Автор: Галеева Оксана Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ "СШОР "Спектр""
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Особенности и методика обучения детей школьного возраста игре на бильярде»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Я
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА”СПЕКТР”»
«Особенности и методика обучения детей
школьного возраста игре на бильярде»
Составитель: Галеева Оксана Николаевна
методист
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение………………………………………………………2
2.Основы организации тренировочного процесса…………...2
3.Возрастные особенности детей школьного возраста………8
4.Руководство процессом обучения…………………….……14
5.Список литературы…………………………………….……24
1.Введение
Игра на русском бильярде имеет богатую и длинную историю и
притягательна для людей всех возрастов и социальных положений. Трудно найти
более демократичный и многогранный вид спорта и развлечения. Эта игра
обладает множеством достоинств – это координация движений; развитие
логического мышления при анализе ситуаций на бильярдном столе; умение
выбрать рациональный вариант игры с учетом ее возможного продолжения;
прекрасная психологическая подготовка, когда при всей азартности игры
необходимо соблюдать выдержку, присутствие духа и выносливость.
Эта игра весьма сложна как по технике исполнения, так и по тактике
ведения игры с соперником. Это вскоре начинает понимать всякий игрок,
взявший в руки бильярдный кий. Малейшая неточность в прицеливании приводит
к тому, что шар просто не попадает в лузу. Убедившись в тщетности попыток
уверенно сыграть несложный шар или завершить партию хотя бы за полчаса,
один новичок просто теряет всякий интерес к игре, считая себя неспособным.
Другой, не теряя надежды, пытается самостоятельно научиться игре на бильярде.
Наблюдая за действиями опытных игроков и пытаясь скопировать их манеру
игры, такой новичок, не понимая техники их действий, обычно приобретает
игровые навыки с дефектами. В результате у него закрепляется неправильная
игровая техника. Такой игрок с течением времени постепенно повышает качество
игры до определенного уровня, однако далеко продвинуться в мастерстве и
стабильности ему, как правило, не удается.
2.Основы организации тренировочного процесса.
В настоящее время русский бильярд весьма популярен и, естественно,
находится множество желающих освоить эту прекрасную игру под руководством
тренера.
Методы обучения, применяемые тренерами на практике, определяются, как
правило, их собственным, индивидуальным опытом и стилем игры. Поэтому
методов может быть столько, сколько существует тренеров.
В отечественной спортивной теории и практике выбраны определенные
принципы преподавание и организации тренировочного процесса, опираясь на
которые можно подготовить достаточно эффективную методику.
Такими принципами являются: планирование, мотивация, индивидуальный
подход, практика и постоянный контроль.
Планирование предполагает:
▪ определение целевых задач подготовки и сроков
их достижения по
уровням подготовки или календарным периодам обучения;
▪ составление планов-графиков подготовки;
▪ разработку детальных планов тренировочных занятий.
Постановка целевых задач и их согласование с учебными планами является
весьма важным аспектом процесса обучения. Однако целевому планированию и
его увязке с планами любого уровня подготовки, как правило, уделяется мало
внимания.
Игрок будет прогрессировать быстрее и заметнее, если четко понимает
цели, к которым он должен стремиться. Определяя цели, полезно при любой
возможности обращать внимание игрока на его сильные стороны.
Содержание плана подготовки ориентируется на поставленные цели и
задачи и подразделяется по календарным срокам и уровням подготовки. Деление
программы по уровням подготовки носит универсальный характер и не
обязательно должно быть связано с календарными сроками. При постановке
задач обучения необходимо ясно представлять, что успех или неуспех планов
подготовки зависит от исходного уровня подготовки игрока, его возрастных и
индивидуальных особенностей, а также от личных мотивов, которыми он
руководствуется при обучении игры на бильярде. Поэтому темпы приобретения и
накопления навыков у разных игроков будут отличаться.
Мотивация – это то, что лежит в основе желания учиться игре на бильярде
и в дальнейшем поддерживает стремление совершенствовать уровень мастерства.
