Авторы: Черноголовина Татьяна Григорьевна, Худякова Наталья Вениаминовна
Должность: преподаватель латинского языка, преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, колледж
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Изучение иностранных языков как радость – обобщение опыта педагогической деятельности преподавателей иностранных языков
Раздел: среднее профессиональное
Изучение иностранных языков как радость – обобщение опыта
педагогической деятельности преподавателей иностранных языков
Черноголовина Татьяна Григорьевна, преподаватель латинского языка
Худякова Наталья Вениаминовна, преподаватель английского языка
ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, колледж
Сегодня обязательное знание иностранных языков стало реальным
требованием времени. Обучение иностранному языку – это один из основных
элементов
системы
профессиональной
подготовки
на
всех
уровнях
образования. Всем известно, что английский язык давно стал языком
международного
сотрудничества
и
основным
языком
международных
конференций и симпозиумов. Он незаменим, как средство общения в
постоянно расширяющемся процессе обмена опытом с зарубежными
странами. Изучение английского языка позволяет получать доступ к самым
современным материалам в области медицины, как в виде печатной
продукции, так и в электронном варианте. Неудивительно, что изучению
языка отводится значительная роль в решении общеобразовательных задач,
повышении
культурного
уровня
личности
студента,
его
дальнейшем
развитии и самосовершенствовании. Если мы хотим открыть для себя мир и
открыть миру себя, то иностранный язык нам всем просто необходим.
Изучение иностранного языка, является весьма трудоёмким процессом,
требующим овладением лексической, грамматической и фонетической
сторонами речевой деятельности, которые неразрывно связаны в процессе
говорения, а также чтением, письмом и аудированием. Эти умения
необходимы для успешной коммуникации и адаптации в международном
сообществе. Принимая во внимание большой объём подлежащих усвоению
знаний, возможные трудности при овладении фонетикой и грамматикой
языка, преподаватели иностранных языков прилагают усилия для того, чтобы
изучение
языка
не
превратилось
в
скучный,
монотонный
процесс
механического заучивания слов и правил. Преподаватели находятся в
постоянном поиске эффективных форм и методов организации учебного
процесса, используют технические средства обучения, чтобы сохранить
интерес студентов к дисциплине с первого до последнего занятия, создать
атмосферу поиска, творчества, открытий на каждом занятии, превратить
изучение
иностранного
языка
в
радость.
Все
понимают,
что
чем
разнообразнее методы и отобранные учебные материалы, чем больше
увлекательных и захватывающих заданий, которые требуют напряжения сил,
но дают хорошие возможности студентам достичь успеха, тем больше
удовольствия они получат в своём путешествии в страну новых знаний.
Так как в последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе
в организации учебного процесса, то преподаватели иностранных языков
колледжа
организуют
самостоятельную
работу
студентов,
учитывая
основные
тенденции
в
развитии
современной
методики
обучения
иностранным
языкам:
коммуникативную
направленность,
активизацию
речемыслительной деятельности студентов в процессе овладения языком как
средством общения, повышения мотивации учения, индивидуальный подход
к обучаемым и развитие интереса к дисциплине.
Принимая во внимание тот факт, что в
современной системе
профессионального образования главным критерием его качества становится
компетентность специалиста, преподаватели нашего колледжа используют
такие формы и методы обучения, которые способствуют формированию
ключевых компетентностей учащихся. Наиболее эффективными в плане
развития ключевых компетентностей являются коммуникативный, игровой,
групповой, проблемный, проектный методы обучения, а также ролевые игры
и использование опор. Именно эти методы позволяют активизировать
познавательную деятельность студентов, развивать интерес к предмету,
формировать самостоятельность и творческое отношение к изучаемому
материалу
и
сопровождать
учебный
процесс
радостью
открытий
и
удовлетворением от достижения целей.
При коммуникативном методе обучение иностранному языку происходит
через общение. Это означает практическую ориентацию заданий. Каждый
студент осознает, что может дать лично ему практическое владение языком.
Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций и проблем
общения, в ходе которых студенты моделируют реальную деятельность
человека. На занятиях преподаватели используют речевые упражнения,
которые лежат в основе данного метода. При выполнении таких упражнений
учащиеся
решают
речемыслительные задачи.
Они используются
при
пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для комментирования
каких-то событий.
В желании усилить познавательный интерес студентов, облегчить сложный
процесс учения, создать условия для формирования творческой личности
преподаватели иностранных языков нашего колледжа часто обращаются к
игровому методу и ролевым играм. Игровая деятельность используется в
самых разных целях: при введении и закреплении знания лексики и моделей
языка, для формирований умений устной речи и общеучебных умений,
развития творческих способностей. Прочное место в арсенале методических
приёмов занимают упражнения типа «прочитайте по ролям», «инсценируйте
диалог». Учащихся привлекает состязательный элемент и некое таинство
игры (желание найти ответ); удовольствие, полученное от игры, создает
комфортное состояние на занятиях по иностранному языку и усиливает
желание его изучать.
Для объяснения нового материала, организации общения на иностранном
языке, организации самостоятельной работы студентов преподаватели часто
используют различные картинки, предметы, схемы в качестве опор.
