичьим пением. 5).Я люблю
слушать пение птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит
деревья. 6).Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
2. 1 группа. Проанализируйте предложения (найти грамматическую основу,
расставить недостающие знаки препинания, указать, как связаны части предложений,
равноправны или неравноправны части предложений, какой знак может стоять между
частями) и сделайте вывод.
1). Сумрак стал гуще и звёзды сияли выше. 2). Ещё в полях белеет снег а воды уж
весной шумят. 3). То светило солнце то шёл дождь.
3.Графический диктант с самопроверкой. Составьте схемы предложений с
указанием грамматической основы. Знаки препинания не расставлены.
1.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
2.Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком.
3.Лес тянулся на несколько километров так что можно было заблудиться в нем.
4.Осень и уже прохладно.
5.Если вы посидите с удочкой на берегу вы почувствуете прилив сил.
6.Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок.
4.Выбери правильное утверждение, обозначив знаком +, неправильное – знаком -.
7)
Предложения бывают простые и сложные.
8)
В сложных предложениях 1 грамматическая основа.
9)
Простые предложения в составе сложных всегда соединяются при помощи союзов.
10)
Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
11)
В сложных предложениях связь между простыми может быть союзная и
бессоюзная.
12)
В сложных предложениях передается больше информации, чем в простых.
Задание: из 2 простых предложений составить сложные.
- Какие сложные предложения можно составить из 2-х простых.
1.Было уже десять часов. Над садом светила полная луна.
2.Мягко стелет. Жестко спать.
3.Математику надо учить. Она ум в порядок приводит.
4.Тогда я понял. Надо старательно и много работать.
5.Город есть книга. Каждая улица есть страница.
6.Уместно будет напомнить. Язык создаётся народом.
Задание
Выделить в тексте грамматические основы, найти обособленное
распространённое определение, объяснить причину обособления.
Осыпаются астры в садах
Стройный клён под окошком желтеет
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает и в нём
Показались повсюду просветы
И красив он в уборе своём
Золотою листвою одетый. И.А. Бунин
Задание
Среди предложений найдите такие слова с приставкой, правописание которой
зависит от глухости-звонкости последующего согласного звука. Объяснить
условия выбора орфограммы. Знаки препинания в предложениях не расставлены.
Дайте правильное объяснение правописания слов Слушаешь и замираешь
1).Одна за другой гаснут звезды и от горизонта поднимается розовая полоска и
разливается по всему небосклону. 2).Густой туман расстилается по земле а
высокая трава белеет ровной скатертью. 3).Но вот пробежал ветерок высоко в
небо взлетел жаворонок и запел. 4).И лес наполнился птичьим пением. 5).Я люблю
слушать пение птиц ранним утром когда первый розовый свет зари окрасит
деревья. 6).Слушаешь их песню и замираешь от восторга!