Мотивация имеет скрытый характер и проявляется в той или иной мере на
тренировочных занятиях или соревнованиях. Мотивация имеет и воспитательный
характер. Заметим, что, имея хорошо подготовленный план тренировочных
занятий, можно не получить желаемых результатов, если возникают проблемы с
мотивацией. Поэтому неслучайно умение мотивировать процесс обучения входит
в число основных принципов организации тренировочного процесса. На
различных этапах освоения игры мотивы у игрока могут изменяться, дополняться
или вовсе пропадать. Существует много разнообразных способов поддержания
нужной мотивации, и предпочтение в их выборе зависит от взглядов и стиля
преподавания тренера и отношения к ним игрока.
Существуют следующие способы мотивации:
заслуженное поощрение,
осознанное
освоение
техники;
правильное
восприятие
успехов
и
неудач,
стимулирование результатов.
В частности, стимулирование регулирует тенденции в настроениях игрока
по отношению к процессу обучения. В той или иной степени с этим фактором
сталкивается
любой
игрок
и
тренер.
Одному
игроку
для
поддержания
устойчивого желания тренироваться достаточным стимулом является уже само
чувство удовлетворения от достигнутых им результатов. Другому игроку
требуются иные, более значимые для него стимулы.
Тренеру следует быть внимательным по отношению к ученикам и в нужные
моменты тренировочного процесса использовать различные приемы и способы
для поддержания мотивации.
Индивидуальный
подход.
Каждый
из
нас
индивидуален,
имеет
собственное восприятие и точку зрения на окружающую действительность. Это
же можно отнести и к восприятию получаемых знаний и навыков при обучении
игре на бильярде. Поэтому в процессе обучения к каждому игроку в той или иной
мере необходимо индивидуальный подход. Искусство индивидуального подхода
состоит
в
умении
находить
необходимый
баланс
между
развитием
индивидуальных навыков и освоением учебного плана. Существует много
типовых технических
приемов, которые каждый игрок должен выполнять
приблизительно одинаково. Однако излишнее стремление к единообразию может
погубить индивидуальные природные способности отдельных игроков, замедлить
или вообще остановить рост их мастерства. Это положение в полной мере
проявляется уже на начальном этапе освоения техники. Каждый из обучающихся
игроков должен уметь правильно выполнять, например, основные удары по
битку, в равной степени регулировать силу удара, а также выполнять простые
технические приемы. Важно, чтобы все эти начальные технические действия
игрок выполнял стабильно, с оптимальным для него темпом и ритмом, точно и
результативно.
Что касается освоения более сложной техники, то здесь надо позволить
игроку проявлять свою индивидуальность в той степени, которая помогает ему
успешно и стабильно выполнять технические действия. Сама уникальность
игрока несет в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Если
правильно распознать эти стороны, можно значительно усилить его игровой
потенциал.
Практика. Независимо от индивидуальных различий каждому бильярдисту
необходимо на практике отрабатывать то, чему он научился. Лучшим способом
практического освоения и совершенствования технического уровня была и
остается тренировка. Когда игрок переходит к освоению более сложной техники,
практические занятия приобретают
для нее еще большую важность из-за
возросшего объема и сложности технических приемов, которые ему требуются
отработать. Не все игроки четко это понимают. Некоторые полагают, что
повысить мастерство можно за счет интенсивной игровой практики. Даже
техничные игроки отказываются
от продолжения работы над базовыми
техниками и начинают уделять им мало внимания. Именно
периодический
возраст и повторение базовых техник на новом, более высоком уровне восприятия
являются залогом успешного повышения мастерства.
Содержание практических занятий отличается при индивидуальных и
групповых тренировках, а также в особые периоды, например, при подготовке к
соревнованиям. Практические занятия, особенно на начальном этапе освоения
техники, рекомендуется проводить под контролем квалифицированного тренера.
В дальнейшем игрок, овладевший базовой техникой, отдельные тренировки
может
проводить
самостоятельно,
ориентируясь
на
собственные
или
разработанные совместно с тренером планы.
Постоянный контроль необходим для отслеживания и своевременной
корректировки и исправления допускаемых игроком ошибок. Это позволит сразу
исправить неточности в выполнении технических приемов, которые в противном
случае могут закрепиться и стать плохой привычкой, тормозящей развитие
мастерства игрока. Контроль относится к числу важнейших составляющих
процесса освоения игры и должен использоваться постоянно.
