Напоминание

"Что такое толерантность"


Автор: Постульга Лариса Михайловна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 15
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Что такое толерантность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Теперь, когда мы научились летать

по воздуху,

как птицы, и плавать под водой,

как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле,

как люди».

Б. Шоу

Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых,

незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не

задумываемся, что каждый из нас уникален и нет абсолютно одинаковых

людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру.

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый

из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному

разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Нам надо уважать

индивидуальность каждого человека, нужно жить и понимать друг друга.

Становится очевидным, что в нашем обществе возникла новая

проблема в воспитании детей – проблема воспитания толерантности.

Толерантности к людям другой расы, другой национальности, другого

вероисповедания, социального происхождения, материальных возможностей.

Бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых

людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые

уроки нравственности ребенок получает от родителей. Помните: «Крошка-

сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое

плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю или воспитателю. Однако

большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию,

ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя,

этот факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям?

Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке»

познавать, что есть добро, что - зло. А ведь в современном мире нормой

жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать

толерантность. В решении задач формирования толерантности особая роль

отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в

нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и

правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем

возрасте.

Что же такое толерантность?

Толерантность - это общение и свобода мысли, совести и убеждений,

гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения

взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным

путем. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что

дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала

необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый

сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей

обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.

Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается

противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или

физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать

противоречий интересов, желаний и мнений. И родителям необходимо

обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о

возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных

решений.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять

неуважение к его увлечениям и т.п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется

вам. Главные методы воспитания в семье - это пример, общие с родителями

занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем,

привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Воспитывать

толерантность в семье - значит прививать уважение, принятие и правильное

понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм

самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. При

воспитании ребенка нужно также учитывать, что человеческий мозг

запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или

в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в

тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла

женственной, матери нужно самой быть такою и учить ее опрятности и

женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец,

поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений

она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына следует воспитывать в

спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение

к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При

формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость.

Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости

корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к

человеку с иным взглядом на мир. Ребенка с самого рождения должна

окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в

семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют

толерантность ребенка.

Толерантность означает активную позицию человека, а не пассивно-

терпимое отношение к окружающим событиям, то есть толерантный человек

не должен быть терпимым ко всему, например, к нарушению прав человека

или манипуляций и спекуляций. То, что нарушает общечеловеческую

мораль, не должно восприниматься толерантно.

Поэтому следует различать толерантное поведение и рабскую

терпимость, которая не приводит ни к чему хорошему. Нужно пристально

различать эти понятия, потому что манипуляторы (в том числе большинство

политиков) призывают к лже – толерантности, поскольку людьми, которые

относятся ко всему лояльно, легче управлять.

Поэтому, толерантность есть тонкая категория, которой безусловно

нужно придерживаться, поскольку она определяет моральное, общественное

и демократическое развитие общества.

Высказывания о толерантности:

«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с

особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только

счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и

меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему

легче заснуть, ведь совесть его чиста». Далай-Лама XIV

«Я не могу поверить, что толерантность заключается в необходимости

терпеть нетерпимость». Менса-Шрамм, Ирмела

«Терпимость хороша, если она распространяется на всех – или если не

распространяется ни на кого». Герберт Уэллс, английский писатель.

«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей». А.Г. Асмолов

Высказывания детей о толерантности:

Толерантность это…

уважение и терпение к другому человеку, понимание непохожего на

нас человека, уважение мнения человека и его точки зрения на все

происходящее

дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами,

разными характерами. Умение понимать собеседника, находить с ним

общий язык

уважение друг к другу, понимание, терпимость к расе, религии,

различиям

терпение друг к другу

терпение к другим людям разных национальностей и сословий, умение

терпеть его привычки, обычаи

общение между двумя людьми, доверие между ними

вид общения или вид поведения, где два человека понимают друг друга

когда люди уважают друг друга, относятся с терпением и

доброжелательностью, когда стараются ни в чем не отказывать

другим, но при этом имеют свое мнение

когда нет фашизма, насилия и расизма на земле

уважение прав каждого человека

дружба, гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам

других, а так же признание индивидуальности каждого человека

уважение, любовь и терпение

когда все люди мира живут в согласии с самим собой и другими

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг

к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

1. Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай,

сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность.

Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе

это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком

стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя

хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не

толерантностью!

Литература.

1. Милютина Н.Р. Основы толерантности. – М.: 2010. – С.13

2. Тест взят из методички : Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность :

игры – тесты для детей / Липецкая ОДБ ; [сост. Л.И. Дегтева]. – Липецк,

2002. – С. 4- 5.

3. Интернет ресурсы.



В раздел образования