Автор: Сухарина Анна Сергеевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: г.Курган,Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Характерные особенности развития детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Характерные особенности развития детей
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей»
Анализ
развития
детей
сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
свидетельствует
о
том,
что
неприятие
ребёнка
родителями
приводит
к
тяжёлым
последствиям
в
развитии
маленькой
личности.
По
свидетельству
психологов,
у
ребёнка
с
холерическим
темпераментом
проявляются агрессивность, болезненное честолюбие, быстрая истощаемость
нервной
системы,
подозрительность,
завистливость;
дети
–
сангвиники
становятся
сдержанными,
осторожными,
уступчивыми,
скрытными,
склонными
страхам
и
неврастении;
у
флегматиков
развиваются
нерешительность, робость и боязливость. Эти отклонения у «отказников»
часто закрепляются и трудно поддаются коррекции.
Остановимся подробно на характеристике малышей из домов ребёнка.
Установлено,
что
эти
дети
–
наиболее
уязвимая
категория
детей,
оставшихся без попечения родителей. Педагоги, врачи и психологи считают,
что
они
значительно
отстают
от
своих
сверстников
в
психическом
и
физическом развитии.
Английский учёный Л. Ярроу, изучая состояние младенцев в приюте,
выявил четыре вида отставания в их развитии:
-
материнская
депривация
–
отсутствие
связи
ребёнка
именно
с
биологической матерью;
-
сенсорная
депривация
–
резкое
снижение
у
ребёнка
яркости
восприятий и разнообразия впечатлений;
- социальная депривация - сокращение общения ребёнка с другими
людьми;
- эмоциональная депривация – слабая выраженность эмоциональности
в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение.
Наиболее сложным видом отставания в развитии детей сирот и детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
учёный
считал
материнскую
депривацию
и
многие
психологи
согласны
с
этим
утверждением.
Исследования,
проводимые
ими,
свидетельствуют
о
том,
что
проявление
разлуки с матерью проявляется с первых недель жизни ребёнка: они не
способны
улыбаться
при
виде
человеческого
лица;
часто
у
них
плохой
аппетит и, несмотря на правильное питание, они плохо набирают в весе; у
них плохой сон. Изучение детского плача показало, что приютские дети от
рождения и до 6 месяцев менее «разговорчивы», чем их сверстники из семей.
Эмоциональный
фон
характеризуется
тревогой
печалью,
ребёнок
отстраняется от всего, что его окружает, не пытается войти в контакт с
незнакомцем, не радуется, если незнакомец к нему обращается. Активность
подавлена, ребёнок часто инертно сидит или лежит в каком-то поразительном
ступоре. Многие плохо спят, аппетит страдает у всех. Все весят меньше
нормы и часто заболевают. Общее развитие явно нарушено.
Этой категории детей свойственно полное отсутствие инициативы и
интереса к окружающему миру, апатичность к индивидуальному жизненному
распорядку и каким-либо волевым проявлениям. «Ребёнок – пассивная кукла
в
руках
взрослого,
действует
только
по
определённому
указанию,
собственной инициативы у него нет. Даже умеющий хорошо сидеть ребёнок
даёт себя кормить лёжа, пассивно, с опущенными руками до тех пор, пока
взрослый
не
посадит
его
на
стул
к
столу,
в
руки
не
даст
ложку
и
не
предложит, есть самостоятельно... Дети постарше, если им точно не говорят,
что
надо
делать,
часто
беспомощно
бродят,
слоняются,
ждут
указаний
взрослого. Создаётся такое впечатление, что они, собственно говоря, живут в
совершенном тумане, для них мир – загадочное явление, в котором они не
пытаются
разобраться.
У
них
нет
индивидуального
отношения
ни
к
жизненному
распорядку,
ни
к
окружающему
предметному
миру,
да
и
к
собственному телу едва проявляют интерес. Их можно поднять, опустить
хоть на прежнее место, хоть на новое, в кровать, манеж или куда угодно – они
пассивны».
Нередко имеет место и явление «госпитализма», т.е. полного комплекса
признаков запоздалого развития при малоподвижности и бессмысленности
поведения.
Многие
нарушения,
возникающие,
в
связи
с
материнской
деривацией в раннем возрасте проявляются не сразу, а гораздо позднее.
По данным зарубежных психологов, для детей в возрасте от 6 до 12
мес.
Характерна
форма
депрессии,
которая
наблюдается
у
взрослых,
находящихся в психиатрических клиниках.
