Напоминание

Развития речи


Автор: Вечканова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад
Населённый пункт: Амурская область с. Ивановка
Наименование материала: Конспект
Тема: Развития речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции

сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные

средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным,

обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным

признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с

различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова,

сходные по звучанию и ритму.

Материал. Картинки с изображением лисы.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый — это про кого

загадка?» (Про лису.) Показывает детям несколько картинок с изображением лисы:

«Когда вы были в старшей группе, мы с вами рассматривали разные картинки. Сейчас вы

можете взять любую картинку и сказать, какая у вас лиса. Если у одного лиса рыжая, то у

другого еще... у кого-то лиса красивая, а у кого-то еще...»

Воспитатель выразительно рассказывает сказку «Лиса и козел». Задает вопросы:

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Как она начинается? заканчивается?

— Какою показана лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какою еще

изображена лиса?

— А какой в сказке козел? Почему вы думаете, что он такой?

— Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

— Послушайте сказку еще раз,— предлагает воспитатель,— потом вы будете ее

рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.

Заслушиваются 3—4 пересказа.

Можно предложить детям пересказать сказку по ролям (или группой — «командой»).

Дети дают оценку пересказам товарищей. Если они затрудняются, воспитатель делает это

сам, обращая их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций

в диалоге, использование образных слов и выражений из текста.

Воспитатель обращается к детям:

— Вы интересно и выразительно рассказали сказку. Давайте еще раз подумаем, какой был

козел. Какими словами можно о нем сказать? (Недогадливый, глупый, неумный, невни-

мательный и т. п.)

— Какою была лиса? (Рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая.)

— Какие слова, которые вы сказали о козле и лисе, можно использовать, говоря о

человеке?

— Какой был колодец? (Глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий.)

— Что еще можно назвать «холодным»? (Снег, лед, воздух, ветер...)

— А что можно назвать «холодная»? (Зима, снежинка, сосулька, льдинка...)

— Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, глубокий, прозрачный — это река или

ручей?.. Голубая, стеклянная, хрупкая — это блюдце или чашка?

Проводя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы дети четко произносили окончания,

правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Воспитатель предлагает выучить скороговорку о лисе: «Бежит лиса по шесточку. Лизни,

лиса, песочку». Воспитатель, а затем дети произносят скороговорку громко, умеренно,

тихо, шепотом.

Можно дать детям задание придумать рифму к словам «Ты, лисичка, где гуляла?» (На

лужайке танцевала; под кусточком отдыхала и т. п.) Наиболее удачное двустишие все

повторяют громко, тихо, шепотом.



В раздел образования