Напоминание

Изучение романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"


Автор: Смирнова Евгения Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: Материалы к урокам по литературе
Тема: Изучение романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"
Раздел: среднее образование





Назад




«

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА

«

»

.

ДИАЛОГ

Г ПЕРМИ

.

.

Материалы к урокам по изучению романа М Е

-

«

»

Салтыкова Щедрина Господа Головлёвы

Методические рекомендации

Смирнова Евгения Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ

«Школа «Диалог» г. Перми

19.04.2021

Данные методические рекомендации могут помочь учителю литературы правильно выстроить

систему уроков по изучению романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», а также

глубже понять образ главной героини романа.

Материалы к уроку по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа

Головлёвы».

Когда

мы,

учителя,

сталкиваемся

с

бездуховностью,

социальным

инфальтилизмом, потребительством, лицемерием и открытым цинизмом в

современной молодёжной среде, когда задаём себе непростой вопрос,

почему в нашем обществе они могли возникнуть, мы часто затрудняемся с

чётким ответом.

И нам на помощь приходит книга.

Русская классическая литература даёт немало примеров разрушительного

воздействия бездуховности на жизнь человеческого общества. А.С. Пушкин,

Н. В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, исследуя процесс

духовного оскудения личности, пришли к выводу, что к этой трагедии

приводит

человека

страсть

к

неограниченному

накопительству.

Из-за

неутолённой жажды денег готов стреляться со своим собственным сыном

Барон из «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина, преступает нравственные законы

Германн из «Пиковой дамы», с этой же жаждой предаёт поочерёдно своих

учителей и покровителей гоголевский Чичиков. Страсть к накопительству

ведёт к расстройству психики, духовной и физической смерти.

Пагубные

цели

и

побуждения

разрушают

нравственные

основы

человеческого бытия. Подробное и внимательное исследование процесса

разрушения

человеческой

личности,

атмосферы

зла,

накопительства,

превращения

нравственных

начал

в

их

полную

противоположность,

доказательство невозможности жизни человека, ненужности её в случае

нравственного опустошения можно увидеть в романе М.Е. Салтыкова-

Щедрина «Господа Головлёвы».

Анализ

произведений

писателя

в

классе

с

углублённым

изучением

литературы даёт мне возможность не только раскрыть революционно-

демократическую

позицию

писателя

в

обличении

социальных

и

нравственных

пороков

современного

ему

общества,

но

и

показать

жизненность, актуальность его творческого наследия сегодня.

Для

постановки

и

решения

проблемы

писатель

избирает

ту

сферу

человеческого бытия, в которой потеря нравственных основ равнозначна

абсолютной

гибели личности, - это семейные связи. Жизнь семьи

Головлёвых,

психология

взаимоотношений

её

членов

отражают

многочисленные

социальные

пороки

помещичьего

класса:

угнетение

личности,

отсутствие

сострадания,

предательство,

обречённость

одиночества,

стяжательство,

обман,

способность

к

преступлению,

жестокость, властность, рабскую приниженность… «Все смерти, все отравы,

все

язвы

всё

идёт

отсюда»,

«Головлёво

это

смерть,

злобная

пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву».

Так как роман имеет огромный воспитательный потенциал и актуальность

нравственной проблематики, его изучению можно уделить 5 часов.

Основное внимание нужно сосредоточить на материнском начале в семье

Головлёвых и на том, как оно преломляется в характере, судьбе детей.

Родоначальница головлёвского рода, сколотившая состояние – Арина

Петровна Головлёва – полновластная хозяйка обширного имения, мать

четверых детей. Какова её сущность? К чему она стремиться? В чём видит

смысл жизни? Что обретает и что отдаёт миру щедринская героиня?

Подобные вопросы можно использовать как контрольные в процессе

учительского объяснения или же в самостоятельной работе учащихся.

Главная цель Арины Петровны – округление головлёского имения. Салтыков-

Щедрин тщательно выписывает факты её многообразной «деятельности».

