Автор: Любочко Анастасия Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: "Красноярская школа №5" г. Красноярск
Наименование материала: Литературно-музыкальная гостиная
Тема: Сын земли сибирской
Раздел: дополнительное образование
«Без поэтов, без музыки, без художников
И созидателей земля давно бы оглохла,
Ослепла, рассыпалась и погибла»
Виктор Астафьев.
Тема: «Сын земли сибирской»
Литературно - музыкальная гостиная «В гостях в селе Овсянка»,
посвящена творчеству сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева.
Замысел возник из беседы об известных людях Красноярского края. Ребятам
захотелось как можно больше узнать о писателе-земляке Викторе Астафьеве. К
нашей деятельности по реализации проекта примкнули учитель литературы и
школьный библиотекарь, которые консультировали ребят, рекомендовали повести
и рассказы для прочтения, беседовали с ними о прочитанном. С большим
интересом изучали учащиеся биографию писателя.
Цели:
1.Знакомство с биографией и творчеством В.П. Астафьева;
2.Воспитание у подрастающего поколения лучших нравственных качеств: доброты,
благодарности, совестливости и чувства ответственности за свои поступки;
3.Развитие умения вести диалог, изложения своего мнения и аргументации своей
точки зрения.
Оборудование: портрет писателя В.П. Астафьева, компьюторная презентация,
выставка книг В.П. Астафьева, записи песен, стенд « Самородки речи
Красноярья»
Учитель. Мы сегодня мысленно перенесёмся в село Овсянка, в небольшой
деревенский домик, в котором прошли детские годы В.П. Астафьева
- А кто он такой?
Ответы учащихся:
В.П. Астафьев – наш земляк, потому что он родился и вырос в Красноярском
крае, в селе Овсянка. Он написал много повестей, рассказов.
Учитель. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев!
Ребята 8 класса познакомят вас с его детством. Чтобы вы поняли главное об этом
человеке: не смотря на то, что жизнь была трудной, полной лишений, множества
потерь, это не помешало Виктору Петровичу стать по-настоящему народным
писателем. Сыном земли сибирской.
Андрей. Родился Виктор Петрович Астафьев 1 мая 1924 года в Красноярском
крае, в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец
мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были
крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья
была раскулачена. Будущий писатель рано остался без родителей.
Кирилл. Мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки (родителей его
мамы). Ему было очень хорошо
у них и это было единственным светлым
воспоминанием о детстве. Тяга к сочинительству у Вити возникла рано. Бабушка
Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию.
Тетушка писателя Апраксинья Ильинична возле дома бабушки
Учитель. Очень трудно ему жилось, когда его отправили в интернат, в селе
Игарка. Виктор убегал из детского дома, голодал, воровал… часто беспризорничал.
Единственной
радостью
были
книги,
которые
подросток
читал
запоем.
Учитель литературы, Игнатий Дмитриевич Рождественский, заметил у
мальчика тягу к чтению, и способствовал её развитию.
Андрей.
Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут
бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет знаменитым
писателем.
После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в
железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.
Виктор.
После
этого
Виктор
какое-то
время
работает
на
станции
составителем поездов недалеко от города Красноярска. Война изменила его жизнь.
В 1942 году он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и
шофером, и связистом.
С фронтовым другом П.Г.Николаенко.1943год.
Учитель. Виктор Петрович Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину,
воевал на Курской дуге. Был тяжело ранен и контужен. Имеет боевые награды,
медаль «За отвагу», медаль «За освобождение Польши», медаль «За победу над
Германией» и орден Красной Звезды. После демобилизации в 1945 году начинается
мирная жизнь.
Данил.
На
уроках
литературы
мы
познакомились
с
его
рассказами
«Злодейка», «Осенние грусти». Лично мне больше всего понравился рассказ
«Ангел - хранитель»; про бабушку, про то, как она спасла голодного щенка.
Андрей. А мой любимый рассказ – «Конь с розовой гривой».
Учитель. А чем вам запомнились эти произведения?
Евгения. Это рассказы про жизнь, про людей, которые живут вокруг нас.
Кажется, что некоторые из них похожи на соседей, родственников.
Евгений.
А ещё эти рассказы учат, как правильно поступать в разных
ситуациях. Анастасия. Они учат разбираться в людях.
Учитель. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к.
именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть
благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное,
любить свою землю, любить своих близких. А нам надо быть на него похожим.
В наше время кажется странным, что для детей «пряник конем» — желанная
мечта. Но в то время дети не были избалованы вкусной едой, порой даже не всегда
ели досыта. В рассказе Астафьева ребятишки показаны постоянно голодными.
Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом,
иначе будет худо».
Учитель.
И ещё вы правы, ребята,
в том, что безыскусная интонация,
удивительное знание жизни, крестьянская простецкая мудрость писателя помогают
нам, его читателям, найти ответы на многие жизненные вопросы.