Результаты исследований ряда авторов, свидетельствуют о тяжёлых и
часто
необратимых
последствиях
разлуки
с
матерью
для
физического
и
психического развития младенцев, угнетающе действовали на общественное
сознание. Доходило до того, что некоторые специалисты делили младенцев
на «перспективных» и «бесперспективных», за жизнь которых можно и не
бороться.
Известный русский физиолог Н. М. Щелованов ещё в 30-е годы ХХ в.
доказал, что в доме ребёнка дети могут успешно развиваться при условии
хорошо организованной воспитательной работы, что не разлука с матерью, а
дефицит воспитания, внимания, общения задерживает нормальное развитие.
Если с момента приема детей создать необходимые условия для их
развития, то дети развиваются хорошо: нормально растут и прибавляют в
весе, своевременно оформляют общие движения – около 4 – 5 месяцев
начинают
самостоятельно
хватать
предметы
и
играть
с
ними,
переворачиваться со спины на живот и обратно, около 7 месяцев сидеть и
ползать, в 8 – 9 месяцев подниматься на ножки, за что-нибудь цепляясь, и
ходить с опорой, к 11 – 13 мес. Начинают ходить самостоятельно, чувствуют
себя хорошо, часто «гулят» и «лепечут», вообще живут полноценной детской
жизнью и легко переносят заболевания.
У
многих
воспитанников
детских
домов
стоит
диагноз:
задержка
психического
развития.
Но
даже
те
дети,
которых
психологи,
врачи,
дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеют ряд особенностей.
Детям-сиротам
и
детям,
оставшимся
без
попечения
родителей,
свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые
охватывают
интеллектуальную,
волевую,
эмоцио6нальную
сферу
жизнедеятельности.
У
них
наблюдается
снижение
познавательной
активно сти,
ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом,
скудные
представления
о
настоящем
и
будущем.
Эти
дети
почти
не
отличаются
от
сверстников
уровнем
развития
наглядно-действенного
мышления,
но
оперирование
образами
вызывает
у
большинства
из
них
серьёзные трудности. Психологи (например, Э. А. Минкова и др.) отмечают
свойственную этим детям крайнюю ситуативность умственных действий,
которая
определяется
либо
предметным
окружением,
либо
прямыми
указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие познавательной
инициативы и целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать,
их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается
целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к
людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
Психологи
и
педагоги
отмечают
нервозность
многих
воспитанников,
повышенную возбудимость, подверженность ночным страхам, фантазиям и
выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизует ребёнка. На
многих
детях
даже
внешне
появляется
печать
отверженности
–
нередко
наблюдается
психическая
мышечная
напряженность
лица
и
тела,
общее
подавленное состояние, тики, дефекты речи и т.д.
У
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
проявляются
деформация
личности,
искажения
в
формирования
самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви,
привязанности
и
признании.
Именно
это
приводит
к
возникновению
серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.
Этим
детям
мало
знаком
язык
жестов
и
мимики,
изменчивых
интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с
окружающими
людьми.
Им
часто
свойственны
з а м к н у т о с т ь ,
заторможенность, упрямство, негативизм.
В исследованиях Э. М. Минковой приводится эмоциональный портрет
воспитанника детского дома, который характеризуется такими чертами как:
- пониженный фон настроения;
-
бедная
гамма
эмоций,
однообразие
эмоционально-экспрессивных
средств общения;
- склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач,
крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
- однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
- эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные
переживания и способствует их быстрому забыванию;
- неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и
замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности враждебности);
- повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству;
- основная направленность положительных эмоций – получение всё
новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более
стойкие и эффективнее регулируют поведение);
- нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко
вступают
в
контакт,
внешне
в
общении
могут
казаться
живыми
и
непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
-
непонимание
эмоционального
состояния
другого
человека,
его
поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на
взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам.
В исследованиях М. К. Бардышевской выделяется несколько групп
детей до 3 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Эти группы
детей отличаются по степени эмоциональной недостаточности. Рассмотрим
их.
1.«Избегающие»
дети.
Эта
немногочисленная
группа
детей,
характеризуется
наиболее
тяжелым
эмоциональным
со стоянием
воспитанников.
Раннее
развитие
таких
детей,
как
правило,
протекало
в
крайне неблагоприятных условиях (например, разлука с матерью отягощалась
частыми и длительными пребываниями ребёнка в больнице).
