Напоминание

«Нефтяная промышленность «беда или благо» России?»


Автор: Сопнева Светлана Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Конспект урока географии в 9 классе
Тема: «Нефтяная промышленность «беда или благо» России?»
Раздел: среднее образование





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

(из опыта работы)

Подготовила: Сопнева Светлана Владимировна

Учитель географии

МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается информационный подход, который служит улучшению процесса

формирования и развития личности каждого ученика через совершенствование системы

преподавания, а также различные методы для активизации познавательной деятельности,

повышения интереса к изучению географии, поиск важнейших путей побуждения учащихся к

учению.

Ключевые слова: информационный подход; система преподавания, познавательная

деятельность; формирование интересов

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы

является повышения качества образования, создание условий для развития личности каждого

преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных

перед учителем, без

активизации

познавательной деятельности, внимания учащихся,

формирования и развития у них устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизации

личности – процессы

взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь,

повышение активности укрепляет познавательный интерес. Проблема интереса в обучении не

нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках

проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, что чтобы приблизить

ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным,

потребностью, без удовлетворения которой немыслимо формирование личности.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении

представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности

учения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу

ка источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой

светлой и радостно обстановки обучения. Ж.-Ж.Руссо, опираясь на непосредственный интерес

воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное

ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного

учения.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я

поставила перед собой задачу активизации познавательной активности на уроках географии.

Подтолкнуло к этому и наблюдение общего снижения интереса школьного к учебной

деятельности. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, которые

позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в

каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него

стремление к познанию и творчеству. Убеждена, что возможно только при целостном подходе к

учебной деятельности.

Нетрадиционные

методы обучения являются важным средством

активизации познавательной деятельности, а их применение -актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив

ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и

формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей

системы учебной и воспитательной работы. При организации и осуществлении учебно-

познавательной деятельности, стимулирование и мотивации, контроле и самоконтроле. В своей

практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по

теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал,

нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров,

уроков – экспедиций (путешествий), уроков -исследований, учебных конференций (пресс-

конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы,

как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений

игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», уроки - конкурсы, уроки- соревнования. На уроках проверки и

учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование,

защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению

проблемного обучения и ролевой игре.

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной

деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их

осознанному применению. Школьник становиться активным, заинтересованным, равноправным

участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа

действий, что позволяет развивать стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая

работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также

развивающее значение.

При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается

образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в

преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного

отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Ставя такую задачу, я делаю

всё, чтобы учение происходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и

доступным для учащихся, а уроки более интересными. Этому способствовало включение

нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

Нетрадиционные,

проблемно-развивающие,

личностно-ориентированные

уроки

предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их

мышления через рефлексивное управление началом урока. Как этого добиться? Использую на

уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, «мозговой штурм», постановка проблемных

вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты. На

уроках и внеклассной работе развиваю у детей такое качество, как занимательность, которая

вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников,

способствует созданию у них положительного настроя у учения и готовности к мыслительной

деятельности.

Для активизации познавательной деятельности, повышения интереса к изучению

географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий

и иллюстраций «Природа Южных материков», «По Северным материкам», «Россия -Родина моя»,

«Край мой -Ставрополье». Выставка горных пород и минералов «Полезные ископаемые

Ставропольского края» позволяет ребятам наглядно познакомиться с минеральными ресурсами

родного края, а учебные пособия побольше узнать об их составе и размещении по территории.

Позволяет формировать и развивать познавательный интерес сменная выставка коллекции

марок «По странам и континентам», где представлены марки различной тематики из многих стран

мира. Рассматривание, изучение марок вызывает у детей всех возрастов неподдельный интерес.

Вопросы: «Укажи марку страны, которой нет на карте», «Назови денежную единицу, которая

больше не имеет хождения в этой стране», активизируют внимание, побуждают учащихся к

поиску дополнительной информации, работе с дополнительной литературой.

