Напоминание

Формирование у детей осознанного безопасного поведения на дороге.


Автор: Гнатив Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Росток
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей осознанного безопасного поведения на дороге.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей осознанного безопасного поведения на

дороге.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из ключевых проблем в системе

дошкольного образования. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек

сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его

здоровью и жизни. Основная задача взрослых привить детям культуру безопасного

поведения. Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность

поведения

с

людьми

-

все

это

составляющие

общей

культуры

безопасности.

Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в

дорожно-транспортном процессе. В нашем городе сотрудниками ГИБДД

проводится

огромная профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного

травматизма. Но, несмотря на это, ситуация с детским травматизмом остаётся крайне

опасной и тяжёлой. Дети являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, а

происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует психологическая

реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно

открывать

что-то

новое,

несформированность

эмоциональной

и

волевой

сфер,

способствуют тому, что ребёнок, оказавшийся в неожиданной для него ситуации, на улице

города

подвергает

опасности

не

только

своё

здоровье,

но

и

жизнь.

Актуальность проблемы безопасного поведения детей на дороге обусловлена

необходимостью поиска эффективных методов педагогической работы. Как сделать так,

чтобы

и

взрослые

были

спокойны,

и

дети

находились

в

безопасности?

Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в игровой

форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города носит плановый

характер.

На протяжении многих лет в нашем ДОУ реализуется программа «Основы

безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой,

Р.В. Стеркиной, одним из направлений которой является раздел « Ребенок на улице»,

содержание которого следующее:

1. Устройство проезжей части, «зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

2.Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

3.Правила езды на транспортных средствах ( велосипед, самокат).

4. О работе ГИБДД ( милиционер - регулировщик).

5. Правила поведения в транспорте.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного

поведения мы проводим данную работу системно, весь учебный год при гибком

распределении программного материала в форме специально организованных занятий по

развитию речи и ознакомлению с окружающим, изобразительной, конструктивной

деятельности, ручному труду согласно перспективного, тематического и календарного

планирования.

Работая над этой темой, ставили следующие задачи:

1.Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2.Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного

восприятия окружающей обстановки.

3.Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно

меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД, следует иметь в

виду три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: ребёнок -

пешеход, ребенок – пассажир городского транспорта, ребёнок – водитель детских

транспортных

средств.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах охватывает

все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через

продуктивную

деятельность

и затем

реализовал

в играх

и повседневной

жизни

за пределами детского сада. Работа эта не выделяется в самостоятельный раздел, а входит

во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

организованные формы обучения на занятиях,

совместная деятельность взрослого и ребенка,

самостоятельная деятельность ребенка,

воспитание навыков поведения,

ознакомление с окружающим,

развитие речи,

ознакомление с художественной литературой,

конструирование,

изобразительное искусство,

игра.

Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы

необходимые условия: уголки по правилам дорожного движения и информационные

ширмы для родителей, изготовлены дидактические пособия при помощи родителей.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения используются

дидактические игры:

« Школа автомобилиста», « Светофор», « Знаки на дорогах»,

«Внимание дорога», настольно-печатные игры: « Улицы города», « Уроки Светофорика».

Очень любят дети подвижные игры.

По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД можно условно

классифицировать на:

1.

Игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика:

«Ловкий пешеход», « Делай, как я», « Наш друг светофор», эстафета: «Красный,

желтый, зеленый»

2.

Игры, формирующие представления о знаках дорожного движения: « Выполни

поручение», « Угадай знак», « Что нам скажет дорожный знак».

3.

Игры, формирующие представление об элементах дороги, об участках дорожного

движения и правилах их поведения: « Кто быстрее?», « Гараж», « Как проехать?»

4.

Комплексные игры - занятия, включающие в себя элементы нескольких или всех

игр: « « Дорожное - не дорожное слово», « Разгадай загадку, покажи отгадку»,

«Найди безопасный путь», игра - соревнование « Быстрые автомобили».

Для системной и эффективной работы с детьми составлены картотеки книг

по правилам дорожного движения, подвижных, дидактических игр.

Для самостоятельных игр детей в группе изготовлены пособия: макеты улиц, схемы

прилегающей территории, напольные дорожные знаки, макеты улиц и дорог, атрибуты к

сюжетно - ролевым играм.

Очень важно научить детей не только знать правила, но и пользоваться этими знаниями на

практике.

В работе так же используются разнообразные формы обучения правилам дорожного

движения: беседы, прогулки, целевые экскурсии, праздники и развлечения, сюжетно-

ролевые игры, решение ситуаций на макете улицы, конкурсы, викторины, выставки.

В ход мероприятий обязательно включаются элементы тематической

корригирующей гимнастики с различными предметами атрибутами (жезлы, дорожные

знаки, машинки и т.п.), способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Для анализа опасной ситуации на дороге педагогами используется разнообразный

наглядный материал и ТСО: макеты, альбомы, слайды, диафильмы, детская художественная

литература.

Воспитатели организовывают наблюдения за пешеходами, транспортом, создают

проблемные ситуации на планшетах, схемах и обсуждают их с детьми; закрепляют знания

правил дорожного движения при рассматривании картин, чтении специально подобранной

художественной литературы, во время подвижных и сюжетно-ролевых игр.

Популярными стали проводимые в детском саду музыкальные викторины, клубы

веселых и находчивых, игры «Поле чудес» и «Счастливый случай», конкурс «Лучший

пешеход». Здесь дошкольники соревнуются в своих знаниях по ПДД. Вся работа с детьми

по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в

тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой,

определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. В семье происходит

становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые

навыки общения. Значимость семейного воспитания в том, что оно осуществляется

постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных

контактов между родителями и детьми. Поэтому родители первые помощники-союзники в

воспитании у ребенка сознательного безопасного поведения на улицах города. Прежде

всего в группе объяснили родителям важность этой темы-проблемы. Для этого проводили

родительские собрания, организованные в форме «круглого» стола: « Как научит ребенка

безопасному поведению на улице», вечера вопросов и ответов: « Проверь себя». На

собраниях с родителями использовали дискуссии, ситуативные задания на темы «

Дорожная грамотность». Обсуждались вопросы: о поведении детей в общественном

транспорте, как научить ребенка безопасному поведению на улице, о том, что пример

родителей один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного

поведения на улице.

Использовали наглядную агитацию - это папку-передвижку «Советуем почитать»,

где

советовали

родителям,

как

вести

себя

на

дороге;

проводили

консультации:

«Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов», « Улица глазами ребенка».

Была организована встреча детей с папой воспитанника - инспектором дорожного

движения, который провел с детьми беседу» Знаете ли вы правила дорожного движения?»

Проведено развлечение с участием детей и родителей « Путешествие с Светофорию».

Интересной формой работы стало написание сочинения родителями: « Когда я иду

по улице с дочерью или сыном, то я…»

В результате всей проделанной работы достигли положительных результатов: дети знают

правила дорожного движения, умеют ими пользоваться. Родители рассказывают, что в

выводные дни, когда дети вместе с родителями гуляют по городу, дети сами рассказывают

родителям, как поступать в той или иной ситуации.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного

движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных

особенностей дают положительные результаты.

Литература:

Н.С.Голицына, С.В. Люзина, Е.Е.Бухарова – «ОБЖ для старших дошкольников»

Издательство: «Скрипторий» 2003 год

С.Н.Черепанова «Правила дорожного движения в ДОУ»

Издательство: «Скрипторий» 2003 год

О.А.Скоролупова-«Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми

старшего дошкольного возраста»

Издательство: «Скрипторий» 2007 год



В раздел образования