Контроль состоит из трех связанных между собой задач: оценка и анализ;
информирование (игрока); тестирование.
Оценка и анализ – это две самостоятельные, но тесно взаимосвязанные
задачи. Оценка необходима для определения текущего технико-тактического
уровня
игрока.
Результаты
оценки
являются
исходным
материалом
для
подготовки планов последующих тренировочных занятий, а иногда и изменения
первоначального
содержания.
Такая
потребность
часто
возникает,
когда
обнаруживаются
систематические
погрешности
в
исполнении
отдельных
элементов техники. Коррективы плана тренировки требуются и в тех случаях,
когда проявляется несоответствие тренировочных планов и индивидуальных
возможностей игрока.
Анализ необходим для выяснения причин возникновения ошибок и
недостатков в ходе учебного процесса или при самостоятельном освоении
техники. Тщательный анализ с участием тренера в этом случае крайне важен,
особенно
на начальном этапе, так как сам игрок, как правило, не может
самостоятельно исправить ошибки из-за отсутствия опыта, если неверно
определена их суть. Если он допускает характерные ошибки при выполнении
технических или тактических действий, грозящие превратиться в привычку,
требуется дополнить тренировки отработкой соответствующих корректирующих
упражнений.
Информирование. Каждый игрок, осваивающий игру на русском бильярде,
хочет и должен знать, насколько успешно продвигается процесс его обучения в
целом и освоение отдельных элементов в частности. Изучая новый технический
прием, игрок не может, как правило, самостоятельно определить, правильно ли он
его выполняет. Помощь в этом случае должна быть как практической, так и
теоретической.
Надо
объяснить
игроку,
при
каких
игровых
позициях
целесообразно выполнение этого приема, как правильно провести прием, и лично
продемонстрировать все нюансы его выполнения. Акцентирование внимания
игрока на положительных и отрицательных моментах позволяет значительно
ускорить процесс обучения и повысить его качество.
Завершающим этапом постоянного контроля является тестирование как
наиболее эффективный способ отслеживания прогресса в освоении техники.
Тесты предназначены для того, чтобы убедиться, насколько игрок в состоянии
уверенно выполнять технические приемы именно так, как этому учат, и что это
действительно у него получается. Кроме того, тестовые задания полезны в
качестве контрольно-переводных нормативов при решении вопроса о переходе
игрока на следующий уровень подготовки. Регулярные тесты не позволяют
случайным ошибкам превратиться во вредные привычки, которые неизбежно
ведут к потере эффективности учебного процесса. Кроме того, тесты имеют и
воспитательное значение, так как требуют от ученика повышенной концентрации
внимания и максимально приближены к соревновательному процессу.
3.Возрастные особенности детей школьного возраста
При обучении игре на бильярде, прежде всего, определим, чему можно, а
чему очень трудно научить подростка или юношу исходя из особенностей
возрастной физиологии и психологии. Какие особенности возраста школьников
идут на пользу в обучении, то есть в чем положительные стороны развития, а чего
следует остерегаться («подводные камни»). Весь возрастной период разделим на
два отрезка времени, в пределах которых особенности роста и развития
школьников протекают примерно одинаково, а следовательно, и применяемые
методы обучения идентичны. Первый возрастной период, охватывающий возраст
школьников с 10 до 15 лет, относится к подростковому возрасту (4-8 классы
общеобразовательной школы – средний школьный возраст), а последующий, с 16
до 18 лет, - к юношескому возрасту (9-11 классы – старший школьный возраст).
Применительно к организации процесса обучения обозначим эти группы
учеников как «средняя возрастная группа» и «старшая возрастная группа». В
подростковом возрасте начинается активный рост скелета и мышц, формируется и
стабилизируется координация двигательного аппарата, формируются основные
черты характера и закладываются личностные качества. Развитие подростков
сопровождается неуравновешенностью состояния нервной системы и быстрой
утомляемостью.
В
юношеском
возрасте
существуют
свои
особенности
психического и физиологического развития. Происходит замедление роста тела,
нервная система почти постоянно находится
в режиме стресса (плохо
контролируемая психика).
