Автор: Локтионова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7
Населённый пункт: город Тимашевск, Краснодарский край
Наименование материала: статью
Тема: Формирование интереса к математике с помощью занимательной математики.
Раздел: дошкольное образование
Формирование интереса к математике с помощью занимательной
математики.
(консультация для воспитателей)
Воспитатель: Локтионова Т. В.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность
заложена
в
них
от
рождения.
Формирование
у
дошкольников
познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения
ребёнка в детском саду.
Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности,
направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как
показывают исследования, подлинный познавательный интерес является
основой учебной деятельности, так как:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышет качество мыслительной деятельности, активность в
учении, благоприятствует формированию способностей;
- создаёт более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех
мыслительных процессов.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка дошкольника
является изучение математики в детском саду.
Отмечено, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к
ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребёнок
заинтересован деятельностью.
Большой интерес вызывают у ребят задачи на смекалку, головоломки,
занимательные игры. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в
преобразовании фигур, перекладывая палочки и другие предметы по
заданному
образцу,
по
собственному
замыслу.
В
таких
занятиях
формируются
важные
качества
личности
ребёнка:
самостоятельность,
наблюдательность,
находчивость,
сообразительность,
вырабатывается
усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занимательный математический материал рассматривается как одно из
средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на
занятиях и вне их.
Такой материал можно
включать в основную часть занятия по
формированию
элементарных
математических
представлений
или
использовать
в конце его, когда наблюдается снижение умственной
деятельности детей.
Так головоломки целесообразны при закреплении
представлений о
геометрических фигурах, их преобразовании.
Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению
арифметических
задач,
действий
над
числами,
при
формировании
представлений о времени.
В самом начале занятия, в старшей и подготовительной к школе группах,
оправдывает себя использование
несложных
математических задач в
качестве «умственной гимнастики».
Занимательные математические игры воспитатель может использовать и
для организации самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать
свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате,
проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную
деятельность
ребёнка,
развивает
у
него
качества,
необходимые
для
профессионального мастерства, в какой бы сфере он ни трудился.
Разнообразный
элементарный
занимательный
материал
можно
классифицировать, выделив в нём условно три группы:
развлечения;
математические игры и задачи;
развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Основанием для выделения таких групп является характер и назначение
того или иного вида.
Занимательный математический материал:
это развлечения (загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки,
математические фокусы).
Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех»,
«Вьетнамская игра» и т. д.
Математические игры, логические задачи и упражнения (шашки, шахматы,
словесные и т. д.)
Дидактические игры и упражнения ( с наглядными материалами, словесные
игры).
В детском саду в утреннее и вечернее время, можно проводить игры
математического содержания (словесные и с использованием пособий),
настольно – печатные, такие как «Домино фигур», составь картинку»,
«Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото»,
«Найди пару»,
игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа
доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и
игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.
Для стимуляции коллективных игр, творческой деятельности необходимо
использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётных
палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных
фигур.
Организация уголка занимательной математики, возможна в группах
начиная со среднего дошкольного возраста. В уголке
размещается
разнообразный занимательный материал, с тем чтобы, каждый из детей смог
выбрать для себя игру. Это настольно – печатные игры, игры для развития
логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат:
«Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы» и др.; головломки; логические
задачи и кубики, лабиринты; игры на составление игры на составление
целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов
фигур; игры на передвижение.
Все они интересны и занимательны. В настоящее время во многих детских
журналах
и
газетах
имеются
рубрики,
в
которых
сосредоточен
занимательный материал.