Автор: Даниленко Галина Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования тренер -преподаватель по спортивному бальному танцу
Учебное заведение: ГБОУ ДО
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: Тема: «Фитбол тренировки, как вариант подготовки к парному танцу в игровой форме на занятиях с детьми спортивного бального танца, путь преодоления стеснения перед партнёром».
Раздел: дополнительное образование
Даниленко Галина Петровна,
педагог дополнительного образования,
тренер-преподаватель спортивного танца ТСК «Юность»
ГБОУ ДО Республики Марий Эл «Дворца творчества детей и молодёжи»
г.Йошкар-Ола
Тема: «Фитбол тренировки, как вариант подготовки к парному танцу в игровой
форме на занятиях с детьми спортивного бального танца, путь преодоления
стеснения перед партнёром».
Цель: - освоение мяча, как «партнёра» для танца, диалога в форме танца, как помощника
в программе бального танца и функциональной тренировки.
-формирование у детей устойчивого интереса к спортивным бальным танцам и
исполнительских навыков через активную физкультурно творческую деятельность
Задачи: - Пополнить знания спортивно-развлекательной направленности и расширить
кругозор у детей, для повышения уровня физической подготовленности и оздоровления,
обучающихся в младших группах спортивного бального танца;
- Проанализировать использование приёмов фитбол тренировок, в преодоления
стеснительности учащихся для работы в паре;
- Рассмотреть взаимосвязь типа фитбол тренировки и форм преодоления волнения в
психологии парного танцевания .
- Успешное выступление спортсмена на соревнованиях парного танца является
результатом оптимальной спортивной готовности. Такое состояние включает в себя три
важнейших параметра – физическое, эмоциональное и умственное. Одна из актуальных и
жизненно важных для танцоров парного танца является преодоление стеснительности,
излишней застенчивости, страха и неловкости перед партнёром, что вызывает
скованность всего тела. Такой психофизиологический процесс очень сложно привести в
норму. В поиске эффективных путей и средств комплексного воздействия на физическое
развитие ребёнка и мотивационно-эмоциональную сферу , выбрали «Танцы на мячах»,
как инновационный вид оздоровительной физической культуры и эмоционального
воздействия. Круглый мяч - отличное дополнение для танца, особенно для детского.
Теперь это чудо - мяч отправился в наш танцевальный класс.
Методика комплексного воздействия включает в себя:
-комплексную оздоровительно-развивающую программу «Танцы на мячах», состоящую
из танцевальных композиций различной целевой направленности: - гимнастические,
танцевальные, базовые шаги аэробики и др., с этапами обучения упражнениями фитбол-
аэробики, с определенными содержаниями частей занятий, разнообразными методами и
приемами проведения занятий и обучения упражнениям. Фитбол танец – не просто танец,
это новая форма занятий с использованием специальных гимнастических мячей
диаметром от 55до 70 см., с новым распределением ударной нагрузки - это осмысленные
движения тела. Работая с мячом, импровизируем в танце, танец помогает слушать своё
тело понимать свои эмоции. Учимся контактировать с группой. Подготовка
начинающего танцора к танцу в паре через предмет, как метод и приём преодоления
волнения и стеснительности и, как подготовка к публичному выступлению. «Танцы на
мячах» с занятиями по фитнес-аэробике может решить ряд проблем, возникающим в этом
возрасте - неприятие своего «я», что вызывает мышечную зажатость, неловкость,
скованность, боязнь партнёра.
Содержание:
Комплексные упражнения на мячах:
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития танцевальности и музыкальности;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
-для расслабления и релаксации;
- танцевальные этюды и элементы ритмики и бальной хореографии.
- совместная протанцовка
- подвижные и музыкальные игры
Характеристика и классификация упражнений с использованием фитбола
Категория
Упражнения
Польза данных
упражнений
Танцевальные упражнения
Элементы ритмики
(упражнения на
согласование движений с
музыкой). Базовая
хореография (позиции рук,
ног и др.) Современные
танцы (джаз, рок-н-ролл,
латиноамериканские танцы
и др.). Упражнения можно
выполнять в положении
сидя на мяче, стоя у
гимнастической стенки с
опорой спиной о мяч и с
различными
передвижениями
Танцевальные упражнения
способствуют развитию:
согласованности движений с
музыкой, пластичности,
грациозности и
выразительности движений,
умения ориентироваться во
времени и пространстве, а
также формируют
правильную осанку.
Танцевальные упражнения,
применяются для
эмоциональной разрядки,
снятия физического и
нервного напряжения.
Изучение бальных танцев и
современных танцев, дает
большой эмоциональный
заряд.