Средняя возрастная группа
Положительные стороны. В начале этого периода, когда формируется
координация движений, легко выработать соответствующие условные рефлексы
на работу мышц тела и зрения, и этим следует воспользоваться для закладки
двигательных умений и навыков. Естественным стремлением учеников к
познанию и большей способностью к их усвоению следует воспользоваться для
передачи необходимых теоретических знаний. Способность к запоминанию
движений очень высока, а сам процесс запоминания приобретает все более
осмысленный характер. У подростков усиливается жажда познания и начинает
развиваться аналитическое мышление.
Отрицательные стороны, или «подводные камни»
1.Поскольку происходит активный рост скелета, особенно на начальном
этапе развития подростка, тренер должен внимательно следить за игровой
стойкой. Если борт стола находится выше линии, то говорить о правильной
стойки нельзя. Условный рефлекс может выработаться, а когда ребенок
«дорастет» до стола, этот рефлекс не пропадет и стойка останется корявой.
Естественно, результативность такого игрока будет не на максимуме его
возможностей.
Вывод. Для занятий с учениками небольшого роста на начальном этапе
подготовки целесообразно использовать меньший по высоте стол для игры в пул,
так чтобы линия борта была ниже линии талии. Если такого оборудования в
бильярдном зале нет, стоит ограничить прием детей по этому параметру.
2.В подростковом периоде рост скелета не закончен, поэтому нельзя
обязывать подростка всегда соблюдать классическую игровую стойку. Рост
скелета и мышц происходит скачкообразно и не всегда одновременно у всех
частей тела. Например, может вырасти ступня, потом руки, потом вытянуться
позвоночник, затем увеличится объем головы и т.д. То есть пропорции развития
тела всегда разные. Подросток этого не понимает, но может чувствовать
дискомфорт оттого, что сегодня он стоит и выполняет движения не так, как
месяца два-три назад.
Вывод. Важно объяснить подростку, что от него требуется соблюдение
основных элементов стойки, от которых зависит качество удара, а все остальное
приложится тогда, когда телосложение не будет существенно меняться.
3.Неустойчивость состояния психики подростка тренер должен обязательно
учитывать для предотвращения нервных срывов во время тренировок и
соревнований. Этого можно достичь, если гибко регулировать тренировочный
процесс, периодически менять один тип деятельности на другой, чередовать
упражнения, возвращаясь к одному и тому же несколько раз, больше включать
тренировочных игр и соревновательных моментов в тренировку, дополнять
тренировочные занятия непродолжительными мероприятиями, снимающими
психическое напряжение (физкультминутки, игра в слова и т.п.).
4.Временные недостатки в способности аналитически мыслить – это
проблема подростков. Почему-то, как только подросток начал рассуждать,
взрослые сразу требуют от него анализа всех его действий и правильных выводов
из своих и чужих поступков. Это в корне неверно. Подросток рассуждает о том,
что понятно ему, а не родителям. Поэтому тренер должен использовать это
качество для изучения теории бильярда, осмысления техники нанесения удара и
физики
движения
шаров.
Ученики
в
состоянии
результативно
усвоить
упражнения только после показа и объяснения. Поэтому тренер должен
действовать в такой последовательности: сначала покажи, потом научи, добейся
правильности выполнения, расскажи, где применяется, а практические выводы из
всего этого должен пытаться сделать сам ученик. Тренеру останется только
облечь этот вывод в лаконичную и логически стройную форму. То есть
логическая основа всего обучения в этом возрасте заключается в переходе от
практики к теории.
5.тренировочные упражнения, в особенности наиболее простые из них,
ученикам рекомендуем осваивать в целостной форме, типичной для их
выполнения. При этом создается более полное представление о технике удара или
приема, не нарушается связь между отдельными фазами движения. Отдельные
детали упражнения демонстрируем не изолированно, а в общей структуре
упражнения, акцентируя внимание учеников на наиболее важных составляющих
упражнения.
Ученикам после этого
зачастую
достаточно осуществить
несколько
попыток, чтобы научиться выполнять упражнение в общих чертах.
