Напоминание

"Логические блоки Дьеныша- универсальный материал для детей дошкольного возраста."


Автор: Пустовая Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Мбдоу
Населённый пункт: город Воркута, Республика КОМИ
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Логические блоки Дьеныша- универсальный материал для детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логические блоки Дьёныша – универсальный

дидактический материал для детей дошкольного

возраста

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума,

формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют

легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены

содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению,

в частности предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных

дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются логические

блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней

логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к

усвоению математики.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает,

меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися»

игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических

фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут

широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с

формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других

развивающих задач.

Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический

возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников

достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый

должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми,

следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится

каждый малыш.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два

упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое

(предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит

задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой

следует начать движение вперед.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени

— это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей

группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым

упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда

они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной

ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к

занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для

них трудноваты, но выполнимы [1].

Рассмотрим, как можно использовать блоки Дьенеша в каждой возрастной группе.

1 младшая группа – блоки используют в середине и в конце учебного года как

материал для игр – дети знакомятся, трогают, рассматривают, к концу года педагог

работает с блоками и карточками к ним, развивая у малышей умение оперировать

одним свойством.

А также применять эти умения не только с блоками, но и со сказочными героями,

например выполнить задание: «Кто должен прийти в гости к медведю и зайцу?»

(обращать внимание на размер пеньков).

2 младшая группа – у детей развивают умение работать с 2 свойствами

предметов и карточки используются с опорой на 2 свойства.

Например, выполнить задание: «К какому сказочному герою придет девочка, если

будет шагать:

а) только по большим камням;

б) по большим квадратным камням;

в) и по большим и по маленьким камням.

Средняя группа - уже к концу года учат детей оперировать 3 свойствами.

Воспитатель вводит в объяснительную речь детей частичку «не». Например,

решить задание: «Кто и в каком домике живет?». Или используя мелкие игрушки,

можно давать детям задание, построить дорожку, по которой будет ходить или

бегать данная игрушка. В этом случае каждому ребенку дается карточка с

символами, кодирующая 2 – 3 свойства предмета, дети должны из общей массы

(блоки Дьенеша, кубики) выбрать для постройки ему необходимые.

Старший дошкольный возраст – весь год используют карточки, позволяющие

развивать умение оперировать 3 свойствами, и концу года 4 свойствами. С

помощью блоков Дьенеша, дети получают умение строго следовать правилам при

выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не

позволяет получить верный результат. Выполнить задание по типу «Лото».

Ведущий по очереди вынимает из мешочка карточки с символами, кодирующими 3

– 4 свойства предмета. Если у играющего, он закрывает эту квартиру чистым

листом, тот, кто первым закрывает «все квартиры в этом доме», становится

ведущим [3].

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность

самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по

своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных

манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет,

размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла.

Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т. е.

геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться

словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков

можно предложить им следующие задания:

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине) и т.д.

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и

упражнениям. Игры и упражнения с логическими блоками можно играть как на

занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если их

дополнить развивающими играми и игровыми заданиями, действиями, сюжетами,

ролями и пр., то этим только поможем детям преодолевать интеллектуальные

трудности [1].

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и

действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки

зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся:

выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение,

кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или».

Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной

алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в

уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах,

пространственную ориентировку[2].

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от

оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя

свойствами.

Использование блоков Дьенеша работе с дошкольниками способствует:

• Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;

• Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать,

обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развитию познавательных процессов восприятия, памяти, внимания,

воображения;

• Развитию творческих способностей.

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума,

формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют

легко осваивать новое. Дети включаются в решение простых творческих задач:

отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, выразить

математические отношения и зависимости любым доступным способом, что важно

при подготовке к школе.



В раздел образования