Автор: Пономарева Светлана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка-детский сад № 60
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в
процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно
развиваются различные способности, формируются нравственные качества,
вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде
закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств,
необходимых
для
эффективного
участия
ребенка
в
различных
формах
двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и
направленного
формирования
и
развития
психических
функций
и
интеллектуальных способностей дошкольника.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за
последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до
15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до
17, 3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух
заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и
длительно
болеющих.
Почти
90%
детей
дошкольного
возраста
имеют
стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение
осанки,
плоскостопие,
неравновесный
мышечный
тонус,
слабость
мышц
брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических
движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются
невротические
проявления.
По
данным
прогнозов,
85%
этих
детей
-
потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей
нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим
неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного
возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их
мышечная
нагрузка
уменьшается
в
силу
объективных
причин:
у
детей
практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и
некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих
детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ.
Медико-профилактическая
деятельность
обеспечивает
сохранение
и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием
медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности
детского
организма
(например,
иммунизация,
полоскание
горла
противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.)
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-
эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
В
дошкольном
учреждении
ежедневно
во
всех
возрастных
группах
предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует
укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную
активность детей в течение всего дня. Особое внимание в режиме дня уделяется
проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и
снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная
часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и
привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний
предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с
временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния
здоровья детей.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского
организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на
поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя
гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством
взрослого
способствует
проявлению
определённых
волевых
усилий,
вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное
состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену
веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной
осанки.
Чтобы
предупредить
возникновение
плоскостопия,
предлагаются
упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает
положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут
на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение
всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются
открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные
программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на
физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада,
проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления
у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной
нагрузкой,
что
способствует
более
быстрому
восприятию
программного
материала.
Двигательная
разминка
позволяет
активно
отдохнуть
после
умственной
нагрузки
и
вынужденной
статической
позы,
способствует
увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые
в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим
количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны
детям с разным уровнем двигательной активности. С целью предупреждения
утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе,
требующих
сосредоточенного
внимания
и
поддержания
умственной
работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся
физкультминутки.
Наряду
с
различными
оздоровительными
мероприятиями
в
нашем
дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая
помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также
способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится
при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные
варианты гимнастики.