Старшая возрастная группа
Положительные стороны. Повышенная работоспособность и способность
к
более
глубокому
восприятию
процессов
(познавательных,
физических,
психологических, творческих) способствует восприятию учебного материала на
более высоком уровне. При условии устойчивого интереса и создании творческой
атмосферы на тренировочных
занятиях, конкурсах, турнирах и других
совместных
мероприятиях
от
ученика
этого
возраста
можно
добиться
максимального результата. В этом возрасте учащийся либо решает заняться
бильярдом как спортом, либо будет относиться к нему как к хобби. При этом
исключено окончание систематических тренировочных занятий и работа с одним
и тем же тренером. Юноша может начать тренироваться в одиночку или брать
индивидуальные уроки у различных мастеров. Поэтому тренер обязан научить
учащегося самостоятельно спланировать и провести сначала разминку, потом
основную часть тренировки, тренировку в полном объеме и далее серию
тренировок, ориентированных на решение определенной задачи. Это относится не
только технико-тактической подготовке, но и к психологической самоподготовке,
и творческому подходу к игре.
Отрицательные стороны, или «подводные камни».
1.Так как скелетно-мышечное развитие человека уже в основном завершено,
то развитие координации движений и выработка условного рефлекса (мышечной
памяти) идет медленно и на это нельзя делать ставку, как в подростковом
возрасте. Тренер может только использовать особенности уже сформированного
координатно-двигательного аппарат ученика (рост, размах рук, длину ног, левую
или правую ударную руку, левый или правый прицельный глаз…). Например,
практика показала, что у подростка развить удар противоположной рукой гораздо
легче, чем в юности, а в зрелом возрасте это уже почти невозможно.
Вывод. Логической основой обучения этого возраста является равенство
восприятия теории и практики, то есть теория = практике. Исходя из этого, в
данном возрасте можно, не опасаясь, выбирать любую форму и вид обучения,
применять сознательный процесс обучения на тренировочных занятиях, вводить в
полном
объеме
теорию
и
практику
бильярдной
игры,
психологической
подготовки и аутотренинга, направлять энергию стресса на сознательное
овладение техникой и теорией.
В остальном для обучения игроков старшего школьного возраста применим
весь вышесказанный перечень учебных упражнений и все виды тренировочных
занятий.
Общие итоги
▪ При разработке планов обучения важно придерживаться оптимальных,
щадящих нагрузок, чтобы они не в коем случае не превышали физические и
психические возможности учеников, особенно среднего школьного возраста.
Перерывы между тренировками и во время тренировочных занятий должны быть
достаточными для восстановления работоспособности. Недопустимо стремиться к
максимальным результатам за счет форсированной подготовки.
▪
Чем
старше
возраст,
тем
меньше
особенностей
развития
может
использовать тренер, тем больше он должен приспосабливаться к своему ученику.
Соответственно, численность группы должна уменьшаться для более успешного
обучения на базовом уровне.
▪ Чем старше ученик, тем больше акцент тренера на теорию и сознательное
действие.
▪
В
зависимости
от
поставленных
целей
формируется
возрастной
контингент учеников. Если тренер ставит перед собой цель воспитание
спортсмена – мастера игры, оптимальный возраст начала тренировок –
подростковый. Если же тренер ставит перед собой социальные цели, он может
заниматься с любым желающим школьного возраста (для профессионального
обучения лучше подойдет старший школьный возраст – юность).
▪ Для учеников среднего школьного возраста на начальном и частично
среднем уровне подготовки обязательно доводить изучаемую технику движений
до уровня навыков. Зачастую достаточно ограничиться соответствующими
умениями, а уже в дальнейшем по мере развития физических качеств перевести
эти умения в навыки. В этом случае эффективнее удается сформировать умения и
навыки точно и рационально управлять техникой движений без нарушения
координации.
В школьном возрасте наиболее эффективно можно повысить основные
физические способности и функциональные возможности человека. Кроме того,
этот
возраст
считается
наиболее
благоприятным
для
обучения
самым
разнообразным двигательным умениям и навыкам, а также для исправления и
корректировки ранее неправильно освоенных двигательных навыков. Поэтому
первоначальные устоявшиеся ошибки в двигательных действиях у школьников не
так опасны и значимы, как у людей более зрелого возраста.