Внимательно читая текст романа, учащиеся неизбежно приходят к выводу о

ом, что труд, который не носит созидательного характера, направляется

ложной целью, не может творить атмосферу добра, действует развращающе

на человека. Не старость, а лишение имущества, праздная жизнь привели

Арину Петровну к такому финалу. Отчуждение от семьи и лицемерие

заявлены как основа семейных уз уже в самом начале описания хроники

рода Головлёвых от имени автора.

Полное равнодушия и презрения отношение героини к мужу и ненависть

Владимира Михайловича к жене – вот чем живёт семья Головлёвых. И самое

страшное, пожалуй, в том, что никому не приходит в голову, что подобная

жизнь заключает в себе что-либо противоестественное. Дети вовсе не входят

в круг интересов Арины Петровны: они не затрагивали ни одной струны её

внутреннего существа. Атмосфера лицемерия, травля, постоянное унижение,

побои воспитали в Степане рабский характер, в Павле – безволие,

равнодушие ко всему на свете, в том числе и к состраданию, в Порфирии –

черты предателя.

В процессе изложения материала, раскрывающего образ Арины Петровны,

предлагаю учащимся вопросы:

- Каковы нравственные основы семейных отношений Головлёвых?

- О чём свидетельствуют внешне слова писателя:

Находясь в таких

отношениях, они пользовались совместною жизнью в продолжение с

лишком сорока лет, и никогда ни тому, ни другой не приходило в

голову,чтобы

подобная

жизнь

заключала

в

себе

что-либо

противоестественное?

- Как можно оценить содержание такой семейной жизни?

- Почему Щедрин замечает: К несчастью, это был даровитый малый?

(Учащиеся отвечают на вопрос, читая отрывок от начала характеристики

Степана до слов когда он появился с дипломом…)

- Какова роль Арины Петровны в несчастьи Степана?

- Что было «противоестественным» в отношении матери к детям?

При этом я делаю акцент на таких деталях текста, которые в определённом

смысле являются ключевыми в понимании внутреннего мира Арины

Петровны: дети для неё – лишняя обуза; выбросив кусок, который изображал

собою родительское благословление, уже считала законченными свои

обязанности относительно постылых детей; смутная тревога, вызванная

средним сыном; безнадёжная тишина погорелковского дома; праздность,

развратившая волю Арины Петровны, для которой не существовало ни

прошлого, ни будущего.

В своих детях она видела только врагов. Семья Головлёвых

лишена

представлений о чистоте чувства, искренность исключена из нравственных

понятий. Почему у Арины Петровны потенциальное недоверие к детям?

Потому что они имеют право на имущество.

Семья – несуществующее понятие для Арины Петровны, и её вопль: И для

кого я всю эту прорву коплю! Для кого припасаю! Ночей не досыпаю…для

кого? – остаётся без ответа, поскольку автор уже дал характеристику

«семейных уз» Головлёвых. Вопль тоже лицемерный, ибо госпожа Головлёва

никому не собирается отдавать накопленное.

Что же могло произрасти в атмосфере

лжи, жестокости, недоверия, в

атмосфере, лишённой добросердечия, радости общения, взаимопонимания?

Как будет жить человек, лишённый своей воли? Какие последствия будут

иметь

запреты,

ограничения,

подозрительность?

Но

самое

главное,

наверное, на чём следует поставить акцент, это то, во что выльется

отсутствие материнской любви, которую заменяет алчность.

Необходимо ответить на эти вопросы с учащимися как с точки зрения

конкретно-исторических социальных

условий, так

и

общечеловеческих

законов

бытия.

Салтыков-

Щедрин,

исследуя

жизнь

развращённых

крепостничеством

людей,

осуждает

и

отвергает

существующие

общественные отношения. Но в своём романе он приходит и к другим очень

важным и глубоким выводам. По сути дела, роман «Господа Головлёвы»

становится предостережением.

