Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально- исследовательскую деятельность


Автор: Шибанова Эльвира Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 21
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Бор
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально- исследовательскую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально -

исследовательскую деятельность.

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Экология-это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и

животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на

окружающую среду и живую природу.

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот

период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического

воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал

экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей,

к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения,

которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях

экологического характера. Экологическое воспитание осуществляется в разных видах

деятельности: непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность

взрослых и детей, самостоятельная деятельность. Это происходит в процессе

ознакомления с окружающим миром, природой; чтения произведений детской

художественной литературы, труда в природе; рассматривания произведений

изобразительного искусства.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо,

увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег

и т. д.), с которыми дети так любят играть, проводить вместе с педагогом эксперименты,

ставить опыты.

Экспериментально – исследовательская деятельность даёт понять детям не только

осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даёт возможность

качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых для

организации экологического воспитания дошкольников.

В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни

природы, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и

интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

В дошкольном возрасте основной формой организации исследовательской деятельности

являются опыты. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но

осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями,

которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно

созданных условий.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными

объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытные ситуации, в

отличие от простых наблюдений, позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства,

стороны, особенности растений, их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко

продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать,

сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же

логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния

объекта меняющихся внешних параметрах, условий, которые вызвали изменения,

сравнение разных объектов.

Эксперименты и наблюдения бывают случайные и плановые.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся

экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то

интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это не значит, что

случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе

что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен

обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие

события пройдут мимо него не понятыми и незамеченными. Отсюда следует, что

подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование педагога,

кроме того и постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и

интересное. Это значит, что, гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности,

он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать

детей, пополнить багаж их знаний или просто доставить удовольствие, вызвать

положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие

специальной биологической литературы, адресованной работникам ДОУ.

Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения педагогом текущих

дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям,

изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по

литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему

незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая

должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению

методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду

педагога, но злоупотреблять этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой

стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на

экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не

самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в

планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид

деятельности.

Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей

теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины. Нужно давать

возможность работать с увлечением, тихо вести беседу, быть раскрепощёнными.

Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры-

экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить

их видеть волшебство в привычных вещах. В детском саду мы создали такие условия в

виде мини- лаборатории.

Ребенок дошкольник сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все

больше интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к

экспериментированию. Этот вид детской деятельности очень важен для развития

интеллектуальных способностей ребенка. Детское экспериментирование нацеливает

наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности- прием пищи, когда

дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. В процессе

экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно

неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным

свойством ребенка. Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать

так же, как развивают у детей память, внимание, логику.

Список литературы:

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» М.: Издательский

центр «Академия», 1999. – 184 с.

Серебрякова Т. А., Тиманкина С.В. «Подходы к организации эколого- развивающего

пространства дошкольного образовательного учреждения». – Н. Новгород, 2006 – 61 с.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М.: 2005.

Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое

образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996



В раздел образования