4.Руководство процессом обучения
Цели и задачи
Помимо
целей
общего
порядка,
особую
роль
приобретают
цели
воспитательного характера. Кроме того, существенно повышается задача выбора
оптимальной формы обучения. Каждый тренер довольно субъективно относится к
процессу обучения, поэтому для начала определим те цели, которые ставит перед
собой специалист бильярдного спорта, собирающийся тренировать подростков и
юношей (табл.2.3).
Таблица 2.3.
Цели и задачи тренировки подростков и юношей
Цели
Задачи
Формы обучения
Особенности
1
2
3
4
Социальные
Воспитательные:
Групповой или
Разделение по
-отвлечение от
улицы,
-развитие
различных видов
мышления,
-воспитание этики и
эстетики,
-воспитание
личностных качеств
поточный
(несколько групп)
группам в связи с
возрастом или
подготовкой
Удовлетворение
возрастных
психологических
потребностей:
-игра как основной
вид деятельности
детей,
-управление
азартом,
-игра «на деньги» и
прочий «интерес»
любая
Ограничений нет
Профессиональные:
подготовка на
специальных курсах
специалистов и
инструкторов для
работы в сфере
бильярдной
деятельности:
маркеров, судей,
Групповой, с
длительным
периодом
обучения (не
менее двух лет)
Юношеский
возраст, базовый
уровень игры на
бильярде
тренеров-
инструкторов,
мастеров по
ремонту
оборудования…
Спортивные
Стремление
к
физическому
совершенству,
стремление
к
победе
или
вознаграждению
Индивидуальный
или групповой
Малая
группа
с
одинаковым
уровнем
подготовки
Оздоровительные
Общая
физическая
подготовка:
-для
спортсменов
иных видов спорта,
-для
широкого
посещения,
-для
детей
инвалидов,
-для
детей
специальных
школ
и детских домов
Поточно-
групповой
(по
возможностям
бильярдного
клуба)
Разделение
по
группам
по
определенным
качествам
и
по
условиям
тренировочных
занятий
Руководство учебной группой
Как правило, групповое обучение школьников игре на бильярде занимает не
один
год.
В
этих
условиях
особое
значение
приобретают
следующие
основополагающие принципы многолетней учебной подготовки:
-строгая преемственность периодов подготовки с учетом возраста и уровня
подготовленности обучаемых. Каждый из периодов является звеном в общей
многолетней подготовки и решает определенную задачу;
-активное использование развивающих средств общей и специальной
физической подготовки, способствующих приобретению и совершенствованию
необходимых двигательных навыков;
-постепенность
нарастания
общего
объема
тренировочных
и
соревновательных нагрузок.
Руководство обучением школьников 10-18 лет имеет свои особенности.
Взросление в это время является непрерывным и динамичным процессом, и
школьники, находящиеся на различных его стадиях, значительно отличаются друг
от друга. Поэтому задача тренера заключается в том, чтобы руководство
обучением отвечало потребностям школьников.
Соответствующие планы подготовки должны быть последовательными и
развивающими и включать как можно больше разнообразных упражнений.
Содержание
тренировочных
занятий
должно
соответствовать
возрасту
обучающихся. При этом стараемся поддерживать твердую дисциплину и
соблюдение простых и ясных правил поведения на занятиях. Обязательно
учитываем основные физиологические и психологические особенности развития
школьников разных возрастов.
Школьники 10-12 лет, как правило, очень активны, но уже чувствуют
необходимость подчиняться требованиям тренировочного процесса. В них более
заметны проявления агрессивности и присутствует завышенное мнение о
собственных
способностях,
они
болезненно
воспринимают
неудачи
и
чувствительны к критике. Поэтому целесообразно давать больше тренировочных
упражнений в игровой форме, устраивать игры с простыми правилами между
небольшими командами (условие сотрудничества).
Для развития и правильного восприятия лидерства полезно назначать
помощников,
способных
повести
за
собой
остальных.
Причем
функции
помощника могут делегироваться на определенный период, но с обязательным
предварительным информированием учащихся о целях такого мероприятия.
Рекомендуем избегать критики, особенно в публичной форме, представляя
каждому учащемуся возможность проявить себя.
