Автор: Татьяна Александровна Аверина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27 " Росинка"
Населённый пункт: город Междуреченск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в тесном взаимодействии с родителями.
Раздел: дошкольное образование
Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у
дошкольников в тесном взаимодействии с родителями ( законными
представителями ) воспитанников.
Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного
возраста очень актуальна, своевременна и достаточна сложна. Каким
образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как
укрепить и сохранить здоровье наших детей, как привить привычки
здорового образа жизни – эти беспокоят вопросы сегодня всех педагогов.
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека.
Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых
задач в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только
здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь
развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в
этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических,
социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи
и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо
без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и
непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и
семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей
дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и
психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное
доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их
воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические
исследования (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева)
показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах
дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые
функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя
полноценного развития ребенка-дошкольника.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания
дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух
социальных институтов – детского сада и семьи. «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», - гласит
Закон РФ «Об образовании».
Таким образом, одной из главных задач в работе детского сада является
организация совместной работы с родителями по формированию у детей
устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к
своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление
здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными
координированными усилиями педагогов, медицинских работников,
родителей и узких специалистов. Наш коллектив постоянно находится в
поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в
совместную деятельность.
Здоровый образ жизни в нашем исследовании - это активная форма
поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического
здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его
максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат
в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и
ребенку; это правильное организованное питание, использование физических
упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно
правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к
вредным привычкам.
Под формированием здорового образа жизни мы понимаем специально-
организованный педагогический процесс, способствующий гармонизации
индивидуальности личности с позиций здоровьесбережения.
Нами разработаны формы тесного взаимодействия ДОУ с родителями:
- в детском саду: непосредственная образовательная деятельность - открытая
для посещений родителями; развлечения и праздники, участие в городских
массовых мероприятиях «Гулливер».
- в семье по рекомендациям педагога: подвижные игры, игровые упражнения,
комплексы упражнений по профилактике осанки и плоскостопию у детей;
активный отдых всей семьёй.
Чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить
доверительные деловые контакты со всеми взрослыми – воспитателями,
родителями, специалистами детского сада, участвующими в процессе
воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.
1 этап:
просветительский – повышение педагогической грамотности родителей в
вопросах сохранения и укрепления здоровья детей ознакомления их с
основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду:
- подбор методических рекомендаций по созданию здоровье сберегающей
среды: «Как вырастить здорового ребёнка», «Спортивный уголок дома»,
«Игры перед сном».
- подбор литературы по ЗОЖ: организация выставки книг, размещение
консультаций на сайте детского сада.
- тиражирование положительного опыта семейного воспитания в
формировании ЗОЖ и участия в совместной проектной деятельности по
здоровьесбережению детей- подготовка к конкурсной программе "Вся семья
вместе, так и душа на месте".
2этап: совместнодеятельностный:
- формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;
- подчеркивание роли отца в воспитании детей: проведение конкурса «Папа
может, папа может всё, что угодно», оформление выставки работ «Мой папа
– мой герой», организация совместной деятельности с детьми в детском саду:
строительство кормушек, скворечников для птиц;
- проведение совместных физкультурно-оздоровительных праздников и
развлечений;
- активное участие в конкурсах, организованных учреждением;
- разработка и реализация совместных проектов ;
Алгоритм взаимодействия:
- Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на
здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических
знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике
физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными
системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и
закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные
закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение
дыхательных упражнений и т. п.
- Работа с родителями включает проведение теоретико-практических
семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность,
питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий,
семейных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых
дверей и других мероприятий.
- Работа с дошкольниками по здоровье сбережению направлена на
формирование у них адекватных представлений об организме человека (о
строении собственного тела), на осознание ими ценности своей жизни и
жизни другого человека, на формирование потребности в физическом и
нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на
привитие навыков профилактики и гигиены, на формирование умения
предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков,
оптимистического миро- и самоощущения, умения сочувствовать,
сопереживать.
Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи
семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих
социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок -
родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.
Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа ДОУ
повышение ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни
дошкольников будет эффективной, если
- она будет строиться на основе сотрудничества;
- методы работы с родителями будут способствовать их личной
заинтересованности в её результатах.