Напоминание

Диагностика сформированности интереса к музыке у детей


Автор: Нуждова Ольга Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №179 "Дюймовочка""
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: Диагностика сформированности интереса к музыке у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




О.А.Нуждова

Диагностика сформированности интереса к музыке у детей

Музыкальное обучение является уникальным средством формирования

«единства аффекта и интеллекта» ( Л.С.Выготский ).Особенно велико

эмоциональное воздействие музыки на духовную сферу человека в его

детские и юношеские годы.

Возможность гармоничного развития ребенка как музыканта и личности

заключается

в

его

приобщении

к

различным

видам

музыкальной

деятельности. Для личностного развития юного музыканта особенно важны

положительный настрой на обучение музыке и стимулирования интереса к

ней. Заинтересовать ребенка музыкой помогает сочетание различных

обстоятельств: яркие личностные качества самого учителя или воспитателя,

установление плодотворного контакта в общении, организация эффективной

совместной

деятельности,

опора

на

систему

стимулов

различной

направленности. Исследуя вопрос о развитии устойчивого интереса к

музыке, в частности классической , отмечу, что она не всегда находится в

«круге интересов» ребенка и входит в привычную для него среду обитания.

С точки зрения психолога А.Г.Ковалева, интерес – это «специфическое

отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и

эмоциональной привлекательности». По мнению Г.И.Щукиной, интерес

является «мощным побудителем активности личности». Интерес выступает

как средство, мотив и на более высоком уровне как свойство личности. В

качестве определяющего мотива поведения и деятельности человека,

интерес создает устойчивую базу для успешного развития личности в

процессе обучения. Интерес оказывает положительное влияние на все

психические процессы и функции человека: восприятие, внимание, память,

волю. Под воздействием интереса к музыке внимание у детей становится

более длительным, материал быстрее укладывается и дольше сохраняется в

памяти, возрастает работоспособность, появляется любознательность и

стремление к познанию нового.

Как известно, занятия определенной деятельностью чаще всего связаны

с интересом, проявляющимся как потребность в этой деятельности.

Наиболее плодотворно личность ребенка развивается в процессе интересной

и любимой деятельности. Это обусловлено обогащением и углублением

интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность

в ней. Совершенствование этой деятельности приводит к увеличению

объема и повышению качества усвоения знаний.

Развитие интереса ребенка к музыке необходимо с двух точек зрения:

для

повышения

мотивации

к

активной

музыкально-исполнительской

деятельности и для формирования гуманистических качеств личности. Для

этого следует максимально активизировать духовно-нравственные качества

личности на примере биографий выдающихся музыкантов, формировать

личностные мотивы учения путем применения

полученных знаний на

практике. Устойчивый интерес к музыке способствует повышению у детей

мотивации

к

активной,

музыкально-исполнительской

деятельности,

развитию у них понимания прекрасного, формированию художественного

вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и

эстетических идеалов.

На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и

педагогики мной были разработаны тест и анкета на выявление уровня

сформированности интереса к музыке у детей, определены его критерии:

осознание

интереса

к

музыке,

наличие

ценностных

ориентаций

в

музыкальном искусстве, отношение к музыкальной деятельности.

Осознание

интереса

к

музыке

предполагает

целенаправленное

стремление к углублению знаний о музыке и самостоятельному изучению

материала. Наличие ценностных ориентаций характеризуется осознанным

выбором

музыкальных

предпочтений,

получением

эстетического

удовольствия от общения с музыкой и адекватной оценкой музыкальных

произведений. Отношение к музыкальной деятельности включает готовность

к участию в деятельности по личной инициативе и стремление к

самостоятельному решению творческих задач.

В соответствии с данными показателями были выявлены 3 уровня

сформированности интереса к музыке у детей: низкий (любопытство,

любознательность), средний (неустойчивый интерес), высокий (устойчивый

интерес).

Содержательной

стороной

каждого

из

уровней

явились

определенные критерии: осознание интереса к музыке, наличие ценностных

ориентаций

в

музыкальном

искусстве,

отношение

к

музыкальной

деятельности.



В раздел образования