Автор: Альбина Владимировна Деваева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №9 с УИОП"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок-игра по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе
Раздел: среднее образование
Урок-игра «Умники и умницы» по комедии Н.В.Гоголя в 8 классе.
Цели и задачи:
1.
Закрепить пройденный материал, проверить качество полученных знаний и кругозор
учащихся.
2.
Способствовать
поднятию
интереса
к
детальному
изучению
художественных
текстов.
3.
Воспитание умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Условия игры:
1.Ордена даются тем учащимся, которые отвечают на вопросы на дорожках или с места.
2.Жетоны даются теоретикам.
За 12-15 жетонов - «5», 8-11 жетонов – «4»,3 -7 жетонов –«3».
За 8-10 орденов - «5», 5-7 орденов –«4», 2-4 ордена –«3».
Выбирается первая тройка игроков.
Вопросы теоретикам:
1. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»? (Между Пензой
и Саратовом)
2. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора: «Ну и
пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» (Николай I)
3. Кто подсказал Гоголю сюжет комедии? (Пушкин)
4. Какая пословица стала эпиграфом к комедии? (На зеркало неча пенять, коль рожа
крива.)
5. Кто был выше ростом : Добчинский или Бобчинский? (Добчинский)
6. Сколько книг прочитал за свою жизнь Ляпкин-Тяпкин? (Пять или шесть.)
7. Каких двух героев комедии Гоголь характеризует эпитетом «плут»? (Осипа и
Землянику.)
8. В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? (Александринский
театр
в
Санкт-Петербурге)
9. Сколько раз переодевается в разные платья в продолжении пьесы Анна Андреевна?
(Четыре.)
10. Гоголь, отвечая на упрёки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал:“ Мне
жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе...Это честное, благородное
лицо был - ...” (Смех.)
Три ученика, набравшие наибольшее количество жетонов, выходят на дорожку. Выбирает
дорожку тот, кто имеет больше жетонов.
I агон
Зеленая дорожка.
1. Сколько лет Хлестакову? (23)
2. Сколько времени Хлестаков жил в городе, где происходили события, описанные в
комедии? (Две недели.)
3. Какой чин имел Хлестаков? (Коллежский регистратор – чиновник самого низшего чина)
4. Когда выехал Хлестаков из Петербурга? (Второй месяц пошел, как уже из Питера!)
Желтая дорожка
1. Какой сон приснился городничему накануне приезда ревизора? (Сегодня мне всю ночь
снились какие-то две необыкновенные крысы…черные, неестественной величины!
Пришли, понюхали – и пошли прочь!»)
2. Что делал городничий за день до начала пьесы? (Играл в карты.)
3. Как звали ключницу городничего? (Авдотья.)
Красная дорожка
1.
В
каком
году
происходили
события
комедии?
(1831г.)
2. Какой персонаж комедии не знал по-русски ни слова? (Христиан Иванович Гибнер –
уездный лекарь)
II агон
Вопросы теоретикам:
О ком это сказано?
1)Человек
“без
царя
в
голове”.
(О
Хлестакове.)
2) “Не любит много говорить и молча плут”. (Об Осипе.)
3)“ Простодушный до наивности человек”. (О почтмейстере.)
Зеленая дорожка
1. О ком говорит городничий 6»Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же
стулья ломать? (Об учителе «по исторической части».)
2. Какой подарок готовил судья городничему? (Собачку)
3. Как звали хозяина гостиницы, в которой остановился Хлестаков? (Влас.)
4. Сколько лет находился городничий на службе? («Тридцать лет живу на службе».)
Желтая дорожка
1. Кому принадлежат слова :»Человек простой: если умрет, то и так умрет; если
выздоровеет, то и так выздоровеет.» (А.Ф. Землянике – попечителю богоугодных
заведений.)
2. Сколько больных было в больнице, которую осматривал Хлестаков? (10 человек.)
3. Кого Хлестаков назвал «свиньей в ермолке»? (Землянику.)
Красная дорожка
1. Кто первый предлагает подсунуть взятку Хлестакову? (Судья.)
2. Кому из героев «Ревизора» принадлежат слова: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»
(Городничему.)
III агон
Вопросы теоретикам:
1. Кто из героев говорит: «На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в
кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа…Я всякий день на балах…»?
(Хлестаков.)
2. О ком из героев идет речь: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;
несколько приглуповат - один из тех людей, которых в канцеляриях называют
пустейшими»? (О Хлестакове.)
3. Чем, по словам Хлестакова, он однажды управлял? (Департаментом.)
Зеленая дорожка
1. Какую рыбу ел Хлестаков в богоугодном заведении? (Лабардан.)
2. Чем брал взятки судья Ляпкин-Тяпкин? (Борзыми щенками)
3. Где было имение отца Хлестакова и как оно называлось? (В Саратовской губернии,
деревня Подкатиловка.)
4. На какой улице жил Тряпичкин в Петербурге? (На Почтамтской.)
Желтая дорожка
1. С каким поэтом Хлестаков был якобы «на дружеской ноге»? (С Пушкиным.)
2. Каково название следующего блюда в меню уездного трактира: «Это топор, зажаренный
вместо
говядины…
Совершенно
как
деревянная
кора,
ничем
вытащить
нельзя…»?
(Жаркое.)
Красная дорожка
1. О ком Хлестаков сказал: «Глуп, как сивый мерин»? (О городничем.)
2. По какому поводу и кем сказаны слова: «И веревочка в дороге пригодится»? (Осип,
принимая взятки от купцов.)
Финал
Зеленая дорожка
1. Хлестаков утверждает, что подписывает свои произведения именем Барон Брамбеус.
Какие произведения Хлестаков выдавал за свои? («Женитьба Фигаро» Бомарше,
«Норма» - опера Беллини, «Фрегат «Надежда» Марлинского, «Роберт-дьявол» - опера
Мейербера, «Московский телеграф» -
журнал.)
2. Как зовут детей Добчинского? (Ваня, Лиза.)
3. Причиной какого заболевания судебного заседателя стал тот факт, что «в детстве мамка
его ушибла»? (Алкоголизма – «…и с тех пор от него отдает немного водкой».)
4. Сколько денег взял Хлестаков у чиновников «взаймы»? (Больше тысячи.)
Желтая дорожка
1. Кто из чиновников дал Хлестакову 400 рублей, вместо 200, просимых им?
(Городничий.)
2. Как звали кухарку Хлестакова? (Мавра.)
3. Какой герой «Ревизора» справляет свои именины дважды в году? (Городничий.)
Красная дорожка
1. Кто из чиновников, давая взятку, обманул Хлестакова, дав ему меньшую сумму, чем он
просил? (Земляника.)
2. На каком этаже жил Хлестаков в Петербурге? (На четвертом.)
Заключительное слово учителя.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Домашнее задание.