С целью

расширения кругозора школьников, систематизации их работы с дополнительной литературой,

различными

источниками

географической

информации

в

кабинете

создана

библиотечка

художественной, научно-популярной, справочной литературы по географии охране окружающей

среды.

В ходе работы над проблемой я пришла к выводу: в процессе обучения важно

предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития

познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в

содержании, в организации

процесса деятельности (самостоятельная работа) в приёмах

побуждения и активизации учащихся. С этой целью пришлось разработать программные пути

по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса. Что они собой

представляют?

В области обучения - больше внимания уделяю отбору содержания учебного материала,

который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимо для

появления и укрепления их познавательных интересов. В этом направлении стараюсь:

Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать

учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски,

результаты открытий, трудности;

При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и

учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний,

приобретенных личным опытом;

Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность

применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве,

при решении бытовых и практических вопросов.

В области процесса обучения- стремлюсь разнообразить самостоятельную работу учащихся,

постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности, для чего

Постоянно усложняю познавательные задачи, требующие овладения новыми, более

совершенными познавательными умениями;

Ввожу загадки на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу к

их решению;

Ставлю задачи, требующие исследовательского подхода;

Практикую постановку задач на применение знаний в быту и жизни;

Развиваю и поддерживаю в самостоятельной работе учащихся творческое начало,

требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;

Дифференцирую познавательные задачи для различных групп учащихся, предлагаю их

свободный выбор.

Поиск важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием

развития их познавательных интересов. И здесь важно:

Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на

уроке задачи;

Использовать всесторонне воздействие средств искусства;

Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных

учащихся;

Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы

программы;

Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как

дополнительный источник знаний для других.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать,

исследовать, творить, развивать смекалку. Чтобы этого добиться, ищу самые разнообразные пути

и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной

деятельности: здесь и постановка наиболее актуальных

для освещения вопросов перед

учащимися через различные формы, и еженедельные обзоры об интересном в мире и жизни, и

выступления перед товарищами в классе. Важно при этом направлять деятельность учащихся на

сбор интересного материала самостоятельно.

В области внеклассной работы деятельность должна быть направленна на поддержание,

укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому стараюсь решать поставленные во

внеклассной работе задачи самыми различными формами, какие получили достаточную

апробацию в опыте других школ края и страны: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалки;

КВН; вечер веселой викторины, диспуты, школьные издательства, исследования, наблюдения с

определенным заданием или без него; Познавательные игры, игры – путешествия.

При проведении индивидуальной работы с учащимися ставлю две задачи:

Целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление познавательных

процессов и склонностей учащихся;

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и вне занятий.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их

активной познавательной деятельности. Для осуществления её необходимо формирование

мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес.

Значит

активизацию

познавательной

деятельности

нужно

начинать

с

пробуждения

познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей

активизации

познавательной

деятельности

необходимо

учитывать,

что

для

активизации

познавательной деятельности, необходимо прежде всего обеспечить понимание учащимися

материала.

На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором уже

развивается творческое мышление, я считаю, можно использовать проблемное обучение, а также

частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств этой активизации.

Системная работа на уроках географии позволила добиться роста качества знаний, отсутствия

неуспевающих по предмету. Возрос интерес учеников к естественно- географическим наукам. Это

мне кажется, особенно важно при выборе специальностей, связанных с геодезией, геологией,

природоохранной деятельностью.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Витейко Т.В., Сдасюк Н.Н, Проблемные и творческие задания как способ формирования

опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке. География в школе №1 -2 2009

2. Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. география в школе №3 2010

3. Душина И.В., Летягин А.А, Беловолова Е.А. Практическая составляющая обучения

географии – основа формирования компетенций школьников. География в школе № 1 2009

4.Крылова О.В. Современный урок. География в школе № 2 2011

5.Пантелеева Н.К. Реферат -Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся.

География в школе №7 2010

6.Катова Н.Н, Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках

географии. География в школе № 8 2011

7.Никишина И.В.

Инновационные педагогические технологии и организация учебно –

воспитательного методического процессов в школе. 2 изд. Волгоград. Учитель.2010



В раздел образования