Автор: Лаврехина Алла Васильевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ Лопандинская СОШ
Населённый пункт: п. Лопандино
Наименование материала: Методическая разработка клубного часа
Тема: "По загадки в лес пойдём"
Раздел: начальное образование
По загадки в лес пойдем.
Цель:
развитие воображения и фантазии, творческого мышления.
Задачи:
учить бережному отношению и живой природе.
Подготовка к мероприятию:
задействовать детей в небольших сценках, распределить стихи о
птицах,
деревьях,
зверях;
поработать
над
выразительностью
исполнения;
подготовить
запись
птичьих
голосов,
карточки
с
изображением
лиственных
и
хвойных
деревьев,
лекарственных
растений.
Ход занятия
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Почему? Да потому, что вместо учебников и
тетрадок,
карандашей
и
ручек
нам
понадобиться
нечто
необычное,
которое
есть
абсолютно у каждого человека. Но не каждый знает об этом. Итак, призовём на помощь
своё воображение, подключим фантазию и, не выходя из класса, отправимся на прогулку в
лес. Обычно в лес ходят по грибы и по ягоды, да ещё по орехи, а мы с вами пойдем… по
загадки. Под каждый кустиком, травинкой или деревом столько загадок прячется, успевай
только разгадывать!
Удивителен наш лес.
В нём полным-полно чудес.
Хочешь ты про всё узнать,
Чудеса те разгадать?
Собирайся и пойдем, Лес расскажет обо всём…
- Что же, ребята, пойдём в воображаемый лес?
Дети: пойдём.
Ученик читает стихотворение:
- Здравствуй, лес, дремучий лес…
- По тропиночке пойдём вскоре в чащу попадём... Слышите, как лес шумит? О чём он,
дети, говорит?
Включить запись: шум ветра, звуки ручья, птичий гомон ( дятел, кукушка, соловей).
- А вы знаете, что дятел является обладателем самого длинного языка среди птиц; что
кукушка издаёт звуки не раскрывая при этом своего клюва; что многие птицы за день
исполняют не одну песенку, а гораздо больше.
Например, зяблик, в рассветные часы исполняет около трёхсот, за день – до двух с
половиной тысяч.
Вы слышали песню зяблика? Послушайте.
Включить запись песни зяблика.
- Пение птиц имеет значение. Особенно много птицы поют весною. Среди других птиц
выделяется своим « музыкальным талантом» соловей. Самец старается очаровать свою
подругу, а потом
развлекает её, пока та выводит потомство. Пением самец указывает, что
данный гнездовой участок уже занят. После выведения птенцов пение птиц ослабевает или
совсем прекращается.
И это вполне объяснимо: пернатым родителям вовсе не до этого. Весь световой день они
проводят в заботах: вскармливают и воспитывают своих птенцов.
Ученики читают стихи о скворце « Счастливый отец», о дятле и др. птицах.
Прошу детей отгадать загадки о птицах.
- Кроме птиц в лесу есть насекомые
(загадки о насекомых).
- Молодцы, ребята. Пойдём дальше.
Ученик читает стихотворение о зелёном лесе.
- Угадайте деревья, которые встречаются на нашем пути.
Дети называют деревья и отвечают в каком лесу они находятся. (лиственном). По желанию читают
стихи о деревьях.
1.
Дуб. Я. Купала.
2.
Люблю берёзу русскую. А. Прокофьев.
- Если вдоль дороги мы пойдём, растение такое вот найдём. Как оно называется?
- Подорожник.
- Верно. А почему его так называют, кто как думает?
Ответы детей.
Это растение растёт в основном вдоль тропинок и дорог. Оно очень полезное. Если к
кровоточащей ранке или царапине приложить листок подорожника, он остановит кровь и
будет способствовать быстрому заживлению.
- Вот это растение может оставить на теле человека волдыри, которые напоминают следы
ожога. Из листьев крапивы варят вкусные и полезные щи, а в старину из волокон стеблей
делали прочные нитки, из которых ткали холст.
А из листьев одуванчика делают салат, который возбуждает аппетит.
Отвар
из
ромашки
оказывает
противовоспалительное
действие
при
ангине
и
других
простудных заболеваниях.
Настой тысячелистника применяют при заболеваниях желудка.
- Как видите, ребята, нас окружают полезные растения.
Теперь, отгадайте загадки о растениях леса.
- Сбрасывают ли иголки сосны да ёлки? Сбрасывают, хотя мы никогда не видели голых
елей и сосен. Хвоя у сосен сохраняется в течение двух-трёх лет, а у елей в течение шести-
десяти лет. Хвоя опадает постепенно, на смену старой каждую весну приходит молодая –
мягкая, светло - зелёного цвета.
(слышен треск сучьев)
- Ой, ребята, слышите, как трещат в лесу сучья? Кто же это может быть? Догадались?
Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
(медведь)
- Правильно. Без этого зверя и лес не лес. Наши предки уважали медведя за его силу,
почтительно называли Михаилом Потапычем, Медведушкой, а то и Хозяином леса. Много
сказок и легенд поведал нам наш народ об этом животном, некоторые из них знаем и мы,
какие?
Ребята
называют
русские
народные
сказки:
«Машенька
и
медведь»,
«Три
медведя»,
«Теремок», «Колобок», «Медведь и мужик», «Медведь и леса» и др…
- Задумывались ли вы, почему медведь зимой спит?
Учащиеся в лицах разыгрывают стихотворение о медведе.
- Какие ещё животные зимой впадают в спячку?
(барсук, мышь, ёж, крот и др.) Смотрю на
часы и говорю, что время отведённое на « прогулку» истекает и пора «возвращаться» в класс. По
«возвращению из леса», загадывая русские народные загадки, спрашиваю ребят, что они видели в
лесу.
- Понравилась вам наша прогулка?
Можете свои наблюдения
и впечатления воплотить в творческих работах.