В судьбе детей, в их жизни видно движение по спирали вниз: всё

повторяется, но все чувства, поступки имеют более низкий нравственный

уровень. Пожалуй, последний виток в этой спирали – Порфирий Головлёв,

который более всего совпадал с Головлёвым как символ смерти:

Запершись в деревне, он сразу почувствовал себя на свободе, ибо нигде, ни в

какой иной сфере, его наклонности не могли бы найти себе такого простора,

как здесь… Давным-давно влекла его к себе эта полная свобода от каких-

либо нравственных ограничений.

Предлагаю примерные задания и вопросы для беседы с учащимися:

Прочитайте

отрывок

из

первой

главы,

посвящённый

описанию

Порфирия. Почему кротость, преданность, стремление приласкаться

мы воспринимаем в герое как порочные качества? Можно ли их

определить как положительные черты натуры среднего сына Арины

Петровны?

Какие выводы делает Иудушка после получения лучшего куска на

блюде для ласкового сына, и как продолжается избранный тип

поведения в зрелом возрасте в отношениях с матерью?

Как

объясняет

Салтыков-Щедрин

характер

лицемерия

Иудушки?

Почему Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и

пустослов?

Какова цель Иудушкиного пустословия? (Он пустословием не только

отгородился от мира. Это его оружие самозащиты, оно действует,

чтобы не дать, не обогреть, не пожертвовать хотя бы толикой во имя

другого в ущерб себе).

Почему, запершись в деревне, Иудушка почувствовал себя на свободе?

Что означает эта свобода?

В чём причина потери связи с внешним миром и каковы последствия

этой потери?

Салтыков-Щедрин афоризмы Иудушки сравнивает с камнем, который

подают голодному человеку. Докажите, пересказывая известные вам

случаи подачи камня, что для Порфирия «не существует ни горя, ни

радости, ни ненависти, ни любви».

Назовите

родственные

злодейства

Иудушки,

определите

их

внутренние пружины. Как обнаруживается характер героя в этих

поступках?

Перескажите

сюжетную

линию

«Иудушка

и

сын

Владимир»,

заканчивая чувствительными воспоминаниями о покойном сыне.

Какова роль последней фразы: Иудушка встал и застыл на месте,

бледный, как полотно?

Почему

только

в

адрес

Иудушки

высказано

определение

нравственное окостенение. Как вы это понимаете?

Почему молитва не облегчала Иудушку?

Прочитайте отрывок, который можно было бы назвать «Проснувшаяся

совесть». Определите долю мыслей Иудушки и авторских слов в нём.

Какова позиция Салтыкова-Щедрина? В чём сущность финала судьбы

Порфирия Головлёва?

Учитывая такие авторские обозначения жизни Иудушки как пустое

пространство,

упразднение

представлений

о

жизни,

что

ни

прикасалось

к

нему,

всё

погибало,

подумайте,

проснулась

ли

действительно совесть героя. Можно ли в это поверить?

Чем

знаменателен финал романа?

Дети Арины Петровны приходят к ненависти и злобе по отношению к

окружающему миру, ко всему живому. Отсутствие живых связейс миром у

матери, её замкнутость, ограниченность интересов и забот преломляются в

судьбе детей в виде ненависти к обществу живых людей у Павла; Степан

просыпается со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение,

ненависть; у Порфирия отвлечённая злоба ко всему живому. Ненависть идёт

от материнского отрицания детей.

Если дети в сознании Арины Петровны ассоциировались с непреодолимой

обузой, то мать в сознании детей не возбуждала к жизни ни одной живой

струны человеческого чувства: цепенящий страх в душе Степана (Эта

старуха заест его, заест не мучительством, а забвением), недоверие,

граничащее с ненавистью в душе умирающего Павла (все слова он

прошипел, злобствуя и волнуясь, перед лицом смерти в присутствии матери

и

по

отношению

к

матери.

