Напоминание

"Учимся пользоваться личными местоимениями"


Автор: Ли Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ село Птичник"
Населённый пункт: ЕАО, Биробиджанский район, с. Птичник
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 4-м классе (учебно-методический комплект "Гармония")
Тема: "Учимся пользоваться личными местоимениями"
Раздел: начальное образование





Назад




Триединая дидактическая цель.

Образовательный аспект:

1.

Обобщить знания о личном местоимении как часть речи на этапе работы с копилкой знаний.

2.

Организовать деятельность учащихся по овладению умениями правильно использовать

местоимения в письменной речи через редактирование текстов.

3.

Организовать деятельность по предупреждению и устранению распространенных недостатков

детской речи: неясностью и двусмысленностью предложений, неправильным образованием

некоторых форм местоимений.

Развивающий аспект:

1.

Развивать информационную компетентность учащихся: способность добывать информацию,

перерабатывать ее в выводы, аргументировано представить вывод.

2.

Развивать умение перекодировать информацию в течение всего урока

Воспитательный аспект:

1.

Формировать интерес к русскому языку, внимательное отношение к художественному слову.

2.

Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки при работе в парах

Метод организации и осуществления познавательной деятельности:

частично-поисковый

Формы организации педагогической деятельности:

Фронтальная – на этапе актуализации знаний

Парная - на всех основных этапах работы

Индивидуальная – на этапе применения знаний

Ход урока

1.

Введение в тему. Целеполагание. Планирование. Мотивация деятельности учащихся.

Фронтальная работа. Эвристическая беседа.

Мы начнём сейчас урок…

Поприветствуем гостей –

Наших учителей.

Тихо сядем все за парты …

- Послушайте отрывок из песни. (Слушание отрывка песни Непосед «Я, ты, он, она …»)

Я, ты, он, она -

Вместе целая страна

Вместе дружная семья

В слове мы сто тысяч я.

Постановка учебной задачи.

- Слова, какой части речи встречается больше всего в этом отрывке?

- Сформулируйте тему урока. (Продолжать открывать новые знания о местоимение)

- Повторим девиз нашего урока универсальными учебными действиями:

Девиз урока.

Урок мы будем ….., изучать

Информацию из урока ….. извлекать

Точку зрения ……. высказывать

На вопросы ……., отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …….! развивать

(слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать)

- Запишем число. Классная работа. (Двадцать пятое января. Классная работа.)

- Как вы думаете, часто ли мы используем местоимения в своей речи?

- А вы знаете, что местоимений в русском языке немного, всего – 69 слов?

- Мир местоимений широк и многообразен. В своей речи мы постоянно ими пользуемся. По

частоте употребления местоимения занимают 3-е место, после существительных и глаголов.

Приём «Кластер»

- А что вы знаете о местоимении? Выполним кластер со словом местоимение.

Приём «Самооценка»

- Оцените себя, сверив записи со слайдом и с доской.

- О чём подсказывает слово - использование? (Не знаем, где и как правильно применять

местоимения в речи.)

- Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на уроке? (узнавать новое о местоимении)

- Откроем учебник на стр. 15 и прочитаем тему сегодняшнего урока. (Тема урока: «Учимся

пользоваться личными местоимениями»)

- Какую цель поставим? (Узнать правила письма и произношения местоимений в речи)

- Чтобы добиться целей урока и получить ответ на поставленный вопрос, я обратилась за помощью

к известному мультипликационному герою Почтальону Печкину. Он принёс нам из редакции

«Мультгазеты» несколько писем, которые поступили после Нового года. В письмах отправители и

корреспонденты допустили ошибки в использовании местоимений. А главный редактор не успевает

редактировать. Я согласилась им помочь.

- А чтобы отредактировать письма, что нужно знать? (Нужно самим знать, как правильно

использовать местоимения в речи.)

Контрольный вопрос урока: Как правильно использовать местоимения в речи?

- Чтобы ответить на контрольный вопрос, нужно знать:

схема:

Особенности использования

2.

Актуализация знаний по теме местоимения. Фронтальная работа.

Декодирование информации.

- Мы уже накопили некоторые знания по теме. Давайте из нашей копилки достанем знания о

местоимениях. Вы выходите к доске, берете карточку и рассказываете, какая информация в ней

зашифрована. (Раскодирование информации)

1.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не

называет их.

2.

Среди местоимений выделяется группа личных местоимений. Личные их назвали потому, что

они указывают на лицо. Местоимения бывают 1, 2 и 3 лица.

3.

Местоимения 1 лица указывают на того, кто говорит – я, мы.

4.

Местоимения 2 лица указывают на того, к кому обращаются – ты, вы.

5.

Местоимения 3 лица указывают на того, о ком говорят – он, она, оно, они.

6.

В третьем лице местоимения изменяются по родам.

7.

Местоимения изменяются по числам.

8.

Местоимения изменяются по падежам.

9.

С предлогами местоимения пишутся раздельно.

- Давайте оценим работу класса: (оценить рукой)

1) Активность класса

2) Правильность ответа

3) Чёткость ответа

- Я с вами согласна.

3.

Решение учебной задачи. Обобщение знаний. Парная работа. Анализ текста.

- Мы хорошо знаем теорию о местоимениях, можем приступить к редактированию писем.

- Возьмите жёлтый конверт. Достаньте письмо.

Ваша задача: прочитать этюд. Найти недочёты в употреблении слов и исправить их с помощью

?

?