Школьники старшего возраста отличаются более четким представлением о
себе
и
своих
возможностях.
Мнение
сверстников
для
них
приобретает
первостепенное значение. Они способны сохранять внимание более длительное
время и выполнять тренировочные занятия в полном объеме. Поэтому для них
начинаем
преподавание
более
сложной
техники,
требующей
длительной
отработки. При этом поощряем сотрудничество и творческий подход к процессу
освоения тренировочной программы.
Умелое руководство группой является важнейшей частью учебного
процесса. Применительно к групповому обучению это предполагает соблюдение
следующих основных требований:
▪ все учащиеся знают, какие действия от них ожидают, и в большинстве
своем успешно выполняют их;
▪ все учащиеся вовлечены в выполнение тренировочных заданий под
руководством тренера или самостоятельно;
▪ периоды бездеятельности, беспорядка или неразберихи сведены к
минимуму;
▪ атмосфера занятий доброжелательна, но присутствует серьезный рабочий
настрой.
Первые три требования непосредственно вытекают из умения тренера четко
определить цели тренировочного занятия и составить подробный план его
выполнения. Однако требования, касающиеся обеспечения должной атмосферы
занятий, является наиболее сложным, но не менее важным, особенно при
обучении подрастающей молодежи. Серьезную и творческую атмосферу тренеру
создать
гораздо
проще,
чем
сочетать
ее
с
доброжелательностью
и
непосредственностью. Доброжелательность и непринужденность нельзя путать со
вседозволенностью. Нужная атмосфера занятий предполагает, что ученики с
удовольствием тренируются ради роста игрового потенциала.
Для
создания
атмосферы,
которая
будет
в
максимальной
степени
способствовать эффективному процессу обучения и росту мастерства, применяем
следующие способы соперничества и поощрения:
▪ индивидуальное соперничество между игроками одной группы с
выделением
ограниченного
числа
игроков,
которые
добились
наилучших
показателей по результатам тестовых заданий;
▪ устное индивидуальное или публичное поощрение игроков, успешно
выполнивших нормативы тестовых заданий;
▪ командное соперничество между определенным числом игроков одной
группы по общему командному результату;
▪ поощрение всех команд, в общем зачете успешно выполнивших тестовые
задания.
Применение
каждого
из
приведенных
способов
ориентировано
на
получение определенных результатов. Способы, предполагающие сотрудничество
(индивидуальное
и
командное
поощрение),
способствуют
успешному
выполнению коллективных (групповых) тренировочных заданий, высокому
уровню заинтересованности в изучении материала, стремлению к получению
новых знаний и развитию положительных мотиваций. Кроме того, среди игроков
возникает стремление к поддержке и взаимопомощи, что в итоге сплачивает
коллектив.
С
другой
стороны,
способы,
основанные
на
соперничестве,
вырабатывают
волевые
качества
и
лучше
адаптируют
игроков
к
соревновательному процессу. Однако эти способы допустимо использовать для
игроков с примерно одинаковым уровнем техники. В противном случае можно
получить обратный эффект, состоящий в разделении группы на победителей и
побежденных, стремлению отстающих уклониться от соперничества из-за боязни
проиграть. Заметим, что в группе можно комбинировать все указанные способы
руководства по отношению к отдельным ее членам.
Особенности тренировочных занятий
Практикуемые виды учебно-тренировочных занятий состоят из тех же
основных структурных элементов (организационный момент, разминка, основная
часть, свободная игра, подведение итогов), но при этом имеют свои особенности,
как по содержанию, так и по продолжительности. План, составленный для
занятий с учениками школьного возраста, должен быть последовательным и
общеразвивающим. Именно эта характеристика наиболее важна для родителей
обучающихся подростков и юношей.
Время для занятий с подростками и юношами следует ограничить двумя
астрономическими часами, так как учащиеся сами не в состоянии контролировать
тренировочное время.
Организационный момент также занимает не более 15 минут в начале
тренировки. Сюда входит объявление основной цели тренировочного занятия:
новая тема, тест, отработка техники; знакомство с общей временной схемой
занятия (планом).
