Автор: Сайфуллина Луиза Хасановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГБУ РБ РЦППМСП Белорецкая ЗПМПК
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, г.БЕЛОРЕЦК
Наименование материала: статья
Тема: "Как распознать трудного ребенка в общеобразовательной школе?"
Раздел: среднее образование
Как распознать трудного ребенка в общеобразовательной школе?
Сайфуллина Л.Х.
педагог-психолог ФГБУ РБ РЦ ППМСП
Белорецкая ЗПМПК
Трудный ребенок – это ребенок, который требует особого отношения , повышенного внимания
семьи, воспитателя, педагога.
Невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества или
резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его
невосприимчивость к воздействию других людей, к тем или иным воспитательным влиянием
относится к трудновоспитуемости.
Группы трудных детей:
1.
учащиеся, нуждающиеся в медицинской помощи;
2.
педагогически запущенные учащиеся (социально дезадаптированные; учащиеся с преступным
поведением;дети, прогуливающие занятия; «изолированные» дети);
3.
неуспевающие дети (с недостатками мотивационной сферы, познавательной деятельности с
несформированными приемам учебной деятельности, с недостатками развития психических
процессов; дети, неадекватно использующие свои индивидуально-типологические особенности).
Причины появления трудных детей
1.
Особенности семейного воспитания: низкий педагогический и культурный уровень родителей
(нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой
организации жизни ребенка; отсутствии
присмотра и правильности полового воспитания;
неправильное отношение к ребенку: угнетение личности, угрозы, физические наказания,
чрезмерная опека); неблагополучие семьи (конфликтность, асоциальное поведение).
2.
Особенности взаимодействия педагога с ребенком: слабое знание педагогом ребенка, условий
жизни в семье; недостаточная работа с родителями; неучитывание индивидуальных особенностей
ребенка; негативное стимулирование поведения детей; недемократический стиль общения
педагога; недостаточное управление межличностным общением и организацией учебно-
воспитательного процесса.
3.
Особенности личности ребенка: неадекватность самооценки и уровня желаний, неумение
общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни, отсутствие
интеллектуальных и
эстетических интересов;
реакция на пережитую тяжелую ситуацию; проблемы в области
мотивации и потребностей; отсутствие дисциплинированности; безответственное поведение.
4.
Негативные
примеры
поведения
взрослых
и
референтных
групп;
общение
с
правонарушителями и людьми, имеющими вредные привычки.
5.
Неблагополучный психологический климат в коллективе, конфликты с ровесниками.
6.
Влияние средств массовой информации.
7.
Негативное влияние алкоголя и наркотиков.
8.
Отклонения в психическом и физическом развитии.
Признаки социальной и педагогической запущенности
- нарушение образа «Я» - неадекватная самооценка, неудовлетворенная потребность в признании,
повышенные обидчивость, негативизм, эгоцентризм;
- неразвитость школьника как субъекта обучения – несформированность мотивов обучения,
низкая учебно-познавательная активность, слабая обучаемость, несформированность элементов и
навыков учебной деятельности, основных учебных умений;
- неразвитость школьника как субъекта общения – слабая социальная рефлексия, непонимание со
стороны
взрослых,
низкой
социометрический
статус,
эмоциональная
нестабильность,
неадекватное поведение в социальных ситуациях, неприятие сверстниками;
-
специфика
индивидуально-типологических
особенностей
–
дисгармония
развития,
нестабильность, ригидность нервной системы, неразвитая произвольность психических процессов.
Организация индивидуальной работы с трудными детьми:
1.
Влияние на условия семейного воспитания школьника:
повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;
контроль над организацией нормального режима дня ребенка;
индивидуальные консультации с родителями.
2.
Совершенствование воспитательной работы с классом:
гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;
создание надлежащего микроклимата;
корректировка взаимоотношений педагога с ребенком.
3.
Помощь ребенку в личностном росте:
- изучение ребенка;
-
индивидуальная
работа
по
устранению
недостатков
интеллектуальной,
моральной,
эмоционально-волевой сфер;
- включение ребенка в активную деятельность на основе его интересов и наклонностей;
- управление общением ребенка со сверстниками;
- преодоление негативной мотивации учения.
Литература
1.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М,
1994
2.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении? – М., 1997
3.
Ольшанская Д.В. Новая педагогическая психология. – М., 2002