Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Пономарева Светлана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка-детский сад № 60
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в

процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно

развиваются различные способности, формируются нравственные качества,

вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде

закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств,

необходимых

для

эффективного

участия

ребенка

в

различных

формах

двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и

направленного

формирования

и

развития

психических

функций

и

интеллектуальных способностей дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за

последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до

15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до

17, 3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух

заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и

длительно

болеющих.

Почти

90%

детей

дошкольного

возраста

имеют

стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение

осанки,

плоскостопие,

неравновесный

мышечный

тонус,

слабость

мышц

брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических

движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются

невротические

проявления.

По

данным

прогнозов,

85%

этих

детей

-

потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей

нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим

неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного

возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их

мышечная

нагрузка

уменьшается

в

силу

объективных

причин:

у

детей

практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и

некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих

детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Медико-профилактическая

деятельность

обеспечивает

сохранение

и

приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в

соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием

медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по

оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности

детского

организма

(например,

иммунизация,

полоскание

горла

противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.)

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-

эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении

В

дошкольном

учреждении

ежедневно

во

всех

возрастных

группах

предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует

укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную

активность детей в течение всего дня. Особое внимание в режиме дня уделяется

проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и

снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная

часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и

привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний

предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с

временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния

здоровья детей.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского

организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на

поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя

гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством

взрослого

способствует

проявлению

определённых

волевых

усилий,

вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное

состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену

веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной

осанки.

Чтобы

предупредить

возникновение

плоскостопия,

предлагаются

упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает

положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут

на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение

всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются

открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные

программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на

физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада,

проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления

у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной

нагрузкой,

что

способствует

более

быстрому

восприятию

программного

материала.

Двигательная

разминка

позволяет

активно

отдохнуть

после

умственной

нагрузки

и

вынужденной

статической

позы,

способствует

увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые

в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим

количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны

детям с разным уровнем двигательной активности. С целью предупреждения

утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе,

требующих

сосредоточенного

внимания

и

поддержания

умственной

работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся

физкультминутки.

Наряду

с

различными

оздоровительными

мероприятиями

в

нашем

дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая

помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также

способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится

при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные

варианты гимнастики.



В раздел образования