Напоминание

Как сохранить здоровье дошкольника?


Автор: Куприянова Расима Насибуллиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 227
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, УФА
Наименование материала: статья
Тема: Как сохранить здоровье дошкольника?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 227городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Опыт работы:

Как сохранить здоровье дошкольника?

Выполнила воспитатель:

МБДОУ Детский сад №227

Куприянова Расима Насибуллиновна

Уфа – 2021год

Детство

уникальный

период жизни

человека,

в

процессе

которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве,

сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать,

кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в

этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а

стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» - повторяет

человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском

саду.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно

важная привычка. И именно в семье, в детском образовательном учреждении

на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше

понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить

малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать

свое здоровье.

Актуальность опыта состоит

в

решении

проблемы

сохранения

и

укрепления здоровья дошкольников.

Одним из путей решения является

комплексный

подход

к оздоровлению детей

через

использование здоровьесберегающих технологий,

без которых немыслим

педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится

на формировании осознанного

отношения

ребёнка

к

своему здоровью,

которое,

в свою

очередь,

должно стать системообразующим фактором

модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности

современного

детского сада.

Свою работу строила с учётом диагностики, включающей в себя

следующие разделы здорового образа жизни:

• Личная гигиена;

• Оптимальный двигательный режим;

Здоровое питание;

• Закаливание;

• Я – человек.

Провела с детьми беседу «Что такое здоровье?» В основном дети

трактовали понятие «здоровье» как состояние выздоровления послеболезни,

не могли назвать причины заболеваний, имели частичные представления о

частях тела и их функциях. Но у детей хорошо сформированы культурно-

гигиенические навыки, они имеют представления о режиме дня, полезных

привычках. Так как дети должны получать не только теоретические знания о

ЗОЖ, но и практические умения и навыки, то я решила проводить работу по

этому направлению в процессе специально организованного обучения,

совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности

детей.

Систему работы построила с учётом возрастных, психофизических и

психологических особенностей детей дошкольного возраста.

В работе придерживаюсь следующих принципов:

- Доступность (учет возрастных особенностей, адаптированность

материала к возрасту);

- Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);

- Последовательность (от простого - к сложному);

- Наглядность (учет особенностей мышления);

- Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности);

-Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и

правил ЗОЖ каждым ребенком);

Работа с

детьми

предполагает

различные формы,

средства

и

методы формирования

представлений

о

ЗОЖ.

Основными формами

являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования,

праздники.

С детьми провожу беседы на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши

верные друзья», «Чистота – залог здоровья» и другие.

В течение дня с детьми использую различные виды игр: подвижные,

сюжетно-ролевые, дидактические, а также игры с элементами массажа.

Подвижные игры помогают воспитывать активность, самостоятельность,

инициативу детей. Они позволяют оптимально чередовать интеллектуальную

и физическую нагрузку детей в течение дня.

При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное

воздействие на биологически активные точки кожи, но ребенок здесь не

просто «работает»,

а

играет

своим

телом.

Он

мнет,

разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его

по законам красоты. Когда ребенок лепит красивое лицо, он поглаживает

лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой, надавливает пальчиками

активные точки переносицы, середину бровей, разглаживает брови, глаза,

похлопывает по щекам, подергивает нос. Полная уверенность в том, что он

действительно творит что-то новое и прекрасное способствует развитию

чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения

к нему.

Одним из нетрадиционных методов оздоровления является использование

камешков Марблс.

Цель игры с камешками Марблс – это физическое и умственное

развитие. Работа с камешками вызывает у детей положительные эмоции,

радость, улыбку. Так же эти яркие помощники помогут восстановить их

психоэмоциональное состояние.

В своей работе я использую камешки «Марблс» для массажа кистей рук в

воде:

- прокатывание между ладонями;

- прокатывание между пальцами;

- прокатывание по тыльной стороне правой руки левой ладонью и

наоборот;

- перекладывание двумя пальцами обеих рук с одного тазика в другой.

Для заинтересованности детей каждая игра сопровождается художественным

словом.

Например:Камушек-маленький шарик

Шариком круги катаю, (камешек между ладоней)

Взад – вперед его гоняю, (смена рук)

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку, (смена рук)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка, (смена рук)

Каждым пальчиком прижму.

В настольной дидактической игре «Валеология» закрепляю с детьми

правила гигиены, которые помогают сохранить зубы, уши, глаза здоровыми,

обсуждаем поступки детей, выясняем причины болезни, приводим примеры

из собственной жизни.

Дети должны свободно выражать свои эмоции, уметь общаться в

коллективе.

В

сюжетно-ролевых

играх

проявляется

общение

со

сверстниками, совершенствуется личность, формируется ситуативно-деловая

форма общения с другими детьми.