Студенты работают с лексико-грамматическими таблицами, в которых
сгруппированы новые слова и грамматические явления, необходимые для
усвоения на занятии. Оперируя словами, данными в таблице, для выражения
собственного мнения,
студенты
совершенствуют свои
лексические и
грамматические умения. Они самостоятельно составляют опоры к текстам,
которые используют впоследствии для пересказов. Составление разных
видов опор предназначены для самостоятельной работы, они стимулируют
мыслительную
деятельность
студентов,
помогают
им
строить
самостоятельные высказывания, повышают мотивацию к изучению языка.
Преподаватели также применяют групповое обучение на занятиях
формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом,
при изучении нового материала или при повторении и активизации уже
пройденного. Среди популярных приёмов такие, как «интервью», «поиск
пары». Преподаватели иностранных языков стараются вовлечь студентов в
активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия
каждого и собственные действия.
Для развития активного самостоятельного мышления и интереса к
изучению иностранных языков преподаватели нашего колледжа опираются
на метод проектной методики. Вовлекая студентов в работу над проектами,
преподаватели
предоставляют им возможность для самовыражения и
проявления
своих
творческих
способностей.
Под
руководством
преподавателей
они
разрабатывают
творческие
проекты
по
таким
актуальным темам, как «Здоровое питание», «Экология окружающей среды»,
«Профилактика
курения»
и
т.д.
Используя
данный
вид
работы,
преподаватели создают студентам условия для применения своих знаний в
реальных жизненных ситуациях.
Процесс изучения иностранного языка как радость во многом зависит от
умения преподавателя общаться со своими студентами на занятии. Это
умение определяет морально-психологический климат в аудитории, усвоение
студентами нравственных норм, их настроение, психическое здоровье и
увлеченность
предметом.
Преподаватели
иностранных
языков
нашего
колледжа
совершенствуют
стили
педагогического
общения,
чтобы
стимулировать активность студентов и вдохновлять их. Они стараются
творчески подходить к организации учебного процесса, чтобы он приносил
учащимся радость и удовлетворение. Преподаватели выстраивают свои
занятия таким образом, чтобы студентам хотелось выполнять различные
виды работ, с удовольствием изучать новый материал, используя уже
накопленные
знания,
проявляя
своё
творчество.
В
педагогической
деятельности
преподавателей
колледжа
есть
опыт
проведения
нетрадиционных
уроков:
занятий-турниров,
на
которых
предлагаются
ребусы, чайнворды, кроссворды для систематизации и обобщения знаний по
темам; занятий - КВН для повторения определённых тем; занятий-конкурсов,
которые проводятся после изучения какой-либо темы или раздела.
Принимая во внимание разный уровень подготовки студентов по
дисциплине иностранный язык, преподаватели колледжа используют в своей
работе задания разного уровня сложности в соответствии с возможностями
студентов. При таком подходе менее подготовленные студенты не чувствуют
себя ущемлёнными, а у более подготовленных не пропадает интерес к
занятиям. В результате студенты с относительно низким уровнем знаний
приобретают дополнительную мотивацию к учебе. Индивидуальный подход
предполагает поощрение даже небольших достижений учащихся в изучении
иностранного языка.
Учебный процесс организуется преподавателями с учётом необходимости
формирования личности, способной в дальнейшем реализовывать идеи
здорового образа жизни на практике и нести ответственность за своё
здоровье и здоровье других людей. Особенное значение этот фактор
приобретает в процессе воспитания будущего медицинского работника.
Одним из важнейших путей решения этой задачи явилось проведение
научно-практической
конференции с целью
формирования
мотивации
студентов к здоровому образу жизни.
Важная роль в учебном процессе отводится внеаудиторной работе. Это
делается для того, чтобы иностранный язык перестал восприниматься
студентами только в рамках занятия и превратился из учебной дисциплины в
средство общения, развлечения и познания. Атмосфера непринуждённости,
естественно
возникающая
на
таких
мероприятиях,
приводит
к
раскрепощению
студентов,
раскрытию
их
творческого
потенциала
и
формированию у них навыка получения радости от процесса учёбы.
Совершенствуется способность студентов созидать, развивается креативное
мышление,
лидерские
качества
и
способность
работать
в
команде.
Формируется
личность,
обладающая
социально-психологической
компетентностью.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преподаватели
иностранных языков осознают свою значимость, как в процессе обучения,
так и в том, как этот процесс будет организован, как будут распределены
роли между преподавателем и студентами, насколько самостоятельными и
активными будет сами студенты, насколько интересными, увлекательными и
продуктивными будут задания и насколько процесс обучения будет
приносить ребятам радость и удовольствие. Преподаватели иностранных
языков
вносят
свой
вклад
в
формирование
личности,
способной
к
саморазвитию, мотивированной на совершенствование своих знаний и
навыков, творчески проявляющей себя в социуме.
Библиографический список
1.
Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология
в схемах и комментариях: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-221 с
2.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации
учения. М.,1993. -183с.
3.
Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога
в учебном процессе. Ярославль: Академия развития, 2001.-221с.
4.
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
М., 1995. -148с.
5.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T. 1. М.: Мир, 1986. -450