Автор: Пустовая Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Мбдоу
Населённый пункт: город Воркута, Республика КОМИ
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Логические блоки Дьеныша- универсальный материал для детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Логические блоки Дьёныша – универсальный
дидактический материал для детей дошкольного
возраста
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют
легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены
содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению,
в частности предматематической подготовки.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных
дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические
блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней
логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к
усвоению математики.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает,
меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися»
игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических
фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут
широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с
формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других
развивающих задач.
Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический
возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников
достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый
должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми,
следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится
каждый малыш.
Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два
упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое
(предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит
задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой
следует начать движение вперед.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени
— это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей
группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым
упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда
они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной
ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к
занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для
них трудноваты, но выполнимы [1].
Рассмотрим, как можно использовать блоки Дьенеша в каждой возрастной группе.
1 младшая группа – блоки используют в середине и в конце учебного года как
материал для игр – дети знакомятся, трогают, рассматривают, к концу года педагог
работает с блоками и карточками к ним, развивая у малышей умение оперировать
одним свойством.
А также применять эти умения не только с блоками, но и со сказочными героями,
например выполнить задание: «Кто должен прийти в гости к медведю и зайцу?»
(обращать внимание на размер пеньков).
2 младшая группа – у детей развивают умение работать с 2 свойствами
предметов и карточки используются с опорой на 2 свойства.
Например, выполнить задание: «К какому сказочному герою придет девочка, если
будет шагать:
а) только по большим камням;
б) по большим квадратным камням;
в) и по большим и по маленьким камням.
Средняя группа - уже к концу года учат детей оперировать 3 свойствами.
Воспитатель вводит в объяснительную речь детей частичку «не». Например,
решить задание: «Кто и в каком домике живет?». Или используя мелкие игрушки,
можно давать детям задание, построить дорожку, по которой будет ходить или
бегать данная игрушка. В этом случае каждому ребенку дается карточка с
символами, кодирующая 2 – 3 свойства предмета, дети должны из общей массы
(блоки Дьенеша, кубики) выбрать для постройки ему необходимые.
Старший дошкольный возраст – весь год используют карточки, позволяющие
развивать умение оперировать 3 свойствами, и концу года 4 свойствами. С
помощью блоков Дьенеша, дети получают умение строго следовать правилам при
выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не
позволяет получить верный результат. Выполнить задание по типу «Лото».
Ведущий по очереди вынимает из мешочка карточки с символами, кодирующими 3
– 4 свойства предмета. Если у играющего, он закрывает эту квартиру чистым
листом, тот, кто первым закрывает «все квартиры в этом доме», становится
ведущим [3].
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность
самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по
своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных
манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет,
размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла.
Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е.
геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться
словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».
В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков
можно предложить им следующие задания:
найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине) и т.д.
После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и
упражнениям. Игры и упражнения с логическими блоками можно играть как на
занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если их
дополнить развивающими играми и игровыми заданиями, действиями, сюжетами,
ролями и пр., то этим только поможем детям преодолевать интеллектуальные
трудности [1].
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и
действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки
зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся:
выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение,
кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».
Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной
алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в
уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах,
пространственную ориентировку[2].
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от
оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя
свойствами.
Использование блоков Дьенеша работе с дошкольниками способствует:
• Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
• Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать,
обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развитию познавательных процессов восприятия, памяти, внимания,
воображения;
• Развитию творческих способностей.
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют
легко осваивать новое. Дети включаются в решение простых творческих задач:
отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, выразить
математические отношения и зависимости любым доступным способом, что важно
при подготовке к школе.