Через игровые упражнения учу детей распознавать эмоции. Радость

- «Новая игрушка», «Хорошее настроение», удивление - «Зеркало», гнев

- «Драчливые воробьи», чувство вины, стыда - «Разбитая ваза», страх

- «Рыбаки

и

рыбка».

Мимические

и

пантомимические

движения

отрабатываем в инсценировках, играх-драматизациях.

Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с

мышц лица, рук, ног, туловища.

Воспитание культурно-гигиенических навыков в режимных моментах

предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться,

ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести

себя при кашле, чихании.

Каждый режимный момент для меня это временный ориентир к

постепенной смене деятельности. Одновременно это и система своеобразных

оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто

необходимая и увлекательная деятельность,

в результате которой мои

воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться,

чистить зубы, мыть руки, зачем нужен сон и зарядка, прогулки, почему надо

прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать

рот. Для закрепления знаний о ЗОЖ использую ИКТ (презентации,

мультфильмы «Мойдодыр», «Ох и Ах», «Девочка чумазая»).

Закаливание

является

важным

средством

укрепления здоровья и

представляет собой определенную систему, простую в исполнении и

отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

В своей группе я использую такие методы закаливания как: массаж стопы

и ходьба босиком по массажным коврикам в групповой комнате, хождение

босиком по мокрым дорожкам, облегченная одежда во время дневного сна.

В совместной деятельности с детьми закрепляем знания о здоровье через

продуктивную

деятельность (лепка,

аппликация,

рисование): «Овощи

и

фрукты

-

полезные

продукты», «Предметы

гигиены», «Зимняя

прогулка», «На зарядку становись!» и т. д.

Досуги, совместные праздники здоровья,

театрализованные постановки

способствуют

созданию

условий

эмоционального

восприятия

детьми

сведений

о

ЗОЖ,

закреплению

полученных

представлений

и

их

систематизации: «Поможем

кукле

Андрюше», «В

гостях

у

феи

Чистоты», «Путешествие по станциям здоровья», «Нас излечит, исцелит

добрый доктор Айболит!».

В

прогулки

включаю

следующие оздоровительные мероприятия

подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое

время года - игры с водой, самомассаж, ходьба босиком по песку.

Детская

художественная

литература

способствует

развитию

познавательного интереса к человеку, его здоровью. Дети с удовольствием

слушают

и

обсуждают

сказки «Волшебный

морж», «Простуда

и здоровье», «Спаси Веронику», разучивают стихотворения, отгадывают

загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа с детьми после

прочитанной

книги

углубляет

ее

воспитательное

воздействие,

дети

устанавливают

связь

рассказа

со

своим опытом,

делают

несложные

обобщения.

Работая по данной теме, собрала материал по использованию

здоровьесберегающих технологий, разработала картотеки игр и упражнений,

выпустила папки – передвижки, составила памятки для родителей.

Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться

решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его

физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из

основных

направлений оздоровительной

работы с

детьми

является

совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

Для этого использовала различные формы:

Групповые

родительские собрания: «Здоровье

детей

в

нашихруках», «Укрепим здоровье в условиях детского сада»;

• Анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ»;

•Совместные акции: спортивные развлечения, дни здоровья.

• Индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима

дня, развитию двигательных навыков;

• Папки - передвижки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»;

• выставки детских работ по изодеятельности на тему ЗОЖ;

• Совместное изготовление нестандартного оборудования, атрибутов;

Совместно с родителями были организованы и проведены спортивные

развлечения: «Мама и я – спортивная семья», «Бравые солдаты», «Всей

семьей на старт» (на лыжах).

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В

результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт

действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое

значение имеют положительные примеры поведения отца и матери,

как образца для подражания,

а так же родительское слово, как метод

педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример,

реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем

самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что

такое плохо». Поэтому, я объясняю родителям, что дома важно подкреплять

предъявляемые к детям

требования

личным

поведением,

специально

демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в

подходе

к

ребенку.

И

благодаря

этому

тесному

сотрудничеству дошкольники овладевают

основными

культурно

гигиеническими

навыками

(умывание,

чистка

зубов,

культура

еды,

правилами личной безопасности, а так же основными правилами здорового

образа жизни.

Заключение.

Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды

деятельности

по формированию у

детей

представлений

о здоровом

образежизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная

задача

состоит

в

том,

чтобы

не

допустить

снижения

имеющегося

уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко

продуманной

системы,

включающей оздоровительные

мероприятия,

гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех

режимных моментов. Нетрадиционные формы работы в детском саду не

отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют.

И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени.

Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься

сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность

приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно

вдвойне.

Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования

здорового образа жизни. В дальнейшем работа по теме «Формирование основ

здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» будет продолжена.



В раздел образования