Автор: Драгомирова Марина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: Свердловская область, Североуральский городской округ, посёлок Калья
Наименование материала: статья Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Тема: "Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Драгомирова Марина Владимировна, учитель
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14
имени Героя России Дмитрия Шектаева»
п. Калья, Североуральский городской округ
Формирование учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста
Учебная мотивация младших школьников –
это их деятельностный подход к учёбе,
реализация желания хорошо учиться
В соответствии с ФГОС НОО одним из требований к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего образования,
является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию. Формирование мотивации учебной деятельности у обучающихся
является одной из центральных проблем современной начальной школы. Младшие
школьники, имея внутреннюю позицию школьника, хотят учиться, причём, учиться
хорошо, отлично. Именно в этот период закладывается мотив учения.
На протяжении пяти лет я работала педагогом-организатором, постоянно общалась
с детьми и замечала, что одни дети с удовольствием выполняют все школьные
требования, другим просто нравится быть учениками, ходить в школу, встречаться с
друзьями. Школа привлекает их только внеучебной деятельностью, учиться им не
нравится. И ещё выделялась категория детей, которые старались пропускать занятия. Они
не хотели общаться с одноклассниками, не справлялись с заданиями на уроках. Когда я
стала работать учителем, то встретилась с этой проблемой: первоклассники на уроке
отвлекались, доставали игрушки, невнимательно слушали, нарушали порядок. Я
понимала, что могу усадить детей за парты, добиться хорошей дисциплины, но этого
будет недостаточно, чтобы у них появилось желание учиться. Как вызвать интерес, какие
педагогические приёмы можно использовать для формирования у учащихся желания
учиться? Ответ однозначен: нужна мотивация. Это определило тему самообразования:
«Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста».
Проблема мотивации в обучении не новая. Как известно из работ П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, для младшего школьника ведущим видом деятельности
следует считать учебную деятельность. Исследователи утверждают, что
младший
школьный возраст имеет большие
резервы для формирования мотивационной сферы
учения. Эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом
обучает, воспитывает.
Личность школьника, прежде всего, формируется на уроке. Я работаю учителем
начальных классов четвёртый год и испытываю потребность так организовать учебную
деятельность детей на уроке, чтобы она была успешная, увлекательная. Мой девиз:
«Учение с увлечением». Ищу в методической литературе, журналах, интернете игровые,
эмоциональные методы проведения урока, перенимаю опыт лучших учителей для
поддержания интереса к изучаемой теме.
Например, на уроке математики учебные задания предлагаю ребятам в необычной
форме - в конвертах или зашифрованные в ребусах, кроссвордах. Сюда относятся: задачи
в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры. Развивать мотивацию
помогают проблемные ситуации, которые вызывают у ребят эмоциональный настрой,
снижают
напряжённость.
Наиболее
часто
применяю
ситуации
неожиданности,
опровержения, предложения.
1
На уроках русского языка использую игровые моменты: «Поймай звук»,
«Придумай пару». Уроки чтения сопровождаю творческими заданиями: придумай
продолжение, прочитай по ролям, проиллюстрируй понравившийся эпизод. На уроке
окружающего мира понравился детям приём представить себя снежинкой и описать все
происходящие с ними события по теме: «Круговорот воды».
На всех уроках создаю благоприятный фон, ситуации успеха, что способствует не
только развитию учебной мотивации, но и сохранению здоровья детей.
Для развития ощущения самостоятельности применяю деятельностный подход.
Включаю в урок разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная
умственная задача. Формирую устойчивый образовательный интерес не только к новым
знаниям, но и к способам получения новых знаний. Даже самые пассивные из детей
включаются в учебную деятельность с огромным желанием, прилагая все усилия, когда у
них всё получается. Каждый считает, что именно от него зависит результат работы.
Развивая самостоятельность, применяю технику «Проблемные вопросы».
Никогда не возмущаюсь по поводу неверных версий учеников, наоборот повторяю,
что у каждого есть право на ошибку. Поощряю: «Молодец, ты задал хороший вопрос,
значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли».
Интерес к учебной деятельности формирую через проведение нетрадиционных
уроков: урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-исследование, урок защиты
творческих
заданий.
Активно
применяю
информационные
коммуникационные
технологии, без которых трудно представить яркий, динамичный урок. Проблемные,
поисковые и исследовательские ситуации на уроках включают учащихся в творческий
поиск решения учебных задач. Я использую разные способы формирования мотивации
учебной деятельности учащихся. То, что для одного ученика является интересным, для
другого может им не быть. Практический опыт показывает, что коллективные и
групповые формы деятельности на уроке создают лучшую мотивацию, так как возрастает
ответственность перед другим человеком за принятое решение, развивается ощущение
себя успешным. Помогаю наладить доброжелательные отношения в команде, показать,
что жду высоких результатов от каждого. И дети верят, что они могут учиться, готовы
выполнять поставленные задачи. Учитываю, что ни слишком лёгкий, ни слишком
тяжёлый материал не вызовет интереса. Обучение должно быть трудным, но доступным.
Создавая на уроке ситуации успеха, развиваю мотив к обучению, поднимаю активную
жизненную позицию ученика. И самое главное, ребёнок должен быть уверен, что успехом
он обязан, прежде всего, самому себе. В моём классе ученики с различным уровнем
подготовки.
Но
наличие
на
уроках
дидактических,
познавательных
игр,
яркой
наглядности воспринимается ими одинаково заинтересованно. Например, на уроке
математики дети очень активно, принимали участие в путешествии по сказочной стране, в
которой правил царь Треугольник. Ребята легко усвоили тему, связанную с изучением
различных геометрических фигур.
Стремясь к повышению учебной мотивации класса, произношу фразы:
«Вы
можете; да, вы это верно подметили; у тебя хороший вариант». Инициатива и активность
повышается. Здесь использую различные формы самостоятельной работы, обучение в
сотрудничестве, разноуровневые задания.
Для формирования учебной мотивации важной считаю внеурочную деятельность,
которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, мобилизует
активность ученика в поиске знаний. Активно провожу внеклассную работу по изучаемым
предметам.
Применяю такие формы внеурочной работы, как участие в интернет-
конкурсах, проведение викторин, проектно-исследовательская деятельность, тематические
праздники.
Мотивация учения укрепляет желание детей овладевать знаниями, развивает
чувство уверенности в своих силах, готовность и способность к саморазвитию.
2021
2