Автор: Гнатив Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Росток
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей осознанного безопасного поведения на дороге.
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей осознанного безопасного поведения на
дороге.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из ключевых проблем в системе
дошкольного образования. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек
сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его
здоровью и жизни. Основная задача взрослых привить детям культуру безопасного
поведения. Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность
поведения
с
людьми
-
все
это
составляющие
общей
культуры
безопасности.
Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в
дорожно-транспортном процессе. В нашем городе сотрудниками ГИБДД
проводится
огромная профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма. Но, несмотря на это, ситуация с детским травматизмом остаётся крайне
опасной и тяжёлой. Дети являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, а
происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует психологическая
реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно
открывать
что-то
новое,
несформированность
эмоциональной
и
волевой
сфер,
способствуют тому, что ребёнок, оказавшийся в неожиданной для него ситуации, на улице
города
подвергает
опасности
не
только
своё
здоровье,
но
и
жизнь.
Актуальность проблемы безопасного поведения детей на дороге обусловлена
необходимостью поиска эффективных методов педагогической работы. Как сделать так,
чтобы
и
взрослые
были
спокойны,
и
дети
находились
в
безопасности?
Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в игровой
форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города носит плановый
характер.
На протяжении многих лет в нашем ДОУ реализуется программа «Основы
безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой,
Р.В. Стеркиной, одним из направлений которой является раздел « Ребенок на улице»,
содержание которого следующее:
1. Устройство проезжей части, «зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
2.Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
3.Правила езды на транспортных средствах ( велосипед, самокат).
4. О работе ГИБДД ( милиционер - регулировщик).
5. Правила поведения в транспорте.
Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного
поведения мы проводим данную работу системно, весь учебный год при гибком
распределении программного материала в форме специально организованных занятий по
развитию речи и ознакомлению с окружающим, изобразительной, конструктивной
деятельности, ручному труду согласно перспективного, тематического и календарного
планирования.
Работая над этой темой, ставили следующие задачи:
1.Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2.Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного
восприятия окружающей обстановки.
3.Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД, следует иметь в
виду три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: ребёнок -
пешеход, ребенок – пассажир городского транспорта, ребёнок – водитель детских
транспортных
средств.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах охватывает
все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через
продуктивную
деятельность
и затем
реализовал
в играх
и повседневной
жизни
за пределами детского сада. Работа эта не выделяется в самостоятельный раздел, а входит
во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
организованные формы обучения на занятиях,
совместная деятельность взрослого и ребенка,
самостоятельная деятельность ребенка,
воспитание навыков поведения,
ознакомление с окружающим,
развитие речи,
ознакомление с художественной литературой,
конструирование,
изобразительное искусство,
игра.
Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы
необходимые условия: уголки по правилам дорожного движения и информационные
ширмы для родителей, изготовлены дидактические пособия при помощи родителей.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения используются
дидактические игры:
« Школа автомобилиста», « Светофор», « Знаки на дорогах»,
«Внимание дорога», настольно-печатные игры: « Улицы города», « Уроки Светофорика».
Очень любят дети подвижные игры.
По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД можно условно
классифицировать на:
1.
Игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика:
«Ловкий пешеход», « Делай, как я», « Наш друг светофор», эстафета: «Красный,
желтый, зеленый»
2.
Игры, формирующие представления о знаках дорожного движения: « Выполни
поручение», « Угадай знак», « Что нам скажет дорожный знак».
3.
Игры, формирующие представление об элементах дороги, об участках дорожного
движения и правилах их поведения: « Кто быстрее?», « Гараж», « Как проехать?»
4.
Комплексные игры - занятия, включающие в себя элементы нескольких или всех
игр: « « Дорожное - не дорожное слово», « Разгадай загадку, покажи отгадку»,
«Найди безопасный путь», игра - соревнование « Быстрые автомобили».
Для системной и эффективной работы с детьми составлены картотеки книг
по правилам дорожного движения, подвижных, дидактических игр.
Для самостоятельных игр детей в группе изготовлены пособия: макеты улиц, схемы
прилегающей территории, напольные дорожные знаки, макеты улиц и дорог, атрибуты к
сюжетно - ролевым играм.
Очень важно научить детей не только знать правила, но и пользоваться этими знаниями на
практике.
В работе так же используются разнообразные формы обучения правилам дорожного
движения: беседы, прогулки, целевые экскурсии, праздники и развлечения, сюжетно-
ролевые игры, решение ситуаций на макете улицы, конкурсы, викторины, выставки.
В ход мероприятий обязательно включаются элементы тематической
корригирующей гимнастики с различными предметами атрибутами (жезлы, дорожные
знаки, машинки и т.п.), способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Для анализа опасной ситуации на дороге педагогами используется разнообразный
наглядный материал и ТСО: макеты, альбомы, слайды, диафильмы, детская художественная
литература.
Воспитатели организовывают наблюдения за пешеходами, транспортом, создают
проблемные ситуации на планшетах, схемах и обсуждают их с детьми; закрепляют знания
правил дорожного движения при рассматривании картин, чтении специально подобранной
художественной литературы, во время подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Популярными стали проводимые в детском саду музыкальные викторины, клубы
веселых и находчивых, игры «Поле чудес» и «Счастливый случай», конкурс «Лучший
пешеход». Здесь дошкольники соревнуются в своих знаниях по ПДД. Вся работа с детьми
по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в
тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой,
определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. В семье происходит
становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые
навыки общения. Значимость семейного воспитания в том, что оно осуществляется
постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных
контактов между родителями и детьми. Поэтому родители первые помощники-союзники в
воспитании у ребенка сознательного безопасного поведения на улицах города. Прежде
всего в группе объяснили родителям важность этой темы-проблемы. Для этого проводили
родительские собрания, организованные в форме «круглого» стола: « Как научит ребенка
безопасному поведению на улице», вечера вопросов и ответов: « Проверь себя». На
собраниях с родителями использовали дискуссии, ситуативные задания на темы «
Дорожная грамотность». Обсуждались вопросы: о поведении детей в общественном
транспорте, как научить ребенка безопасному поведению на улице, о том, что пример
родителей один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного
поведения на улице.
Использовали наглядную агитацию - это папку-передвижку «Советуем почитать»,
где
советовали
родителям,
как
вести
себя
на
дороге;
проводили
консультации:
«Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов», « Улица глазами ребенка».
Была организована встреча детей с папой воспитанника - инспектором дорожного
движения, который провел с детьми беседу» Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Проведено развлечение с участием детей и родителей « Путешествие с Светофорию».
Интересной формой работы стало написание сочинения родителями: « Когда я иду
по улице с дочерью или сыном, то я…»
В результате всей проделанной работы достигли положительных результатов: дети знают
правила дорожного движения, умеют ими пользоваться. Родители рассказывают, что в
выводные дни, когда дети вместе с родителями гуляют по городу, дети сами рассказывают
родителям, как поступать в той или иной ситуации.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного
движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных
особенностей дают положительные результаты.
Литература:
Н.С.Голицына, С.В. Люзина, Е.Е.Бухарова – «ОБЖ для старших дошкольников»
Издательство: «Скрипторий» 2003 год
С.Н.Черепанова «Правила дорожного движения в ДОУ»
Издательство: «Скрипторий» 2003 год
О.А.Скоролупова-«Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми
старшего дошкольного возраста»
Издательство: «Скрипторий» 2007 год