Автор: Ларкина Светлана Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Школа 83
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование читательской компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
«Формирование
читательской компетенции у
младших школьников во
внеурочной деятельности»
Выполнила Ларкина С.А.
Учитель начальных классов
МБОУ Школа №83 г.о. Самара.
Самара
2021
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ВВЕДЕНИЕ
1.
Актуальность выбранной темы
2.
Проблема
3.
Цель проекта
4.
Задачи проекта
5.
Ожидаемый результат
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.
Теоретический аспект
2.
План реализации проекта
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Используемая литература
2.
Приложение
Проблема
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня
читательской культуры населения. В результате огромного количества
перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль,
отношение к нему сильно меняется.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо
пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации
глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели
чтения в современных условиях информационного общества. Большинство
развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью
противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания
роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и
трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом
человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор
отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто
обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к
чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение
человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда
решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или
умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа
переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления,
роль книги неизмеримо возрастает.
В четвёртом классе считаю важным перейти на следующую ступень в
обучении по предмету «Литературное чтение». А именно: к формированию
читательской компетентности при чтении художественных произведений не
только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через
индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование у младшего школьника качеств сознательного
читателя, позволяющих владеть прочными навыками чтения, способами
самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, проявляющего
интерес к чтению.
Задачи
1.
Формирование умений работы с текстом.
2.
Формирование интереса к чтению.
3.
Стимулирование творчества детей.
Планируемый результат
Использование
новых
образовательных
технологий
позволит
развить
творческие
способности
учащихся;
изучение
лучших
произведений
отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет
способствовать
формированию
читательского
вкуса;
выполнение
неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить
навыки
рефлексивного
чтения;
читающий
сверстник
будет
иметь
привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества
учителя
и
повышение
мотивации
к
чтению
станут
ступенью
к
возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после
него.
План реализации проекта
Этапы
Содержание деятельности
Сроки
Подготовительный
-анализ научно-методической
литературы;
Апрель, май –
2021
Диагностический
-анкетирование учеников 3
«Б»
-разработка
заданий
для
чтения на лето
Апрель, май –
2021
Основной
-применение на практике
Май-сентябрь,
2021
Заключительный
Проведение
конкурса
«Ученая гусеница»
Сентябрь, 2021
Проект допускает участие детей с разным уровнем читательского развития.
Дети и учитель станут участниками общения, связанного с чтением.
Творчество детей стимулируется. Создаётся атмосфера внимания к книге и
чтению.
Технология
обучения
в
сотрудничестве,
информационно-
коммуникационные
технологии,
приёмы
театрализации,
использование
мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными
произведениями,
наличие
индивидуальных
заданий
по
текстам
произведений, активизация внимания на успешном опыте чтения будут
способствовать формированию читательской компетентности учащихся при
чтении художественных произведений
Основной этап
Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение
становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой
конкретной и понятной для ребенка форме (призы). Призы становятся
позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной
модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования
(по
группам
и
индивидуально)
позволит
успешно
поддерживать
читательскую активность.
Пошаговое описание проекта.
1. Определение круга чтения для данного класса начальной школы. (10 книг.
Ребенок выбирает 7)
2. Разработка модели методического сопровождения проекта «Маршрутный
лист читателя».
4. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)
5.
Формирование
«призового
фонда»,
состоящего
из
недорогих
привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, и пр.
6. Распространение информации для учеников и родителей.
7. Проведение конкурса «Веселая гусеница»
8. Награждение победителей.
Описание реализации проекта
1.Детям предлагается «Маршрутный лист читателя» (приложение 1)
А) список из 10 книг
Б) перечень различных заданий на выбор
Примечание: призов должно быть много – все дети должны получить призы
Что делают дети:
- Читают книги
- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя
его в «Маршрутном листе» (1 задание на 1 книгу)
-Участвуют в конкурсе «Ученая гусеница» (приложение 2)
приложение 1
Список литературы.
1. А.Гайдар «Дальние страны»
2. А.Гайдар « Судьба барабанщика»
3. А.Гайдар «Тимур и его команда»
4. В. Осеева «Динка»
5. А. Рыбаков «Кортик»
6. А. Рыбаков « Бронзовая птица»
7. К. Льюис «Хроники Нарнии»
8. Д.Дэфо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
9. Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно»
10. Ф. Зальтен «Бемби»
11. Павел Бажов «Уральские сказы»
12. Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»
Задания для «Маршрутного листа читателя»
1. Напиши дневник читателя.
2. Придумай 10 вопросов (с ответами) для викторины.
3.Составь и раскрась «Карту летнего чтения».
4.Напиши рекламное объявление.
5.Составь подробный цитатный план книги.
6.Составь сборник из 5-6 произведений и нарисуй обложку для него
7. «Самые главные»
-герои
-события
-изменения
-мысли.
приложение 2
Конкурс «Ученая гусеница»
Участники - все ученики класса.
Что делает учитель
Из цветной бумаги учитель вырезает разноцветные круги диаметром 10
см. Именно из них ученики будут собирать гусеницу.
Цвет кругов определенный: желтый, зеленый, красный, голубой, розовый.
Цвет бумаги не должен быть ярким, так дети будут писать на этих кругах.
Каждое
звено
обозначает
прочитанную
ребенком
книгу.
Звенья
гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом,
чтобы получилась длинная гусеница. Она будет расти, извиваясь по стенам
класса, по мере того, как дети будут читать книги.
Что делают дети
В течение лета дети читают художественные
книги, после прочтения
показывают книгу учителю, получают цветной круг. На нем пишут название
книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к стене.
А. Гайдар
«Горячий камень»
Иванов
Денис
Выбирается Книжная палата (3 ученика + учитель). Их задача -
сосчитать, сколько прочитал каждый, определить 1,2 и 3 место.
Кроме мест, вводятся дополнительные номинации:
«Любителю поэзии» (тому, кто прочитал больше всех стихов),
«Любителю басен» (кто прочитал много басен),
«Знатоку сказок»,
«Знатоку природы» (тому, кто читал произведения о природе),
«Прочитавшему самую толстую книгу»
«Специалист
по
творчеству
какого-либо
писателя
или
поэта»
(если
прочитано много книг определенного автора) и другие.
Все победившие награждаются во время итогового мероприятия небольшими
призами – сувенирами. Каждый участник получает удостоверение участника
проекта «Ученая гусеница».
А. Гайдар
«Горячий камень»
Иванов
Денис
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к
чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
2.
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями
«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.:
Просвещение, 1998
3.
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития
познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
4.
Зайцев
В.Н.
Резервы
обучения
чтению/
В.Н.Зайцев
–
М.,
Просвещение, 1991 г.
5.
Левин
В.А.
Когда
маленький
школьник
становится
большим
читателем/ А.В.Левин – Москва, 1994. – 191с.