Нам сегодня на наших посиделках предстоит разобраться, что же такое –
застолье? Почему так живуча традиция в Сибири собираться за столом большой
компанией родственников, соседей, друзей.
По какому поводу состоялось застолье в семье Потылицыных?
Учащиеся. Празднование дня рождения Витиной бабушки. Её детям хотелось
собраться всем вместе, повидаться с мамой, поздравить, наговориться.
Андрей. Вспомним главу из книги «Последний поклон», которая называется
«Бабушкин праздник».
Художник С.Сюхин
Кирилл. Так как я тёзка Виктора Астафьева, Анастасия Николаевна доверила
мне ответственную роль: я буду вести рассказ от имени Вити, то есть от первого
лица. Рассказ мой будет достоверным, потому что я буду часто обращаться к
повести «Последний поклон». Сейчас я отвечу на вопрос, по какому поводу
состоялось застолье в нашей семье: «Вскоре после Ильина дня, как только
заканчивался сенокос, в наш дом собиралась вся наша многочисленная родня –
гостевать, точнее, праздновать день бабушкиного рождения. Случалось это раз в
два-три года. Чаще-то накладно. Никто не сговаривал бабушкиных сыновей,
дочерей, внуков и других родичей съезжаться в этом именно году, об эту пору, но
они сами по какому-то наитию знали, когда им надо быть в родном дому, у матери
и отца».
Андрей. Бабушка и дедушка тоже как-то догадывались, что нынче нагрянут
ребята, и заранее начинали готовиться, чтобы принять и устроить уйму людей.
Учитель. Витя, я что-то не очень поняла, почему только раз в два-три года
собиралась родня на бабушкин день рождения? А почему не каждый год 2-го
августа, в Ильин день?
Ярослав. Я же сказал: чаще собираться было накладно, т.е. дорого, тяжело.
Учитель. Расскажите, как готовились к празднику?
Ответы детей:
Евгения.- Коли пировать, так и мудровать.
Марк.– Ещё с зимы начинался прижим по части расходов харчей и денег.
Анастасия. Копили яйца, сбивали сметану на масло.
Илья. Мололи зерно на крупчатку (Это мука очень хорошего качества)
Евгений. Сберегали мясо, овощи, грибы, варенье.
Вадим. Всё это убиралось в кладовую, погреб, подвал…
Кирилл. Лишь мне бабушка уделяла колотое яичко, снятого молока, кривой,
ожелтевший огурец или завалящую постряпушку.
Учитель (читает) «Были они почти все рыжеваты, конопаты и скуласты.
Самые рыжие – Кольча старший и дядя Ваня, дальше, как утверждали дядья и
тётки, краски на всех не хватило и пошёл цвет пожиже. Кольча-младший вовсе рус,
и конопатин на его долю досталось всего ничего – щепотка». Ребята, о ком это?
- (Это сыновья и дочери бабушки).
Кирилл. Ворота почти не затворяются. Родня прибывает и прибывает. То и
дело слышится присказка: «Скок на крылечко, бряк во колечко – дома ли хозяева?»
Андрей.
Соседи, друзья дядей и тёток, давно не видевшиеся, заходят
поздороваться. Их не очень настойчиво приглашают завтра быть гостями.
Кирилл. Праздник ведь семейный, и всяк в селе знает, что чужим в таком
празднике делать нечего.
Учитель. Виктор подвел итог этой части наших посиделок: В. П. описывает
в своём рассказе семейное застолье, где собираются родные люди, родня. А какие
семейные традиции описал наш земляк в своём рассказе?
Полина. Взрослые сыновья и дочери оказывали своей маме почёт и уважение:
усадили её на самое почётное место, пели её любимую застольную песню.
Таня. А сначала и сыновья и дочери помогали своим родителям готовить
праздничный стол: сыновья нарыбачили ельцов, тайменя. Дочери наготовили
разных блюд.
Учитель. А вот это уже очень интересно мне. Куда же пошли все те
продукты, которые так сберегались ко дню рождения бабушки? Каков же был
стол?
Евгения. Столы накрыты по сибирскому закону: всё, что есть в печи, в
погребе, в кладовке, всё, что скоплено за долгий срок, теперь должно оказаться на
столе. И чем больше, тем лучше. Поэтому всё на столах крупно, нарядно, всё
ядрёно, всё зажарено и запечено с красотою, большим старанием и умением.
Анастасия. Студень – гордость стряпух, чуть только жирком подёрнутый
сверху, колыхнулся при появлении гостей в горнице и дрожью дрожит. Прозрачен
студень, лёгок на вид, но резать его ножом надо.
Андрей. Капуста в пластах, капуста крошевом. Солёные огурцы ломтиками.
Петух отварной из чашки лапы выпростал.
Данил.
Рыжики с луком по всему столу на мелких тарелочках радужно
улыбаются пёстрыми губами.
