Автор: Пащенко Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МГРК
Населённый пункт: г.Миасс Челябинская область
Наименование материала: Конкурсы профессионального мастерства
Тема: Социальная интеграция инвалидов в МГРК
Раздел: среднее профессиональное
Конкурсы профессионального мастерства как инструмент социальной
интеграции инвалидов в МГРК
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
Л.Н.Толстой.
Проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями
является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных и
приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере,
поскольку сегодня примерно каждый 10 житель Земли относится к данной
категории, при этом, как отмечается в специальных исследованиях, трое из
них — дети.
Шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому
что ему не выжить без них,– это и есть суть интеграции. Интеграция – это не
перемешивание и не вживление кого то «ненормального» во что то
«нормальное». Это шаг навстречу друг другу. Интеграция – это не рай для
людей с ограниченными возможностями. Ни ад, ни рай не годятся для
развития и решения жизненных задач. Когда слишком хорошо или слишком
плохо, это не развивает. Интеграция детей-инвалидов в общество – это путь в
реальную жизнь. Это обычная жизнь в нормально организованной среде.
В условиях
рыночной
экономики
особенно
возрастает
значение
профессионального мастерства квалифицированных рабочих, специалистов
среднего звена. Современный рынок труда предъявляет новые требования
к подготовке молодых специалистов. Основным условием приема на работу
сегодня
является
не только
наличие
документа
об окончании
образовательной
организации,
но и опыт
успешной
практической
деятельности по полученной специальности. Педагогические работники
профессиональной образовательной организации (ПОО) должны не только
дать теоретические и практические знания, умения, навыки выпускникам,
но и сформировать в них уверенность, позволяющую найти свое место
на рынке
труда,
подготовить
специалистов,
способных
выдержать
конкуренцию при трудоустройстве.
Для
этого
в нашем
учебном
заведении
по сложившейся
многолетней
традиции ежегодно проводятся профориентация для обучающихся с ОВЗ,
проводим мастер-классы для инвалидов Миасского городского округа.
В 2016 году три человека с ограниченными возможностями здоровья
поступили
обучаться
по
специальности
«Технология
продукции
общественного питания». Два ребенка инвалиды с детства Андреев Михаил и
Туринцева Екатерина, а Зуев Максим инвалидность приобрел в течение
жизни. На уроках работать с этими студентами трудностей не составило, они
выбрали места, там, где им было лучше видно доску и преподавателя.
В 2017 учебном году переводом из другого учебного заведения
поступает еще один ребенок инвалид детства, но уже по слуху Селенков
Николай. Опытные преподаватели перестроились в обучении этого студента,
разработав дополнительно материал для успешной работы.
Общаться помогал студент из группы поваров Кожевников Петр,
владеющий языком жестов. Общаясь, юноши подружились, и Николай не
чувствовал себя одиноким, хотя, можно отметить, что в группе царит
дружеская атмосфера,
несмотря на некоторые особенности здоровья
вышеназванных студентов. У одногруппников стала остро проявляться
ответственность за этих ребят, особенно за Николая, не затерялся ли он
среди студентов во время перемены, записал ли он изменения в расписании и
домашнее задание.
Основной задачей на 2 и 3 курсах является формирование у студентов-
инвалидов по слуху и зрению
умений и навыков в профессиональной
деятельности.
На уроках учебной практики, чуть больше уделяется внимания этим
студентам. Инвалидам по зрению, конкретно указываем на возможные
неточности при выполнении работы, чтобы они во время самостоятельного
выполнения задания не совершали ошибок. Николай, безотрывно наблюдает
за руками мастера, чтобы впоследствии точь-в-точь выполнить операцию.
В октябре 2017 года, Зуев Максим впервые принимал участие в
региональном чемпионате «Абилимпикс», где занял почетное третье место.
Это при том, что в группе только начались теоретические занятия по МДК,
не было ни одной практики, Максим сам вызвался для участия в чемпионате.
Начались
ежедневные
подготовки
к
конкурсу.
Сначала
оттачивали
мастерство
в
приготовлении
капкейка-полуфабриката
–
работе
с
технологической картой, взвешивании продуктов, подготовки и смешивании
сухих и жидких составляющих, замесе и выпечке полуфабрикатов.
В этом
учебном году в чемпионате приняли участие два студента –
Туринцева Екатерина и Зуев Максим.
После получения задания работа наша закипела. Подбор рецепта и
оформления, приготовления полуфабрикатов и отделки. Во время подготовки
они поддерживали друг друга, Максим подсказывал Кате, на что нужно
обращать внимание во время выполнения работы, Катя в свою очередь
внимательно слушала советы опытного Максима. Мастера, контролировали
процесс
выполнения
работы,
отрабатывали
вместе
со
студентами
наполнители капкейков, доводя вкус до совершенства, оформление кремом и
мастикой. Весте выбирали сочетание цвета мастики и крема. В этом году
Екатерина представила капкейки – «Сливочные манекены» и получила 2
место, уступив лидеру всего несколько баллов, а Максим Зуев приготовил
«Шоколадные туфельки» и получил 1 место. В 2018 году Максим принял
участие во Всероссийском чемпионате «Абилимпикс» и стал абсолютным
победителем! В Москве наш студент готовил капкейки «Челябинский
метеорит».
Инклюзия
означает
-
раскрытие
каждого
ученика
с
помощью
образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует
его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и
поддержку, необходимые студенту и педагогу для достижения успеха.
В инклюзивной среде каждого принимают и считают важным членом
коллектива.
Студента со специальными потребностями поддерживают сверстники и
другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных
образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
Разработка философии, поддерживающая соответствующую инклюзивную
практику.
Всестороннее планирование инклюзии.
В процесс создания инклюзивной среды включаются не только педагоги и
администрация колледжа, а так же родители студентов группы и весь
персонал колледжа (включая охранников, гардеробщиц и т.п).
Программа для студентов с особыми нуждами состоит из трех компонентов.
1.
Работа в учебной группе. Особое внимание уделяется таким
дисциплинам, как физическая культура, работа в учебных мастерских.
2.
Работа с профессионалами на территории колледжа: психологом,
специальным педагогом.
3.
Работа по месту жительства, включая поддерживающие организации и
соседей.
Детская сказка-притча о трудолюбии У одного человека было три сына.
И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну
достался
большой
красивый
дом,
среднему —
корова,
ну,
а самому
младшему достался топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший сын создал семью и жил вместе
с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко.
А младшему сыну достался самый тяжелый труд — работать топором.
Прошло несколько лет. Пришло время пожинать плоды своего труда.
Старший
сын
жил,
за домом
не следил,
он у него
весь
покосился
и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын
оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока.
И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб
заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его
себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили,
а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» — решили они. И присвоили
их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил
себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли
братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример
со своего
младшего
брата,
научились
трудиться
и стали
хорошими
мастерами.