Автор: Быкова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад с. Корнилово
Населённый пункт: Томская область, Томский район, с. Корнилово
Наименование материала: публикация
Тема: Игры в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Игры в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию
новообразований у ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
В зарубежной и отечественной педагогике выделились основные направления использования
игры:
1) игра для всестороннего гармоничного развития личности;
2) узко-дидактическая игра для обучения.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней
ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил
доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и
осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может
проявить свою инициативу творческую активность. Интересная игра повышает умственную
активность ребенка, именно в игре развиваются основные мышление, память, внимание, речь),
навыки общения, эмоциональноволевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками
лучше всегопсихические функции (воображение, проводить в игровой форме. Обучение же детей
младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из
них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в сочетании с
другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное
место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно
быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и
торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно вовлечь в форму игры,
чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.
Воспитательнообразовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо
другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной
и конструктивной деятельностями.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно
развивает активность и инициативу детей снарушениями в развитии, формирует навыки
самоорганизации. Существуют различные подходы к классификации детских игр:
1 группа – творческие игры;
2 группа – игры с правилами.
Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимание
окружающего. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Играя, дети
учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В
творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. Игры с
правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений,
необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти,
разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу,
но, в конечном счете, направлена на решение основных воспитательных задач.
Для всех игр с готовыми правилами характерны следующие особенности:
- наличие игрового замысла (игровая задача + игровые действия = содержание игры);
- действия и отношения участвующих люнастольные игры.де регулируются правилами;
- наличие правил и готовое содержание игры позволяет детям самостоятельно организовывать и
проводить игры;
- воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, действиях,
правилах и не является самостоятельной задачей детей.
Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие «особого» ребенка. В сюжетно-
ролевой игре он учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры
также способствует развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных игр
создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, «подвижная
игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в
игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи» .
Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не
только эстетическому воспитанию и развитию
творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а
также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.
Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими
природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и
развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в
коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и
развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических
функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти и
воображения.