Илья. На двух больших чугунных сковородах зажаренные в русской печи
ельцы. Они не пересохшие, но подрумяненные так, что есть их можно с головой –
только похрумкивают. Перцу в них, листа лаврового впору, жиров к ним не
добавляют – что за елец, если он своего соку не даст. Тут уж или елец плох, или
стряпуха никудышная.
Кирилл. Рыбный пирог из тайменёнка, привезённый Зыряновым. У нас пироги
делают по величине рыбы – какая рыба, такой и пирог, лишь бы в печку влез. На
сей раз пирог получился невелик, но запашист. Нет лучше пирога, чем из тайменя.
Ярослав. Шаньги, печенюшки, мясо так, мясо этак. Малосольная стерлядь,
верещага-яичница, сладкие пироги, вазы с брусникой, вазы с вареньем черничным,
хворост, сушки, орешки из теста нажаренные…
Вадим. Всё горой, всего много…
Учитель. Щедрый стол, что тут скажешь, от души приготовленные угощения.
Давайте вспомним, как шло веселье в бабушкином доме.
Евгения. Было весело. Лихо играл на гармошке Мишка Коршуков. Гости пели
частушки и плясали «Барыню». Но больше всего мне понравились застольные
песни, которые пели в селе Овсянка.
Олег. Вот бы послушать эти песни!
Учитель. Одну песню, любимую семьёй Потылицыных, удалось разыскать,
хотя это, к сожалению, не та, которая исполнялась на бабушкином дне рождения…
Давайте послушаем (прослушивание аудиозаписи).
Данил (читает): Бабушка запевала и «вела» песню, она хотела, чтобы песня у
её детей будила только добрые чувства друг к другу и навсегда оставляла бы
неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но
лучше которого нет и не будет уже никогда.
Учитель.
Возможно, песни, услышанные Витей в детстве от родных,
сформировали особое отношение к музыке и песенному искусству: они должны
быть душевными и правдивыми, пробуждать в душах людей самые добрые
чувства. Послушайте теперь песню, которая стала любимой для Виктора
Петровича Астафьева (прослушивание аудиозаписи «Враги сожгли родную хату»,
композитор М. Блантер, поэт М. Исаковский).
Учитель. Наговорились, наплясались, напелись и наплакались родные и
близкие люди на бабушкином празднике. И снова начались трудовые будни.
Наши посиделки ещё не закончились, у нас тоже будет чай и сладкие булочки,
послушаем мы с вами любимые песни Виктора Петровича на стихи С. Есенина.
Удались ли наши посиделки?
Хочется услышать мнение наших гостей,
учащихся 7-го и 8-го классов:
(учащиеся высказывают своё мнение о посиделках, свои замечания и
предложения, отмечают, что им понравилось).
«В заключение, предлагаю познакомиться с представленной выставкой книг
В.П. Астафьева, с фотографиями на стенде, приглашаю к столу. Звучат песни на
стихи «Письмо к матери», «Заметался пожар голубой», «Не жалею, не зову, не
плачу».
Приложение 1
I.
Слайды о жизни и творчестве В.П. Астафьева (размещены в
соответствии с текстом)
II. Награды в области литературы:
1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за
повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка»
1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба»
1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох»
1994 г. – премия «Триумф»
1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты»
1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда
Тепфера за совокупность литературных заслуг
1998г. - он удостоен премии «За честь и достоинство таланта
Международного литфонда».
1998г – присуждена премия
имени Апполона
Григорьева
Академии русской современной словесности.
2009 г. – премия Александра Солженицына /посмертно/.
Интересна формулировка премии: «Виктору Петровичу Астафьеву
–
писателю
мирового
масштаба,
бесстрашному
солдату
литературы,
искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».
Приложение 2.
Результаты поисковой работы учащихся по теме «По страницам книг
Астафьева. Самородки речи Красноярья»
1. Поварня – летняя кухня;
2. Лопоть – старая, поношенная одежда;
3. Угор, увал – косогор;
4. Корчага, морда – плетёные из гибких прутьев снасти для ловли
рыбы;
5. Чуни – мужская и женская короткая обувь;
6. Бокари - мужские суконные промысловые чулки;
7. Ичиги, чирки – обувь из мягкой кожи (без каблуков);
8. Пимы – валенки;
9. Шубенки – овчинные рукавицы;
10. Голицы – кожаные рукавицы (верхонки);
10.
Спокон веку – с давних пор, давно;
11.
Затеси, засеки – зарубки на деревьях;
12.
Фарт – удача;
13.
Выпростал – вытянул, освободил, протянул;
14.
Запашистый – ароматный;
15.
Варнак – преступник;
16.
Загодя – заранее;
17.
Пироги подовые – испечённые в русской печи;
18.
Пироги пряженые – жареные пироги;
19.
Юкола – вяленная рыба