Напоминание

Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в тесном взаимодействии с родителями.


Автор: Татьяна Александровна Аверина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27 " Росинка"
Населённый пункт: город Междуреченск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в тесном взаимодействии с родителями.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у

дошкольников в тесном взаимодействии с родителями ( законными

представителями ) воспитанников.

Проблема формирования культуры здоровья у детей дошкольного

возраста очень актуальна, своевременна и достаточна сложна. Каким

образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как

укрепить и сохранить здоровье наших детей, как привить привычки

здорового образа жизни – эти беспокоят вопросы сегодня всех педагогов.

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека.

Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых

задач в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только

здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст

является решающим в формировании фундамента физического и

психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь

развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в

этот период идет интенсивное развитие органов и становление

функциональных систем организма, закладываются основные черты

личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических,

социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи

и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо

без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и

непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и

семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей

дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и

психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное

доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их

воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические

исследования (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева)

показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах

дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые

функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя

полноценного развития ребенка-дошкольника.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания

дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух

социальных институтов – детского сада и семьи. «Родители являются

первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», - гласит

Закон РФ «Об образовании».

Таким образом, одной из главных задач в работе детского сада является

организация совместной работы с родителями по формированию у детей

устойчивого интереса к физической культуре, ценностного отношения к

своему здоровью. Не вызывает сомнения, что оздоровление и укрепление

здоровья детей может быть достигнуто лишь совместными

координированными усилиями педагогов, медицинских работников,

родителей и узких специалистов. Наш коллектив постоянно находится в

поиске эффективных форм работы с родителями с целью вовлечения их в

совместную деятельность.

Здоровый образ жизни в нашем исследовании - это активная форма

поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического

здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его

максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат

в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и

ребенку; это правильное организованное питание, использование физических

упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно

правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к

вредным привычкам.

Под формированием здорового образа жизни мы понимаем специально-

организованный педагогический процесс, способствующий гармонизации

индивидуальности личности с позиций здоровьесбережения.

Нами разработаны формы тесного взаимодействия ДОУ с родителями:

- в детском саду: непосредственная образовательная деятельность - открытая

для посещений родителями; развлечения и праздники, участие в городских

массовых мероприятиях «Гулливер».

- в семье по рекомендациям педагога: подвижные игры, игровые упражнения,

комплексы упражнений по профилактике осанки и плоскостопию у детей;

активный отдых всей семьёй.

Чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить

доверительные деловые контакты со всеми взрослыми – воспитателями,

родителями, специалистами детского сада, участвующими в процессе

воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.

1 этап:

просветительский – повышение педагогической грамотности родителей в

вопросах сохранения и укрепления здоровья детей ознакомления их с

основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду:

- подбор методических рекомендаций по созданию здоровье сберегающей

среды: «Как вырастить здорового ребёнка», «Спортивный уголок дома»,

«Игры перед сном».

- подбор литературы по ЗОЖ: организация выставки книг, размещение

консультаций на сайте детского сада.

- тиражирование положительного опыта семейного воспитания в

формировании ЗОЖ и участия в совместной проектной деятельности по

здоровьесбережению детей- подготовка к конкурсной программе "Вся семья

вместе, так и душа на месте".

2этап: совместнодеятельностный:

- формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми;

- подчеркивание роли отца в воспитании детей: проведение конкурса «Папа

может, папа может всё, что угодно», оформление выставки работ «Мой папа

– мой герой», организация совместной деятельности с детьми в детском саду:

строительство кормушек, скворечников для птиц;

- проведение совместных физкультурно-оздоровительных праздников и

развлечений;

- активное участие в конкурсах, организованных учреждением;

- разработка и реализация совместных проектов ;

Алгоритм взаимодействия:

- Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на

здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических

знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике

физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными

системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и

закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные

закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение

дыхательных упражнений и т. п.

- Работа с родителями включает проведение теоретико-практических

семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность,

питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий,

семейных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых

дверей и других мероприятий.

- Работа с дошкольниками по здоровье сбережению направлена на

формирование у них адекватных представлений об организме человека (о

строении собственного тела), на осознание ими ценности своей жизни и

жизни другого человека, на формирование потребности в физическом и

нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на

привитие навыков профилактики и гигиены, на формирование умения

предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков,

оптимистического миро- и самоощущения, умения сочувствовать,

сопереживать.

Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи

семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих

социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок -

родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа ДОУ

повышение ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни

дошкольников будет эффективной, если

- она будет строиться на основе сотрудничества;

- методы работы с родителями будут способствовать их личной

заинтересованности в её результатах.



В раздел образования