Автор: Плаксина Наталья Андреевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №199
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Организация исследовательской, проектной деятельности учащихся.
Раздел: среднее образование
Из опыта работы учителя Плаксиной Натальи Андреевны, учителя физики МБОУ города
Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №199» Октябрьского района.
Организация исследовательской, проектной деятельности учащихся.
Сегодня в ходе своего выступлении хочу рассказать об основных моментах организации
исследовательской и проектной деятельности с детьми.
Одной из задач в основной школе – это задача формирования исследовательских умений.
Так как исследовательская деятельность обладает высокой степенью самостоятельности, то
для развития навыков надо понимать систему дидактических условий, которые могут обеспечить
учащемуся включение в эту деятельность на любом этапе обучения.
В личностном аспекте дидактические условия – это наличие потребностно – мотивационной
сферы личности, создание эффективных эмоциональных стимулов, реализация в образовательном
процессе « субъект - субъектных» отношений, создание ситуации успеха.
Заинтересовать ребенка не только в разовом участии, но и в дальнейшем развивать эту тему,
участвовать в конкурсах разного уровня. Выступать перед одноклассниками, учителями.
Работа над проектом – одна из сложнейших задач для обучающегося. С чего начать?
1.
Выявление проблемы. Выбор темы исследования.
2.
Составление плана.
3.
Актуальность темы. Цель, задачи. Объект, предмет исследования. Рабочая гипотеза,
альтернативная гипотеза. Методы исследования.
4.
Основная (теоретическая) часть.
5.
Практическая (исследовательская) часть.
6.
Заключение.
С каждым из этих пунктов у учащегося возникают затруднения.
Предлагаю памятки
1
.Памятка «Как писать исследовательскую работу»
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы
найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные
– провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные
логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам
исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
2.Памятка. Примерный план исследовательской работы.
1.
Вводная часть. Обоснование выбора темы:
ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению
проблемы;
новые, современные подходы к решению проблемы;
наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
2.
Основная часть:
суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;
критический обзор источников;
собственные сведения, версии, оценки.
3.
Заключение:
основные выводы;
результаты и личная значимость проделанной работы;
перспективы продолжения работы над темой.
4. Список использованной литературы.
5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).
Зачастую и памятки затрудняют работу ученикам, даю детям в помощь словосочетания и
даже целые предложения, которые помогают им в своей работе над проектом (исследовательской
работой).
Введение. Тема работы и обоснование выбора темы.
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
В своей работе я постараюсь … Мне всегда было интересно, почему …Желание узнать …
появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …Тема моей работы: «…». Я выбрал именно
эту тему для исследования, потому что …В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому
уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Актуальность… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не
задумываясь …Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как … Сегодня проблема … является одной из
самых актуальных, потому что …Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе
исследовательского внимания …Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и
общественности из-за того, что …В последнее время появилось … и люди стали все чаще
задумываться над тем …Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем
…… всегда вызывало у людей множество вопросов …На сегодняшний день существует два
противоположных взгляда на данную проблему …Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по
данному вопросу …
Цель работы.
Цель работы — определение, изучение, выяснение, почему …
Задачи.
Данная цель предполагает решение следующих задач…Для достижения поставленной цели
нам необходимо решить следующие задачи… Для достижения этой цели мы ставим перед собой
следующие задачи..
Задачи работы.К задачам работы относятся:
Изучить
литературу
по
теме…
Познакомиться…
Опытным
путем
определить….
Выяснить …Сделать выводы о …
Часть первая (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Часть вторая (практическая)
Описание опытов, экспериментов поэтапно
По каждой главе, пункту (теории), опыту, эксперименту делать выводы
Итак.. Таким образом…
Заключение. Выводы по главам .
В результате выполнения исследовательской работы, я изучила….В ходе экспериментов я
определила… Эксперименты, которые я провела…Проанализировала…. Высказанная гипотезе
оказалась…….Данная
работа
имеет
практическое
применение….Эксперименты,
которые
я
провела……..Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в
основу…Перспективы дальнейшего исследования
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении
могут быть продолжены.
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а
также всем, кто интересуется … Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
В нашем информационном веке мы стали забывать про книги и все чаще обращаемся в
информационную сеть
Интернет. Работая над проектом или исследовательской работой с
ребенком, понимаешь, откуда взята информация и над какой учащийся трудился сам.
Я часто проверяю уникальность работы, используя различные сайты для проверки текста на
уникальность.
ьь ь
ююю
Уникальность 44% , исходя из того, что обучающийся материал для теоретической части
брал полностью из источника литературы. Каждый выделенный текст конкретным цветом
показывает источник литературы откуда была взята эта информация.
Следующий этап. Подготовка к защите.
1.
Защита работы.
Если говорить кратко, то в защите предлагаю учащемуся включить введение, несколько предложений
теоретической части, практическую часть и заключение в сжатой форме.
Предлагаю памятку
Подготовка к защите исследовательской работы, реферата.
1.Введение:
почему выбрана эта теме?
какие вопросы, задачи стояли передо мной?
актуальность выбранной темы
можно провести обзор литературы, основных используемых источников
2.Общий обзор по содержанию работы:
«интересно было работать над…» (Почему?)
«испытал трудности при выполнении…» (Почему?)
какие вопросы рассматривались в каждом пункте основной части (краткая характеристика)
3. Заключение (подвести итог своей деятельности):
показать методы своей работы (теоретические и практические)
провести анализ результатов по достижению поставленных целей и задач: выполнены ли задачи,
насколько выполнены, найден ответ или нет, оценить свой вклад в работу.
перспективы работы: «работа на этом не закончена и будет дальше развита мною в…»
значимость: где можно использовать эту работу?
чему научился в результате своей деятельности? (работать с литературой, вести поисковую работу,
выбирать нужный материал из большого объёма информации, систематизировать информацию, оформлять работу по
требуемым стандартам…).
2.
Презентация к защите проекта (исследовательской работы)
При составлении выполняем основные правила:
На каждом слайде должна повторяться тема работы, а не главы.
Текста практически не должно быть на слайде, а картинка, фотография, схема.
Фон презентации не яркий, текст хорошо читаемый на данном фоне.
Презентация отображает основные моменты работы.
Конкурс исследовательской и проектной деятельности школьников существует более 10 лет.
Первая работа моей ученицы была в 2009 году. На сегодняшний момент я думаю, что это
был самый сложный этап в работе над этим проектом. Совершенствуясь, я продолжаю работать
с детьми в этом направлении.