?

местоимений.

- Что такое этюд? (Небольшое художественное произведение с элементами описания природы,

предметов, словесной зарисовкой.)

- Работаем в парах, на карточках. (Текст появляется на экране.)

Снова выпал снег. Снег шёл всю ночь и сделал деревья сказочно красивыми. Теперь деревья стоят под

кружевными накидками. Тронешь ветки деревьев, и с веток спадут белые пышные оборочки. Жалко! С

оборочками красивее!

- Какие недочеты вы заметили в этюде? (В тексте встречаются повторы слов).

- Как исправили недочеты? Прочитайте, какие предложения изменили.

Снова выпал снег. Он шёл всю ночь и сделал деревья сказочно красивыми. Теперь они стоят под

кружевными накидками. Тронешь ветки деревьев, и с них спадут белые пышные оборочки. Жалко! С

оборочками красивее!

Приём: «Обучение сообща»

- Сделайте вывод, с какой целью используются местоимения в речи? (Чтобы избежать повтора слов).

Изменяется схема на доске:

Особенности использования

- Запишите в тетради на середине строки слово – ПРАВИЛА. И на протяжении всего урока их выявим и

перечислим.

- Изобразите схему в тетради 1 пунктом. О каком правиле подсказывает эта схема?

Самооценка в листах – задании редакции.

- Оцените свою работу в задании редакции.

ФИЗМИНУТКА: Предлагаю отдохнуть.

4. Освоение новых знаний. Парная работа. Получение информации из схемы.

- Возьмите конверт зеленого цвета. Прочитайте тексты. Надо ли их редактировать?

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

Клоун подарил воздушные шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые, длинные.

- Все ли понятно? Кто был нарядным ёлка или сестра?

- У клоуна ребята получились круглыми, вытянутыми и длинными. (Тексты непонятные и даже

немного смешные.)

- Не всегда для исключения повторов можно использовать местоимения.

- Знаем ли мы правило, как исправлять такие ошибки?

Приём: «Обучение сообща»

- Рассмотрите схему (открывается второй знак вопроса), попробуйте сформулировать правило.

Сущ. Сущ.

Синоним

= Повтор

Перестроение

- Проверим себя по учебнику. Прочитайте информацию на стр. 17.

- Какой можно сделать вывод?

- Опираясь на данное правило, отредактируйте текст. Работайте в парах.

- Каким словом вы заменили местоимения? Кто использовал повторы? Кто использовал синонимы? Кто

перестроил предложения?

Повтор -

?

?

Род, число

Род, число

Самооценка в листах – задании редакции.

- Попробуем отредактировать предложенные тексты в учебнике упр. 354 (3-4).

- Кто использовал повторы? Кто использовал синонимы?

- Изобразите схему в тетради 2 пунктом. О каком правиле подсказывает схема?

5. Чтение с остановками.

- Следующее письмо пришло из деревни Простоквашино. Возьмите конверт красного цвета.

- Прочитайте, попробуйте угадать отправителя. (кот Матроскин)

- В письме кота вы найдёте новую информацию.

- Ваша задача: Сделать пометки над словами-местоимениями. Знаком случай употребления, ставим "v",

"?" – если случай для вас новый.

А у меня праздник прошёл плохо. Я был у Дяди Фёдора. У их на ёлке было много гостей. Я с ими не

хочу встречаться. Ихние дети дёргали меня за хвост. Больше я к им не пойду.

- Какие слова вы отметили «?» ?

- Какое правило не знает кот Матроскин? (правописание местоимений 3 лица)

- Какую информацию нам нужно положить ещё в копилку знаний? Напомним это правило коту

Матроскину. (Местоимения 3 лица с предлогами пишутся с буквой «н»)

- Поработайте в парах и исправьте ошибки.

- Назовите, какие слова вы исправили.

А у меня праздник прошёл плохо. Я был у Дяди Фёдора. У них на ёлке было много гостей. Я с ними

не хочу встречаться. Их дети дёргали меня за хвост. Больше я к ним не пойду.

Самооценка в листах – задании редакции.

- Кто нашёл еще одно неправильно написанное слово? (ихние)

- Кто знает правило? (Слова ихние не бывает)

- Вывод: Кот Матроскин добавил к местоимению их суффикс и окончание прилагательных. Так

образовывать местоимения нельзя.

- Открываем последний знак вопрос.

- Изобразите схему в тетради 3 пунктом. О каком правиле подсказывает схема?

Ихние их

6. Подведение итогов. Самооценка.

- Вернемся к контрольному вопросу. Как правильно использовать местоимения в речи?

- Каким словом можно заменить слово использование? (правила)

- Дополните кластер новой информацией о местоимении.

- Мы ответили на поставленную задачу урока?

- Теперь нам есть чем поделиться с корреспондентами и облегчить работу редактора «Мультгазеты».

7. Рефлексия

«Все в твоих руках»

- На листе бумаги обведите левую руку. Оцените свою работу на уроке.

- Каждый палец – ЭТО КАКАЯ – ТО позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте

галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ палец – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛТНЫЙ – по данному вопросу я получил конкретную рекомендацию.

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось).

БЕЗЫМЯННЫЙ – положительная оценка психологической атмосферы.

МИЗИНЕЦ - для меня было недостаточно данной информации.

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

8. Синквейн.

- В завершении урока составим синквейн к слову МЕСТОИМЕНИЕ.

Д/з стр. упр.



В раздел образования