Автор: Нуждова Ольга Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №179 "Дюймовочка""
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Диагностика сформированности интереса к музыке у детей
Раздел: дошкольное образование
О.А.Нуждова
Диагностика сформированности интереса к музыке у детей
Музыкальное обучение является уникальным средством формирования
«единства аффекта и интеллекта» ( Л.С.Выготский ).Особенно велико
эмоциональное воздействие музыки на духовную сферу человека в его
детские и юношеские годы.
Возможность гармоничного развития ребенка как музыканта и личности
заключается
в
его
приобщении
к
различным
видам
музыкальной
деятельности. Для личностного развития юного музыканта особенно важны
положительный настрой на обучение музыке и стимулирования интереса к
ней. Заинтересовать ребенка музыкой помогает сочетание различных
обстоятельств: яркие личностные качества самого учителя или воспитателя,
установление плодотворного контакта в общении, организация эффективной
совместной
деятельности,
опора
на
систему
стимулов
различной
направленности. Исследуя вопрос о развитии устойчивого интереса к
музыке, в частности классической , отмечу, что она не всегда находится в
«круге интересов» ребенка и входит в привычную для него среду обитания.
С точки зрения психолога А.Г.Ковалева, интерес – это «специфическое
отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и
эмоциональной привлекательности». По мнению Г.И.Щукиной, интерес
является «мощным побудителем активности личности». Интерес выступает
как средство, мотив и на более высоком уровне как свойство личности. В
качестве определяющего мотива поведения и деятельности человека,
интерес создает устойчивую базу для успешного развития личности в
процессе обучения. Интерес оказывает положительное влияние на все
психические процессы и функции человека: восприятие, внимание, память,
волю. Под воздействием интереса к музыке внимание у детей становится
более длительным, материал быстрее укладывается и дольше сохраняется в
памяти, возрастает работоспособность, появляется любознательность и
стремление к познанию нового.
Как известно, занятия определенной деятельностью чаще всего связаны
с интересом, проявляющимся как потребность в этой деятельности.
Наиболее плодотворно личность ребенка развивается в процессе интересной
и любимой деятельности. Это обусловлено обогащением и углублением
интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность
в ней. Совершенствование этой деятельности приводит к увеличению
объема и повышению качества усвоения знаний.
Развитие интереса ребенка к музыке необходимо с двух точек зрения:
для
повышения
мотивации
к
активной
музыкально-исполнительской
деятельности и для формирования гуманистических качеств личности. Для
этого следует максимально активизировать духовно-нравственные качества
личности на примере биографий выдающихся музыкантов, формировать
личностные мотивы учения путем применения
полученных знаний на
практике. Устойчивый интерес к музыке способствует повышению у детей
мотивации
к
активной,
музыкально-исполнительской
деятельности,
развитию у них понимания прекрасного, формированию художественного
вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и
эстетических идеалов.
На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и
педагогики мной были разработаны тест и анкета на выявление уровня
сформированности интереса к музыке у детей, определены его критерии:
осознание
интереса
к
музыке,
наличие
ценностных
ориентаций
в
музыкальном искусстве, отношение к музыкальной деятельности.
Осознание
интереса
к
музыке
предполагает
целенаправленное
стремление к углублению знаний о музыке и самостоятельному изучению
материала. Наличие ценностных ориентаций характеризуется осознанным
выбором
музыкальных
предпочтений,
получением
эстетического
удовольствия от общения с музыкой и адекватной оценкой музыкальных
произведений. Отношение к музыкальной деятельности включает готовность
к участию в деятельности по личной инициативе и стремление к
самостоятельному решению творческих задач.
В соответствии с данными показателями были выявлены 3 уровня
сформированности интереса к музыке у детей: низкий (любопытство,
любознательность), средний (неустойчивый интерес), высокий (устойчивый
интерес).
Содержательной
стороной
каждого
из
уровней
явились
определенные критерии: осознание интереса к музыке, наличие ценностных
ориентаций
в
музыкальном
искусстве,
отношение
к
музыкальной
деятельности.