Автор: Киселева Елена Сергеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №10
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: методический доклад
Тема: Феномен одаренности. Его компоненты
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №10»
Методический доклад
на тему:
«Феномен одаренности. Его компоненты»
Выполнила:
преподаватель по классу скрипки
МБУДО «ДШИ №10»
Киселева Е.С.
г. Брянск 2020г.
Феномен одаренности. Его компоненты.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на
его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Начальный
этап обучения в системе музыкального образования является очень важным.
Это неотъемлемая часть общего процесса, направленного на формирование и
развитие человеческой личности.
В современных условиях музыкальная школа является одной из
основных баз распространения музыкальной культуры. Д. Кабалевский
говорил, что «главной задачей массового музыкального воспитания является
не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку
на весь духовный мир учащихся ».
В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения,
вызванные новыми реалиями общественной жизни. Исходя из сказанного –
детская школа искусств должна быть очагом массового музыкально-
эстетического воспитания. Задача педагогов школы – облегчать детям
сложный путь в мир музыки, учитывая современные взгляды на мир.
Меняются вкусы, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в
которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую
они играют, определяет их вкус, формируя духовные склонности. Поэтому
важно
раскрыть
перед
детьми
диалектическую
взаимосвязь
между
музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и
помочь осмыслить разнообразие традиций и жанров, научить отбирать
истинные ценности, содействовать способности понимать умом и сердцем
разницу между серьёзной музыкой, с одной стороны, и лёгкой – с другой.
Не угасает интерес к скрипке и в наше время. В век современных
технологий
не
представляет
большой
сложности
прикоснуться
к
достижениям
мировой
исполнительской
культуры.
Через
популярные
эстрадные обработки классических образцов современные исполнители
поражают своей виртуозностью и несут в массы скрипичное искусство.
В последнее время прослеживаются тревожные симптомы снижения
былого высочайшего уровня отечественного скрипичного искусства. Кроме
социально-культурных и экономических факторов, причины кроются в
недостаточно профессиональном уровне обучения скрипки на первых
стадиях специального образования.
Радует тот факт, что дети идут в музыкальную школу учиться играть на
скрипке. Фактор заинтересованности имеет большое значение. И здесь
детская
педагогика
должна
представлять
собой
интересный
процесс,
увлекающий
ребёнка,
возбуждающий
его
творческую
активность,
воображение, фантазию.
Наша музыкальная педагогическая теория и практика остро нуждается в
разработке особой отрасли – детской скрипичной педагогики.
При появлении ребенка в классе скрипки возникает противоречивая
ситуация.
Педагог
стремится
преподнести
ученику
основы
профессионализма, ученик,в свою очередь, не обладает необходимой базой
наблюдений и обобщений. Здесь правомерна его потребность в ролевой
игре в скрипача. Нужна чрезвычайно тонкая тактика привития начинающему
скрипачу основ профессионального исполнительского мастерства,
Что собой представляет феномен скрипичной одаренности? Чтобы
ответить на этот вопрос надо ознакомиться с научными взглядами на
проблему соотношения способностей как качеств личности и задатков как
биологических
свойств
индивида.
Способности
рассматриваются
как
многокомпонентные
функциональные
системы.
В
качестве
элементов
выступают задатки – звуковысотное различение, моторные координации, что
позволяет их считать специальными задатками.
На основании исследований по психологии можно считать свойства,
такие как двигательная и звукотворящая активность, работоспособность,
регуляция
исполнительского
поведения,
память.
Они
зависят
от
особенностей нервной системы, должны быть отнесены к специальным
задаткам. Скрипичные способности не формируются без соответствующих
специальных задатков, это возможность на основе труда культивировать
моторность, слух, ритм, развивать их.
В исследованиях общих специальных (музыкальных) способностей,
были
выявлены
системные
связи
с
уникальной
индивидуальностью
испытуемых, со свойствами нервной системы и характером личности.
Исполнительским
навыкам
нельзя
учить
извне,
навязывая
их
начинающему.
Правомернее
поначалу
целостно
имитировать
модель
полноценной
исполнительской
деятельности
скрипача.
«Разобщенная»
постановка
рук
может
губительно
воздействовать
на
скрытую
исполнительскую одаренность ребенка. Творческая одаренность ребенка
проявляется через такие признаки как пытливость, любознательность,
изобретательность,
высокий
энергетический
уровень,
склонность
к
завершенности и точности в прикладных занятиях.
Важно сочетание и взаимодействие, т. е. предрасположенность
организма к интегрированию различных свойств в широком диапазоне. А это
есть качество высшего, личностного порядка.
Проведенные эксперименты показали, что высшие качественные
результаты не столько обусловлены самим высоким уровнем специальных
способностей, сколько порождены общей художественной одаренностью
личности. Особую способность психолог А. А. Мелик-Пашаев называет
эстетическим отношением. Благодаря психологическим исследованиям стало
очевидно существование общих художественных способностей – качеств,
которые представляют собой единый корень одарённости в разных видах
искусства. Эти качества общего порядка являются главными для развития
способностей к музыке, живописи и т. д.
Остановимся
подробнее
на
способностях
функционирования
психологического блока.
Современное
понимание
закономерностей
художественного
интонирования
утверждает
основополагающее
значение
ладофункциональных
связей
в
процессах
слухового
восприятия
и
представления мелодии. Органическое свойство фиксации абсолютной
высоты отдельных тонов, сочетаемое с абсолютной ориентацией овладения
звуковысотным
интонированием
в
пространстве
скрипичного
грифа,
провоцирует опасность снижения ощущения ладоступеневых связей в
исполняемой
мелодии.
