Автор: Михайлова Ирина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ЦО№47
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы формирования УУД на уроках литературного чтения во 2 классе"
Раздел: начальное образование
Подготовила учитель начальных классов Михайлова И.Л.
Методы и приемы формирования УУД на уроках литературного чтения
во 2 классе
На
уроках
литературного
чтения
формируется
читательская
компетентность,
помогающая
младшему
школьнику
осознать
себя
грамотным
читателем,
способным
к
использованию
читательской
деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет
техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и
прослушанное произведение. Сегодня важно не столько вооружить ученика
большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него
универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий
помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в
постоянно меняющемся обществе.
Универсальные
учебные
действия
(УУД) -
те
образовательные
результаты, которых обучающиеся должны достичь в результате своей
учебной деятельности. На уроках литературного чтения мы формируем
следующие универсальные учебные действия (слайд):
- личностные
- регулятивные
- коммуникативные
- познавательные
Остановимся на методах и приемах формирования каждого вида
УУД (слайд):
Личностные УУД:
1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях
и чувствах можно использовать на уроках следующие виды заданий,
формирующие личностные УУД: (слайд)
-
«Расскажи,
что
ты
чувствуешь?»
(умение
сопереживать
героям
произведений); Владимир Сутеев «Снежный зайчик»
- «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль)
произведения?» (умения понимать контекстную речь) Х.К. Андерсен Ель
- Представьте себя в роли героя и расскажите о своем путешествии. Не
забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали (умение
осуществлять личностную рефлексию, погружение во внутренний мир
персонажа ) Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
- Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем,
передача эмоций интонацией, мимикой, жестами);
Сказка «У страха
глаза велики
- Составление характеристики героев, отношение автора и читателя к ним.
А.П.Гайдар «Чук и Гек
- Методический прием «Эмпатия»-«Если бы я был на месте героя …»
(отождествления
себя
с
героями
произведения,
соотнесения
и
сопоставления их позиции, взглядов, мнений).
В процессе формирования УУД школьник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти
ответ
на
множество
интересующих
вопросов,
почувствовать
себя
исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят
предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения,
оценивают себя и других. (слайд)
Регулятивные УУД:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника;
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Все это направлено на формирование регулятивных УУД:
– « Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование
способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью
различных знаковых символов)
– « Как развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное
мышление по структурированию событий)
Э.Шим «Всем вам крышка»;
– «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно,
страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на
уроке?» (умение прогнозировать);
– «Слушай внимательно», «Что понравилось и что не понравилось в чтении
стихотворения одноклассником?» (критерии)
(формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции)
- Приём «Рюкзак»(можно назвать любым словом «Корзина», «Мешочек»)
прием рефлексии
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения
большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также,
возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика
к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный
пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста
я научимля передавать в чтении характер героя
Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать,
анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих
товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный
партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную
исследовательскую активность. На уроках царит атмосфера сотрудничества и
дружелюбия.
В
этом
помогают
задания,
направленные
на
формирование коммуникативных УУД такие, как:
(слайд):
Коммуникативные УУД:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
3) умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группах.
Рассмотрим упражнения, формирующие коммуникативные УУД(слайд):
– устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение
строить
речевое
высказывание в
соответствии с поставленными
задачами)
Братья Гримм «Семеро храбрецов»;
– пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть,
словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического
высказывания);
- Приём «Вопрос к тексту»
Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному
материалу.
Формирует:
умение содержательно формулировать вопросы;
умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список
вопросов. Список можно ограничить.
Каждый урок должен быть интересным. Ведь ребенка необходимо
«зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению.
Систематичное использование на уроках развивающих и творческих заданий,
информационно-коммуникационных
технологий
делает
работу
более
наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД:
(слайд) Познавательные УУД:
1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение ориентироваться на развороте учебника;
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации
Как организовать деятельность учащихся? (слайд):
– выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск
информации в различных источниках, ориентирование в книге (общеучебные
умения);
– характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение
заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами);
– установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение,
классификация (умение выполнять логические операции).
Приём «Паспорт литературного героя»
Это
универсальный
прием
составления
обобщенной
характеристики
изучаемого явления по определенному плану
Пример. Может
быть
использован
для
создания
характеристик:
на
литературном чтении – героев литературных произведений;
-
Подбери
пословицу,
которая
более
точно
подходит
к
данному
произведению.
Прием моделирования
Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность
и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями.
Прием реализуется через упражнения.
расположи модели по порядку,
определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,
прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,
прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,
какие части сказки совпадают,
нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,
соотнеси план пересказа с моделями,
определи, из какой части сказки взяты строки,
соответствует ли отрывок сказки данной модели.
разложи модели по тексту произведения;
найди ошибку в наложении моделей на текст.
Перечисленные виды работы, методы и приемы входят в технологию
формирования
типа
правильной
читательской
деятельности
(продуктивное чтение). Работа по формированию УУД проводится перед
чтением (предвосхищая и мотивируя), во время (проводя диалог с
автором) и после чтения(понимая авторский замысел). (слайд)
Закончить выступление хочется словами К.Д. Ушинского: «Читать — это
еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное — вот в чем
главное».