Напоминание

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ


Автор: Галина Анатольевна Морозова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБОУ СОШ с. Бугульчан-д/с
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Куюргазинский район с.Бугульчан
Наименование материала: статья
Тема: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ

Морозова Г.А.,

старший воспитатель

филиала МБОУ СОШ

с.Бугульчан – детский сад

«Россияночка» муниципального

района, Куюргазинский район

Республики Башкортостан

Для качественного обновления общества необходимым условием является

умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом

зависит

от

построения

образовательного

процесса.

Большинство

существующих

образовательных

программ

дошкольного

образования

ориентировано на передачу детям необходимой суммы знаний, на их

количественный

прирост.

Однако

умение

использовать

информацию

определяется развитостью приемов мышления и, в ещё большей мере, степенью

их оформленности в систему [1].

На протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются

все психические процессы, формируются сложные виды деятельности — игра,

общение со сверстниками и взрослыми, а также происходит закладка общего

фундамента познавательных способностей.

На основе исторического анализа установлено, что в отечественной

педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю

традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и

народной педагогики, ведущей моделью досуга [3].

Исследования, проведенные отечественными педагогами и психологами

Л.С.

Выготским,

Д.Б.

Элькониным,

А.Н.

Леонтьевым,

П.П.

Блонским

подтверждают, что для развития ребенка решающее значение имеет не

изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в

котором эти знания приобретаются. По мнению В.С. Мухиной, дошкольники,

будучи не в состоянии справиться с простым учебным заданием, быстро

выполняют его, если оно переводится в игру. Таким образом, игра является не

только ведущим видом деятельности дошкольника, но и эффективным

средством адекватного развития мышления ребенка.

В формировании и активизации мыслительных и психических процессов,

развитии

общения,

расширении

знаний,

огромная

роль

принадлежит

дидактической игре. Для того, чтобы понять и принять замысел игры, усвоить

игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить

предложение педагога, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют

сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов

различения, сравнения, обобщения.

Значение дидактической игры для развития мышления детей очень велико.

В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка

происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку,

подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму,

цвет и другие признаки предметов.

Сенсорное

развитие

ребенка

в

дидактической

игре

происходит

в

неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения

выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется

сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать,

делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям,

умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может

быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и

явлениях, которые составляют содержание игры.

Дидактическая

игра

делает

процесс

обучения

более

легким,

занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в

ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. И чем в большей

мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям

радость.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел.

Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.

Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало.

Например, в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том,

чтобы, ощупав рукою игрушки, находящиеся в цветном мешочке, ребенок

назвал их [4].

Каждая

дидактическая

игра

имеет

правила,

которые

обусловлены

содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень

большую роль — они определяют характер и способ действий, организуют и

направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые

в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их

оценки.

Усвоение

детьми

правил

игры

и

следование

им

содействует

воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля

в игре.

Игровые действия — очень разнообразны: в играх маленьких детей они

заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их

сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в

подражательных движениях детей и т.д.; игровые действия старших детей

сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их

последовательности, очередности.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является

финалом игры. Он выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое

доставляет игра ее участникам.

Своеобразие дидактической игры заключается в том, что взаимоотношения

воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.

Педагог является участником игры или ее организатором. Дети часто

выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и

обусловливает игровые действия. Например, в игре «Назови по описанию»

познавательное содержание заключается в том, что ребенок должен дать

описание предмета, который он хочет получить, а другой — уметь по описанию

определить требуемый предмет. Игровые действия заключаются в наблюдении,

рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети

используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль

дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для

разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности.

При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми.

Педагог помогает их исправить и преодолеть.

Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но

они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную

задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной

деятельности.

Например, в игре «Чудесный мешочек» дети имеют дело со знакомыми

игрушками, но игра обязывает дать описание игрушки, а для этого ребенок

должен внимательно ее рассмотреть. Или: детям уже известны признаки разных

времен года, но в дидактической игре «Времена года» от детей требуется

умение классифицировать те или иные явления по времени года, т. е. обобщить

конкретные явления и определить обобщающим понятием — весна, лето,

осень, зима.

Руководство игрой требует большого педагогического мастерства, и такта,

ведь, решая в игре и через игру ряд задач, педагог должен сохранить игру как

деятельность интересную, близкую детям, радующую их.

Таким образом, применение дидактических игр в педагогической работе

способствует развитию

психических

процессов

ребенка,

овладению им

различными

видами

деятельности,

формированию

познавательных

способностей, что повышает эффективность и качество образовательного

процесса в целом.

Список использованной литературы

1.

Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001.

2.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия

по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. М.: Наука, 1981.

3.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., Просвещение, 2002.

4.

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М.: Наука,

1987.

5.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей

дошкольного

возраста

/

Сост.

Л.А.Венгер,

О.М.Дьяченко.

М.:

Просвещение, 1989.



В раздел образования