Страдает
выразительность
художественного
интонирования.
Наиболее эффективной опорой в исполнительстве, особенно на
инструментах с нефиксированным строем, является не абсолютный, а
высокоразвитый относительный музыкальный слух.
Другой компонент – моторика. Она важна как психомоторная
способность,
предполагающая
наличие
связей
игровых
движений
со
звукообразными представлениями. Одним из средств развития способности
интегрировать художественно – образные и музыкально – звуковые
представления, связанные со становлением у скрипача специфического
художественно – музыкального мышления, могло бы стать раннее и
специальное развитие пальцевой моторики при начальной организации
игрового аппарата.
Важную роль играет
музыкально – ритмическая способность.
Ритмический компонент произнесения мелодии на скрипке обладает не
только едва ли не самыми богатыми выразительными возможностями тонкой
нюансировки – использование темповых нюансов, выявления интонационной
логики музыкальной фразы, акцентуации, но и служит координатором,
мощным
«параметром
порядка»
для
разных
элементов
системы
исполнительства. Ритмические реакции выполняют сложную функцию
интеграции звуковых впечатлений, а потому ритмическое начало имеет
прямое отношение к мелодической стороне музыкального слуха.
Еще одна важная способность для скрипача – профессиональная
исполнительская память. Она является онтогенетическим (индивидуальным)
функциональным образованием. Складывается из образной (слуховой и
зрительной), мышечно-двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
В ходе формирования культуры скрипача этот комплекс мнемических
способностей, (то есть музыкальная память) образуется естественно.
МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- способности человека, проявляющиеся в различных видах и
процессах
его
памяти,
в
частности
в
скорости
их
протекания,
в
продуктивности, точности запоминания и воспроизведения материала.
Звукотворчество
–
личностно-музыкальное
качество.
Структурообразующим
компонентом
служит
сплав
звукомоторных
представлений и ощущений.
Способность мелодического творчества – компонент одаренности.
Интегрируемые (объединяемые в одно целое) в нем задатки и способности
создают возможность самобытного выразительного произнесения мелодии –
наиболее ценного качества скрипача.
Музыковед Д. К. Кирнарская выделяет особое психофизиологическое
свойство – музыкально-языковую способность. Аналогом этой способности
является языковая способность. Предрасположенность к овладению речью
заложена генетически, но стать актуальной она может лишь в результате
активного освоения окружающей действительности и речевого общения с
другими людьми. В свою очередь природные предпосылки к овладению
музыкальной речью реализуются в процессе приобретения музыкального
опыта, практического освоения музыкального языка.
Музыкально – языковая способность представляет переходный этап
от слушательской способности к музыкально-творческой одаренности и
опирается на первичные музыкальные способности: музыкальный слух,
чувство ритма и музыкальную память, но представляет собой более высокий
этап развития музыкальности.
Подчеркнем, что одаренность представляет собой не исключительное,
а общее свойство детей младшего возраста.
Как взрослые теряют способности?
Когда ребенку дается сразу много готовых знаний и навыков.
Высший
эмоционально-образный
тип
музыкальности
присущ
семилетним
детям,
не
учившимся
музыке
и
лауреатам,
остальным
свойственен рациональный тип.
Структура одаренности объединяет два уровня.
1 специальные способности
1.1
способность
образно-ассоциативных
представлений
как
основу
развития художественного мышления скрипача.
1.2
музыкальность
как
сложную
эмоционально-интеллектуальную
способность.
1.3 способность интеграции ладовысотных и темброво-динамических
слуховых ориентировок.
1.4 способы адекватной музыкально-ритмической слухомоторной реакции
как основы логического восприятия и звукового воплощения музыкальной
фразы.
1.5 выраженные психомоторные свойства, высокий органический уровень
двигательной координации, в области мелких движений рук.
1.6
способность
звукотворческого
воплощения
в
процессе
звукоизвлечения.
1.7 способность артистического воплощения образно-художественных
представлений в конкретном звучании.
2 общие личностные качества.
2.1 высокий уровень мнемической способности (виды памяти).
2.2 эмоциональность, темперамент.
2.3 способность интеллектуального рода, реализуемая невербальными
(язык тела,жесты,образы,мимика) средствами.
2.4 активированность, высокий уровень реактивности.
2.5 благоприятные свойства нервной системы.
2.6 работоспособность, физическая и психологическая выносливость.
2.7 внимательность – слуховая, мышечная.
2.8волевые качества: настойчивость, стремление к совершенству.
2.9 стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях.
Феномен скрипичной одаренности – системное образование, где
специальные задатки и способности сочетаются с общими свойствами, а
также с высшими индивидуально-личностными качествами скрипача.
Выявление
и
развитие
скрипичной
одаренности
есть
единый,
последовательно развертывающийся процесс.
Принципы выявления – развития скрипичной одаренности.
1. принцип развития одаренности через системно организованное
воспитание и обучение.
2. принцип определяющего значения окружающей музыкальной
среды.
3.
принцип
выявления
и
целенаправленного
обогащения
доминирующего компонента в индивидуальной структуре одаренности.
4.
принцип
определения,
стимулирования
саморазвития
и
целенаправленной компенсации свойств и способностей, недостающих в
индивидуальной структуре одаренности.
Принципы представляют собой систему, требующую целостной
реализации. В зависимости от ситуации – особенностей начинающего – на
первый план должны выходить те или иные педагогические установки.