Автор: Тихонова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 207
Населённый пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск
Наименование материала: презентация
Тема: "Инновационные образовательные технологии в интегрированном образовании".
Раздел: дошкольное образование
Причины появления инноваций в дошкольном
образовании:
•
научные исследования;
•
социокультурная среда — потребность
дошкольных образовательных учреждений в новых
педагогических системах;
•
творческая вариативность педагогов;
•
заинтересованность родителей в достижении
положительной динамики в развитии детей.
•
Концептуальность - предполагает опору на определенную
научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое
обоснование достижения образовательных целей.
•
Системность - включает наличие всех признаков системы:
логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
•
Управляемость - дает возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса
обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и
методами с целью коррекции результатов.
•
Эффективность - усматривает оптимальность по затратам,
гарантию достижения определенного стандарта обучения.
•
Воспроизводимость - подразумевает возможность
применения (повторения, воспроизведения) педагогической
технологии в других однотипных образовательных учреждениях,
другими субъектами.
Инклюзия выступает попыткой придать всем
учащимся, которые обладают ограниченными
возможностями здоровья, уверенность в собственных
силах, мотивировать их без страха учиться в школе
вместе с друзьями и соседями.
«Особые» дети нуждаются не только в поддержке и
особом отношении, они нуждаются в полноценном
развитии способностей, в достижении успехов. И для
таких детишек нужны специальные технологии
обучения.
Под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО,
понимается динамический подход, предполагающий
поощрение различий и восприятия индивидуальных
особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а
возможности обогащения процесса познания. Это означает,
что образовательная среда будет едина для всех, но при
этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные
«мостики», с помощью которых он сможет спокойно
существовать в этой среде.
Для реализации данной задачи необходимы средства и
технологии, которые одновременно должны быть
универсальными, а также индивидуальными, так как
каждый ребенок обладает собственными образовательными
потребностями и способностями. Именно такими
возможностями обладают современные интерактивные и
дистанционные технологии обучения, позволяющие в
полном объеме ввести инклюзивное образование.
Дистанционные технологии получили особую популярность в
21 веке благодаря доступности широкой аудитории. Особую
ценность использование дистанционных технологий имеет в
инклюзивном образовании. Для того, чтобы дать
возможность полноценно учиться и развиваться особенным
категориям людей, надо создавать соответствующие условия.
А дистанционное образование является одной из альтернатив
для получения комплексного и качественного обучения людей
с ограниченными возможностями. Ведь можно вести
обучение в стенах дома, при этом активное общаясь с
сокурсниками через форумы и социальные сети,
видеоконференции и чаты, что позволяет любому учащемуся
получить максимум образовательной информации. И, что
немаловажно, предоставляет возможность полноценно
общаться с преподавателями и другими учащимися.
Дистанционные образовательные технологии
предполагают субъект-субъектное взаимодействие
участников образовательного процесса. Внедрение
дистанционных образовательных технологий
помогает обеспечить доступность, безбарьерность,
адресность и массовость инклюзивного образования.
С его помощью можно решать многие задачи,
которые возникают в работе инклюзивной школы:
коррекция и развитие функций сенсорной
интеграции
психофизиологическое развитие
проведение специализированных комплексов
коррекционных, реабилитационных и развивающих
мероприятий.
Использование дистанционных образовательных
технологий помогает свести к минимуму возможные
психологические барьеры детей с ограниченными
возможностями в общении со сверстниками.
Самым главным в дистанционным образвании является
то, что постоянное сопровождение и поддержка
специалистов, учителей и воспитателей особенно
помогает в решении разных проблем, которые могут
возникнуть в процессе обучения людей с
ограниченными возможностями.
Цель внедрения дистанционных технологий в
инклюзивное образование является именно
налаживание прямого контакта со специалистами и
сверстниками.
Интерактивные технологии по В. В. Гузееву –
это вид информационного обмена учащихся с
окружающей информационной средой.
Позволяют:
1.
наладить контакт детей в группе, а также
со взрослым;
2.
незаметно и ненавязчиво вмешиваться
преподавателю в учебный процесс, так как
оценка, данная машиной, понятна ребенку и
воспринимается им объективно;
3.
в работе в группе создать различные
проблемные учебные ситуации (при этом
учитываются индивидуальные особенности
каждого ребенка), для решения которых можно
попробовать различные варианты.
Данные технологии позволяют педагогам
самостоятельно создавать для ребенка учебный
материал с учетом его особенностей и потребностей, а
также максимально быстро и гибко вносить
необходимые изменения.
Также крайне важной задачей является постоянное и
эффективное сопровождение и поддержка
специалистов,
учителей и
воспитателей,
ведь именно от
них зависит
успешное
обучение детей.
Технологии психолого-педагогического
сопровождения различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья:
1) технологии проведения междисциплинарных
консилиумов специалистов, которые ориентируют на
выстраивание приоритетов и определяют стратегию
психолого-педагогического, возможно, медицинского
сопровождения;
2) технологии психопрофилактики,
подразумевающие работу по предупреждению
дезадаптации включаемых детей, создание благоприятного
психологического климата в учреждении, осуществление
мероприятий по предупреждению и снятию
психологической перегрузки;
3) технологии выявления особенностей развития
ребенка, определения его проблем для дальнейшего
включения в процесс адекватной абилитации;
4) технологии психодиагностики, направленные на
определение психологической информации о ребенке или
группе детей;
5) различные технологии коррекционно-
развивающей работы и при необходимости
технологии, обеспечивающие коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию включаемых
детей;
6) технологии психотерапевтической
(индивидуальной и групповой) работы с различными
участниками образовательного процесса
(педагогами, специалистами, родителями,
старшеклассниками, администрацией и др.);
7) технологии работы со всеми участниками
образовательных отношений по формированию
толерантного отношения к «другому».
ЛИТЕРАТУРА
1. Инклюзивное образование: методология, практика,
технология: Материалы Международной научно-практической
конференции (20–22 июня 2011). М.: Московский городской
психолого-педагогический университет, 2011.
2. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность.
Рига: Эксперимент. 1999. 180 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[Электронный ресурс]. URL:
минобрнаукидокументы/2974.
4. Якиманская И. С. Технология личностно-
ориентированного образования. М.: Просвещение, 2000. 87