Напоминание

"Как распознать трудного ребенка в общеобразовательной школе?"


Автор: Сайфуллина Луиза Хасановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГБУ РБ РЦППМСП Белорецкая ЗПМПК
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, г.БЕЛОРЕЦК
Наименование материала: статья
Тема: "Как распознать трудного ребенка в общеобразовательной школе?"
Раздел: среднее образование





Назад




Как распознать трудного ребенка в общеобразовательной школе?

Сайфуллина Л.Х.

педагог-психолог ФГБУ РБ РЦ ППМСП

Белорецкая ЗПМПК

Трудный ребенок – это ребенок, который требует особого отношения , повышенного внимания

семьи, воспитателя, педагога.

Невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества или

резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его

невосприимчивость к воздействию других людей, к тем или иным воспитательным влиянием

относится к трудновоспитуемости.

Группы трудных детей:

1.

учащиеся, нуждающиеся в медицинской помощи;

2.

педагогически запущенные учащиеся (социально дезадаптированные; учащиеся с преступным

поведением;дети, прогуливающие занятия; «изолированные» дети);

3.

неуспевающие дети (с недостатками мотивационной сферы, познавательной деятельности с

несформированными приемам учебной деятельности, с недостатками развития психических

процессов; дети, неадекватно использующие свои индивидуально-типологические особенности).

Причины появления трудных детей

1.

Особенности семейного воспитания: низкий педагогический и культурный уровень родителей

(нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой

организации жизни ребенка; отсутствии

присмотра и правильности полового воспитания;

неправильное отношение к ребенку: угнетение личности, угрозы, физические наказания,

чрезмерная опека); неблагополучие семьи (конфликтность, асоциальное поведение).

2.

Особенности взаимодействия педагога с ребенком: слабое знание педагогом ребенка, условий

жизни в семье; недостаточная работа с родителями; неучитывание индивидуальных особенностей

ребенка; негативное стимулирование поведения детей; недемократический стиль общения

педагога; недостаточное управление межличностным общением и организацией учебно-

воспитательного процесса.

3.

Особенности личности ребенка: неадекватность самооценки и уровня желаний, неумение

общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни, отсутствие

интеллектуальных и

эстетических интересов;

реакция на пережитую тяжелую ситуацию; проблемы в области

мотивации и потребностей; отсутствие дисциплинированности; безответственное поведение.

4.

Негативные

примеры

поведения

взрослых

и

референтных

групп;

общение

с

правонарушителями и людьми, имеющими вредные привычки.

5.

Неблагополучный психологический климат в коллективе, конфликты с ровесниками.

6.

Влияние средств массовой информации.

7.

Негативное влияние алкоголя и наркотиков.

8.

Отклонения в психическом и физическом развитии.

Признаки социальной и педагогической запущенности

- нарушение образа «Я» - неадекватная самооценка, неудовлетворенная потребность в признании,

повышенные обидчивость, негативизм, эгоцентризм;

- неразвитость школьника как субъекта обучения – несформированность мотивов обучения,

низкая учебно-познавательная активность, слабая обучаемость, несформированность элементов и

навыков учебной деятельности, основных учебных умений;

- неразвитость школьника как субъекта общения – слабая социальная рефлексия, непонимание со

стороны

взрослых,

низкой

социометрический

статус,

эмоциональная

нестабильность,

неадекватное поведение в социальных ситуациях, неприятие сверстниками;

-

специфика

индивидуально-типологических

особенностей

дисгармония

развития,

нестабильность, ригидность нервной системы, неразвитая произвольность психических процессов.

Организация индивидуальной работы с трудными детьми:

1.

Влияние на условия семейного воспитания школьника:

повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;

контроль над организацией нормального режима дня ребенка;

индивидуальные консультации с родителями.

2.

Совершенствование воспитательной работы с классом:

гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

создание надлежащего микроклимата;

корректировка взаимоотношений педагога с ребенком.

3.

Помощь ребенку в личностном росте:

- изучение ребенка;

-

индивидуальная

работа

по

устранению

недостатков

интеллектуальной,

моральной,

эмоционально-волевой сфер;

- включение ребенка в активную деятельность на основе его интересов и наклонностей;

- управление общением ребенка со сверстниками;

- преодоление негативной мотивации учения.

Литература

1.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М,

1994

2.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении? – М., 1997

3.

Ольшанская Д.В. Новая педагогическая психология. – М., 2002



В раздел образования