Напоминание

Игры в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ


Автор: Быкова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад с. Корнилово
Населённый пункт: Томская область, Томский район, с. Корнилово
Наименование материала: публикация
Тема: Игры в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры в коррекционно-образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию

новообразований у ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

В зарубежной и отечественной педагогике выделились основные направления использования

игры:

1) игра для всестороннего гармоничного развития личности;

2) узко-дидактическая игра для обучения.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней

ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил

доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и

осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может

проявить свою инициативу творческую активность. Интересная игра повышает умственную

активность ребенка, именно в игре развиваются основные мышление, память, внимание, речь),

навыки общения, эмоциональноволевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками

лучше всегопсихические функции (воображение, проводить в игровой форме. Обучение же детей

младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из

них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в сочетании с

другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь свое определенное

место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно

быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и

торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно вовлечь в форму игры,

чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

Воспитательнообразовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо

другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной

и конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно

развивает активность и инициативу детей снарушениями в развитии, формирует навыки

самоорганизации. Существуют различные подходы к классификации детских игр:

1 группа – творческие игры;

2 группа – игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимание

окружающего. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Играя, дети

учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В

творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. Игры с

правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений,

необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти,

разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу,

но, в конечном счете, направлена на решение основных воспитательных задач.

Для всех игр с готовыми правилами характерны следующие особенности:

- наличие игрового замысла (игровая задача + игровые действия = содержание игры);

- действия и отношения участвующих люнастольные игры.де регулируются правилами;

- наличие правил и готовое содержание игры позволяет детям самостоятельно организовывать и

проводить игры;

- воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, действиях,

правилах и не является самостоятельной задачей детей.

Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие «особого» ребенка. В сюжетно-

ролевой игре он учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры

также способствует развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных игр

создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, «подвижная

игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в

игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи» .

Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не

только эстетическому воспитанию и развитию

творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а

также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими

природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и

развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в

коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и

развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических

функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти и

воображения.



В раздел образования