Подобные

сцены

можно

давать

для

самостоятельного анализа). В душе Иудушки по отношению к матери –

лицемерие и яд. И это не только конечный результат бездуховности, это и

ответ на постылого, балбеса, злодея, на сцены лицемерия (Она любила в

глазах детей разыграть роль почтенной и удручённой матери) и

равнодушного забвения родительских чувств.

Свойственны ли Арине Петровне хотя бы редкие проблески человеческого

чувства, нравственное просветление? В романе есть ситуации, в которых

происходит испытание персонажа на человечность. Их несколько для Арины

Петровны. Останавливаю внимание учащихся на наиболее впечатляющих:

она в комнате Степана после его побега; Арина Петровна у постели

умирающего Павла; внутренний монолог героини о среднем сыне. Эти сцены

учащиеся могут отыскать сами и обосновать свой выбор текста для анализа.

Может показаться, что Арина Петровна способна к угрызениям совести в

первой сцене. Возможно, ей по-человечески жалко сироток, и она стремится

получить капитал Павла из рук в руки, чтобы обеспечить будущее внучек?

Или начинает понимать чудовищную сущность своего среднего сына и

отринула Порфирия как нечто античеловеческое в своём исполненном

ненависти внутреннем монологе?

Предлагаю учащимся объяснить внутренние побуждения героини, опираясь

на текст романа или на ключевые фразы анализируемых сцен.

В первом случае она обеспокоена, что нарушено головлёвское правило

внешних приличий: всё бы у нас было мирно да смирно.

Что касается

сироток, то мы помним, что Анютка щенков своих навязала, и сейчас Арина

Петровна обеспокоена своим собственным будущим, её одолевает мысль,

как спастись от Иудушки.

И всё-таки в романе есть слова о нравственном проблеске. Где они и каков

их смысл? Почему появилась возможность этой слабой искры?

Потеряв

имущество,

Арина

Петровна

стала

свободной,

ум

и

душа

освободились для понимания чего-то лучшего, более справедливого.

Последние удары судьбы осветили в её умственном кругозоре некоторые

уголки, в которые мысль её, по-видимому, никогда дотоле не заглядывала.

Она

поняла,

что

в

человеческом

существе

кроются

известные

стремления, которые могут долго дремать, но, раз проснувшись, уже

неотразимо

влекут

человека

туда,

где

прорезывается

луч

жизни,

появление которого так долго подстерегали глаза среди безнадёжной

мглы настоящего.

Впервые Арина Петровна ощутила душевную боль

расставания и потери близкого, впервые была хотя бы номинально

обеспокоена судьбой внучек. Однако беспомощное одиночество и унылая

праздность

погасили эти вспыхнувшие искры, нравственное разрушение

шло к финалу. Праздная жизнь не могла дать отпора безнадёжной тишине,

пустому пространству.

Всё более

сущность стремилась к тому месту,

которое было создано по её образу и подобию, - в Головлёво. И на этом

последнем этапе жизни

героиня

целиком

и

полностью

совпадает

с

Иудушкой, её сущность обнажилась, ничем не прикрытая. Как согласно они

лицемерят, какой ложью веет от каждого их поступка, разговора. Как

совпадает их цинизм, чёрствость, жадность и, наконец, их речь. Трудно

определить вне контекста, кто говорит – сын или мать. (Учащиеся ищут

примеры из текста романа).

Каков

же

итог?

Социальные

условия

неограниченного

самовластия,

торжества имущества и денег формировали семью, подобную семье

Головлёвых. Семья же такого типа доводила человека до нравственного

окостенения.

Роман Салтыкова-Щедрина предупреждает нас: где неограниченная

власть, - там жестокое отношение к человеку; где нет позыва к труду, -

там растление личности; где труд во имя накопительства, - там духовное

опустошение;

где

умерла

духовность,

-

там

нет

близких,

нет

искренности,

нет

радости

человеческого

бытия.

Для

обретения

подлинного смысла жизни, подлинного счастья необходима активная

человеческая деятельность, озарённая светом добра.



В раздел образования