«Избегающие» дети очень трудно привыкают к жизни в группе, период
их
адаптации
может
затянуться
на
несколько
месяцев.
Они
производят
впечатление маленьких дикарей, оказавшихся во враждебном окружении: не
умеют
общаться
с
другими
детьми,
всячески
избегают
общения
со
взрослыми,
в
играх
проявляется
агрессивная,
разрушительная
манера
общения
с
игрушками.
Чаще
всего
они
стремятся
уединиться.
Если
«избегающий» ребёнок вынужден находиться рядом с другими детьми или
взрослыми, то при их приближении он реагирует импульсивной агрессией.
Такое
поведение
«избегающего»
ребёнка
обусловлено,
с
одной
стороны,
страхом, который настолько силён, что не позволяет ему познавать новую
среду, новых людей и с сближаться с ними. С другой – несформированностью
простых способов установления любого контакта с окружающими.
Тяжёлое
психологическое
состояние
«избегающего»
ребёнка
не
безнадёжно. Постепенно, хотя и очень медленно, он привыкает к взрослому,
который
о
нем
заботится,
начинает
позволять
ему
устанавливать
эмоциональный контакт с ним, хотя в не такого контакта малыш чувствует
себя спокойнее. Он как бы из далека наблюдает за воспитателем, особенно за
его контактами, общением с другими детьми.
В компенсации эмоциональной недостаточности у таких детей очень
большую
роль
играет
общение
с
эмоционально-сохранными
детьми,
по
отношению
к
которым
ребёнок
не
испытывает
страха.
Постепенно
«избегающий» ребёнок переходит от агрессии к наблюдению за другими
детьми и их игрой, в последующем – к попыткам подражания им.
2.«Цепляющиеся»
дети
находятся
в
более
благополучном
эмоциональном
состоянии,
чем
«избегающие»
дети.
Как
правило,
это
отказные дети с рождения.
В
отличие
от
«избегающего»
такой
ребёнок
активно
стремится
к
контакту со взрослым. Однако этот контакт носит примитивный характер.
Ребенок прижимается, «ластится» к взрослому. Самое важное для него – как
можно дольше оставаться в защищённом положении, например на руках у
взрослого. «Цепляющийся» ребёнок доверяет взрослым, даже малознакомым.
Он
ищет
в
них
источник
эмоционального
тепла
и
защиты.
С
необыкновенным упорством «цепляющийся» ребёнок пытается возобновить
контакт со взрослым, если тот пытается его завершить: забирается к нему на
колени,
игнорируя
объяснения,
недовольство
воспитателя;
цепляется
за
воспитателя ещё сильнее, если его пытаются оттащить другие дети.
При этом у ребёнка наблюдается незрелость более сложных реакций,
направленных на сохранение близости с взрослым: он только цепляется за
взрослого, не используя другие способы влияния на него. Такому ребёнку
ещё не доступны более сложные способы тактильного контакта (обнимание,
поглаживание,
целование,
плач).
Однако
«цепляющиеся»
дети
способны
обеспечить себе минимальную степень эмоциональной безопасности за счёт
элементарной реакции привязанности к взрослому.
3.Дети
с
«недифференцированными»
привязанностями
–
это
самая
большая группа детей. Им свойственны поверхностные, неупорядоченные,
легко меняющ9иеся эмоциональные связи. Способы общения со взрослыми у
этих детей достаточно развиты и разнообразны, но они не используются для
образования более глубоких и устойчивых связей.
Несмотря
на
это,
у
детей
с
«недифференцированными»
привязанностями наблюдаются отдельные способы контакта со взрослыми,
образуя более сложные формы поведения, которые практически недоступны
детям из двух предыдущих групп.
Такой
ребёнок
в
психологическом
смысле
более
собранный
и
гармоничный, чем «цепляющийся» ребёнок. Владение своим собственным
телом, более чёткое представление о своём физическом «Я» позволяют ему
играть в разнообразные тактильные игры со взрослым: любит, когда его
подбрасывают вверх, кружат или качают и т. д.
Для этих детей тактильный контакт со взрослым важен как источник
удовольствия от совместного общения, а не как средство для нейтрализации
страхов
и
тревоги.
Они
рано
утрачивают
непосредственность
в
эмоциональных реакциях на взрослого, довольно точно ориентируясь в его
настроениях и приспосабливаясь к ним.
