Напоминание

Формирование читательской грамотности


Автор: Заморева Анна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. М.Н.Заводского
Населённый пункт: с. Елховка
Наименование материала: Формирование читательской грамотности в начальной школе
Тема: Формирование читательской грамотности
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование читательской грамотности»

Сегодня учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить полюбить

чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность

эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа

воспитания компетентного читателя. Именно этой проблеме мы посвящаем

сегодняшнюю работу секции.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие

личности,

готовой

к

взаимодействию

с

окружающим

миром,

к

самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося

задает особые требования к образованию.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного

образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько

видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться

способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться

лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся

совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое

совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях

деятельности и общения.

Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда

придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности

является новой областью для современной школы, решающей задачи

реализации требований ФГОС.

По результатам ККР учащихся 4 классов и мониторинга УУД в 5-6 классах

недостаточные результаты освоения читательской грамотностью задают

особый вектор начального и основного образования, стратегической целью

которого является осмысление сильных и слабых сторон, а также поиск

путей

дальнейшего

развития

осознанного

чтения,

навыков

работы

школьников с информацией.

«Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте

международного тестирования в 1991 г., как возможность размышлять о

прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения

личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.

В

исследовании PISA «читательская

грамотность —

способность

человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и

заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои

знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательские действия включают в себя умения:

вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в

тексте;

сделать прямые умозаключения из этой информации;

интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных

элементов.

Практика показывает, что первые два действия (непосредственная работа с

текстом, умение извлекать информацию в явном виде) выполняются

большинством учащихся.

Вторые

два

действия

требуют

от

читателя

значительно

большей

самостоятельности мышления и воображения. Около 80 % учащихся не

могут

устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую,

интерпретировать

их,

размышлять.

все

эти

читательские

умения

предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности

соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения.

Проблемы и дефициты:

при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к

нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию

неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;

испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных

связей;

неточно интерпретирует художественные тексты;

ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать

форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми

средствами.

Вывод: большинство учащихся могут самостоятельно осваивать материал в

школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и

язык учебных текстов достаточно прозрачны.

Какие же способы, методы и технологии помогут учителю построить

работу по формированию читательской грамотности? Их существует очень

много, но сегодня мы рассмотрим некоторые из них, поделимся опытом и

наметим

пути

дальнейшей

работы

по

формированию

читательской

компетентности школьников начальной и основной школы.

Формирование и развитие читательской

грамотности через игровую

деятельность представит….

Общие выводы:

Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися

образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом

рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди

метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное

обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности

у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к

осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к

использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том

числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей,

становится значимым результатом образования.

Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке

на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы

работы и технологии.

Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.



В раздел образования