Автор: Заморева Анна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. М.Н.Заводского
Населённый пункт: с. Елховка
Наименование материала: Формирование читательской грамотности в начальной школе
Тема: Формирование читательской грамотности
Раздел: начальное образование
«Формирование читательской грамотности»
Сегодня учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить полюбить
чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность
эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа
воспитания компетентного читателя. Именно этой проблеме мы посвящаем
сегодняшнюю работу секции.
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие
личности,
готовой
к
взаимодействию
с
окружающим
миром,
к
самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося
задает особые требования к образованию.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного
образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько
видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться
способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться
лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся
совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое
совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях
деятельности и общения.
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда
придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности
является новой областью для современной школы, решающей задачи
реализации требований ФГОС.
По результатам ККР учащихся 4 классов и мониторинга УУД в 5-6 классах
недостаточные результаты освоения читательской грамотностью задают
особый вектор начального и основного образования, стратегической целью
которого является осмысление сильных и слабых сторон, а также поиск
путей
дальнейшего
развития
осознанного
чтения,
навыков
работы
школьников с информацией.
«Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 г., как возможность размышлять о
прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения
личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.
В
исследовании PISA «читательская
грамотность —
способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательские действия включают в себя умения:
вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в
тексте;
сделать прямые умозаключения из этой информации;
интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных
элементов.
Практика показывает, что первые два действия (непосредственная работа с
текстом, умение извлекать информацию в явном виде) выполняются
большинством учащихся.
Вторые
два
действия
требуют
от
читателя
значительно
большей
самостоятельности мышления и воображения. Около 80 % учащихся не
могут
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую,
интерпретировать
их,
размышлять.
—
все
эти
читательские
умения
предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности
соотнесение позиции автора со своей собственной точкой зрения.
Проблемы и дефициты:
при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к
нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию
неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;
испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных
связей;
неточно интерпретирует художественные тексты;
ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать
форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми
средствами.
Вывод: большинство учащихся могут самостоятельно осваивать материал в
школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и
язык учебных текстов достаточно прозрачны.
Какие же способы, методы и технологии помогут учителю построить
работу по формированию читательской грамотности? Их существует очень
много, но сегодня мы рассмотрим некоторые из них, поделимся опытом и
наметим
пути
дальнейшей
работы
по
формированию
читательской
компетентности школьников начальной и основной школы.
Формирование и развитие читательской
грамотности через игровую
деятельность представит….
Общие выводы:
Наряду с требованиями к планируемым результатам освоения учащимися
образовательной программы в качестве результата Федеральным Стандартом
рассматривается формирование у обучающихся УУД. Особое место среди
метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное
обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности
у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к
осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к
использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том
числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей,
становится значимым результатом образования.
Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке
на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы
работы и технологии.
Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.