В случае долгой разлуки с близким взрослым, дети этой группы при
встрече игнорируют его, «не узнают». Такое поведение – проявление реакции
на
разлуку,
способ
воздействовать
на
значимого
взрослого.
При
этом
у
малышей не образуется глубокой и устойчивой привязанности к взрослому,
который хорош для ребёнка до тех пор, пока доставляет удовольствие. Как
только взрослый начинает ограничивать ребёнка в действиях или запрещать
что-либо – он становится плохим.
На эмоциональную жизнь ребёнка данной группы очень сильно влияет
привязанность, которая может быть глубокой и устойчивой и глубокой в
отличие от эмоциональной привязанности к взрослому, к другому малышу.
Дети,
воспитывающиеся
в
одной
группе
с
первых
месяцев
жизни,
проявляют
заботу
друг
о
друге,
боятся
разлуки.
Эти
отношения
не
распространяются на остальных детей, не входящих в число близких друзей.
Для ребёнка с «недифференцированными» привязанностями другие дети –
только партнеры по играм.
В целом для ребёнка данной эмоциональной привязанность к другим
детям
и
осознание
себя
в
их
окружении
является
более
надёжным
источником
чувства
безопасности
и
уверенности,
чем
привязанность
к
своему
взрослому.
Такая
двойная
привязанность
обеспечивает
детям
с
«недифференцированными» привязанностями удовлетворительный уровень
адаптации в условиях детского дома.
В
дальнейшем
постепенно
уменьшается
потребность
в
играх
со
взрослым, а ориентация на взаимодействия со сверстниками усиливается.
4.«Амбивалентные» дети – это дети с противоречивой конфликтной
привязанностью к взрослому. В эту группу входят не только «отказники», но
и
лети,
поступившие
в
детские
дома
и
имеющие
опыт
жизни
в
семье.
Привязанность таких детей к взрослым формируется поэтапно.
В начале знакомства с воспитателем ребёнок ведёт себя сдержано,
проявляет к взрослому интерес, однако сохраняет дистанцию. Постепенно
ребёнок
начинает
узнавать
знакомого
взрослого,
радуется
ему,
однако
тактильному контакту предпочитает зрительное и речевое общение.
На следующем этапе взаимодействия взрослого и ребёнка происходит
непосредственное
развитие
отношений
«амбивалентного»
ребёнка
и
воспитателя,
проявляется
поведение
малыша,
который
после
некоторой
разлуки со взрослым ведёт себя агрессивно по отношению к нему. Такое
поведение является формой протеста против внезапной разлуки со взрослым,
ребёнок, выражая свой гнев, пытается наказать взрослого за его длительное
отсутствие.
На
последнем
этапе
амбивалентное
поведение
ребёнка
постепенно
сворачивается: он приветствует взрослого, а затем как бы «расстраиваясь» в
группе
детей,
делается
незаметным.
Через
некоторое
время
ребёнок
восстанавливает
угасшую
эмоциональную
связь
с
взрослым,
проявляя
инициативу в контакте с ним: возбужденно приветствует «своего» взрослого,
бежит к нему, трогает и гладит его, позволяет прикасаться е себе, хотя более
тесные формы тактильного контакта, например, побыть на руках у взрослого,
вызывают напряжение.
Эмоциональная связь с взрослым не даёт такому ребёнку ощущения
безопасности. Несмотря на это, привязанность «амбивалентного» ребёнка к
взрослому
является
более
зрелой
по
сравнению
с
привязанностями
большинства отказных детей.
5.«Социально-тревожные»
дети
–
это
дети,
имеющие
ранний
опыт
жизни в семье.
Эмоциональная привязанность таких детей близка к норме. Они сильно
привязываются к воспитателю, который уделяет им много внимания. Однако
им
свойственны
глубокая,
устойчивая
избирательная
привязанность
к
«своему» взрослому и страз перед чужими, избегания их.
6.«Гармоничные» дети – это дети, также имеющие ранний опыт жизни
в семье.
Формирование
эмоциональной
привязанности
у
них
протекает
нормально.
В
отличие
от
«социально-тревожных»
детей,
склонных
к
образованию единственной сильной привязанности, у гармоничных детей
формируется сеть привязанностей.
Однако в ситуациях часто повторяющихся разлук с взрослым в детском
доме
существует
риск
постепенного
разрушения
адаптации,
достигнутой
ребёнком ранее.
Таким
образом,
проблемы
эмоциональной
депривации
оказывают
негативное влияние на личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.