Танцевальные упражнения с
мячом являются
эффективным
оздоровительным
средством, и создают
положительный
эмоциональный фон на
занятии
Подвижные и музыкальные
игры
Упражнения креативной
гимнастики, сюжетные
занятия и различные
творческие задания. Данная
категория включает
большое количество
различных ритмических
танцев малой, средней,
высокой интенсивности,
как с мячом, так и сидя на
мяче
Упражнения из данной
категории, способствуют
развитию созидательных
способностей детей,
познавательной активности,
мышления, свободного
самовыражения и
творческих способностей
Обучение упражнениям делится на три этапа:
1.Начальное обучение
2.Углубленное разучивание, закрепление
3.Совершенствование упражнений
Все упражнения в частях занятия выстраиваются по принципу возрастания и
чередования нагрузки
Часть занятия
Цель
Принцип построения
Подготовительная
-Разогрев мышц, связок, суставов и
подготовка их к выполнению
предстоящих упражнений;-
психологический и эмоциональный
настрой на занятие, повышение
восприимчивости к музыкальному
сопровождения-сосредоточение
внимания и установка на
выполнение основных задач занятия
Подготовить занимающихся к
работе в основной части занятия
В работу последовательно
должны включаться
вначале мелкие, а затем
все более крупные группы
мышц, темп выполнения
движений, их амплитуда -
постепенно повышаться, а
длительность выполнения
каждого упражнения -
увеличиваться. Переходить
на более высокий уровень
функционирования
организма так, чтобы
перестройка его протекала
без перегрузки
Основная
Обучение новым видам упражнений
с фитболом , технике их выполнения
и доведения выполнения до уровня
навыка; Развитие ловкости,
выносливости, координации
движений, быстроты и др.,
необходимых для физического
развития; -Повышение интереса к
занятиям и получения
удовлетворенности от них
средствами активизации
эмоционального состояния
занимающихся, в том числе -за счѐт
использования музыкального
сопровождения, выполнения
танцевальных упражнений и др.;-
Развитие активного и сознательного
отношения к занятиям, трудолюбия,
а также доброжелательного
отношения к окружающим развития
творческих способностей и эстетике
движений,
-
Упражнения сложные по
координации и технике
выполнения, дающие
оптимальную физическую
нагрузку. К ним
относятся:- Базовые
танцевальные упражнения
(шаги, связки, исходные
положения и др.); -
Упражнения на сохранение
равновесия и развитие
вестибулярного аппарата
Заключительная
Постепенное снижение физической,
психологической и эмоциональной
нагрузки
упражнения на
расслабление, различные
встряхивания, элементы
релаксации, дыхательные
упражнения и упражнения
на растягивание различных
группмышц
Таким образом, «Танцы на мячах» можно рассматривать, как уникальную
возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночник, вестибулярный аппарат,
координацию движений, а также раскрепощённость , в результате чего все мышцы и
системы переходят в режим «боевой готовности», что усиливает положительный эффект и
способствует настроить организм на ритм тренировочного процесса при обучении
спортивных бальных танцев. Эмоциональная активизация – первостепенное требование
для успешного выступления на соревнованиях. Здесь главное в том, чтобы научить,
эффективно контролировать себя, быть эмоционально стабильным и приобрести
ответственное отношение к своему делу.
При направлении внимания на двигательных ощущениях, осознаётся характер
прикосновения к мячу, проверяется свобода движений, наличие в мышцах ненужных
зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Если ученик отвлекается и не
осознаёт свои действия, приучать его заметить это, плавно вернув внимание к
исполнению и стараться не отвлекаться, именно тогда, двигательные и мышечные
ощущения, мысленные представления начинают работать в неразрывном единстве.
Помочь справиться с последствиями волнения могут оказать заинтересованные родители.
Фитбол тренировки в домашних условиях – это хорошая помощь, мяч и ребёнок много
места не занимает, здесь главное в том, чтобы у ученика появилось ощущение
исполнения «для своих». Занимаясь дома, ученик чувствуют себя гораздо спокойнее и
если домашние выступления проводить регулярно, то стресса перед выступлением и на
соревнованиях не будет. И это одна из возможностей побудить интерес ребёнка к
публичным выступлениям. Открыть много неожиданного, можно играя и танцуя с мячом.
Погружаясь в музыкально - танцевальную ткань через игры, здесь учатся справляться с
волнением даже самые робкие ученики, чувствуя себя значительно увереннее при
выполнении танцевальных элементов и фитбол упражнений.
Подводя итог, следует отметить, что для образцового спортивного состояния бального
танца необходимо:
- разнообразное физическое и хореографическое развитие учащегося в течение всего
периода обучения;
- формирование позитивной психической обстановки во время подготовки к публичному
выступлению;
-активизация реакции юного танцора на внешние и внутренние раздражители во время
занятий и публичных выступлений;
- устремление к достижению максимальной концентрации внимания в период работы.
В работе фитбол тренировки «Танцы на мячах», использовались следующие
методы:
- теоретический анализ изученной литературы, обобщение;
-педагогическое наблюдение, интервьюирование;
- изучение научно-исследовательских подходов к проблеме саморегуляции в педагогике и
педагогической психологии;
- анализ неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на психику танцора-
исполнителя;
- анализ положительных, творчески активизирующих потенций спортивного волнения
Спортивные результаты танцора-исполнителя становятся предопределёнными не только
его врождёнными способностями и присутствием хороших педагогов, но и наличием
сильной воли, которая является умением человека преодолевать препятствия на пути
достижения поставленной цели.
Список источников и литературы
1. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Теоретико-методические основы занятий фитбол-
гимнастикой. Часть 1: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во: РГПУ имени А.И. Герцена, 2011.
- 114 с.
2. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей Танцы на мячах:
Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. —24 с.
3. Мясищев В.Н. Проблемы личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и
физиологии. Т.50. – Л.,1969
4. Питюков В.Ю. «Основы педагогической технологии: Уч.-практич. Пособие. – М.;
Роспод-агенство,1997
5.
Овчинникова Т. С, Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для
дошкольников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 176 с.
6. Учебное пособие по аэробике на мячах (А-бол аэробика) .М.: Федерация
аэробики России, 2000.32с