Разминка – подготовка учеников к основной части тренировки. В эту часть
входят, как правило, упражнения, выполняемые преимущественно в игровой
форме, важно регулировать продолжительность разминки, не ограничивая ее
определенными рамками, особенно для начинающих подростков. Иной раз
разминка может занять основное время тренировки. Разминка должна как можно
более естественно переходить в основную часть тренировочного занятия. Чем
старше возраст учащихся и выше уровень их подготовленности, тем меньше
времени следует выделять на разминку.
Основная часть – решение основной задачи учебно-тренировочного
занятия. Иногда она занимает время, оставшееся от разминки. Это следует
учитывать,
поскольку
основной
целью
обучения
является
развитие
и
совершенствование двигательных, психологических и интеллектуальных качеств
учеников. Ведь именно за время разминки и основной части тренировочного
занятия школьники учатся преодолевать трудности в технике игры, в общении с
партнерами по игре, в познании мира, и не только бильярдного, у них
воспитывается
потребность
в
регулярных
занятиях
бильярдным
спортом.
Большое значение имеет пользование разнообразного методического и учебного
оборудования.
Большое
значение
для
создания
и
поддержания
интереса
имеет
эмоциональность тренировочного занятия, особенно для учеников средней
возрастной группы. Упражнения только тогда полноценно усваиваются, когда
ученики их выполняют с удовольствием.
Отличный результат для поддержания заинтересованности учеников в
освоении техники дает показ в процессе тренировочного занятия несложных
бильярдных
фокусов
и
бильярдных
задач,
которые
требуют
владения
определенными техническими навыками. Например, сброс монетки на шаре или
на борту стола ударом битка. Эти фокусы получаются только при хорошо
развитых навыках в размере удара и точности попадания в определенное место
борта. Игроки с интересом наблюдают за действиями тренера, и у них тут же
возникает желание самим повторить его действия. Эту прекрасную возможность
необходимо эффективно использовать.
Однако нельзя смешивать эмоциональный интерес с весельем. Излишняя
«веселость» упражнения и постепенные развлечения приводят к поверхностному
восприятию учебного материала.
Свободная игра
Если остается время, то оно предоставляется для практического изучения
правил различных игр, как турнирных, так и учебных; проведение мини-турниров
по учебным играм; практике судейства.
Подведение
итогов
–
последняя,
заключительная
часть
учебно-
тренировочного занятия. Это:
- повтор, очень кратко, новых знаний;
- поощрение отличившихся игроков;
- раздача домашнего задания.
Здесь важно настроить учащихся старшего возраста на самостоятельные
тренировки по индивидуальному плану. Объяснение домашнего задания такого
вида также приходится на последнюю часть тренировки.
Советы по эффективному обучению
1.Начинайте занятия с простых и эффективных техник.
2.Упростите задания. Следите, чтобы учащиеся не хватались за несколько
упражнений сразу, а выполняли их в указанной последовательности.
3.При
введении
новой
техники
предварительно
давайте
подробную
информацию о правилах ее выполнения.
4.В процессе освоения технического приема расскажите, где и как его
лучше использовать.
5.Обучите
разным
вариантам
выполнения
приема,
применимым
в
различных ситуациях.
6.Старайтесь давать подробные, но ясные объяснения для более глубокого
понимания игроками сути изучаемой техники.
7.исправляйте ошибки игроков незамедлительно при их появлении.
8.Поддерживайте игроков морально и направляйте их на достижение
перспективных целей.
9.При каждой возможности отмечайте успехи и достижения игрока.
10.Выделяйте игроков, показывающих наиболее высокие результаты.
11.Убеждайте
игроков
в
необходимости
регулярных
тренировок,
являющихся залогом роста мастерства.
12.Для общения с игроками примените доступные средства связи.
13.Не бойтесь экспериментировать. Новые и неожиданные идеи всегда
предпочтительнее унылой монотонности.
14.При составлении группы старайтесь, чтобы за одним бильярдным столом
занимались не более трех человек на базовом уровне и не более двух – на
остальных. Это позволит эффективнее практиковать парную работу при
выполнении упражнений.
15.При работе в паре один выполняет упражнения, другой наблюдает за
выполнением, выявляет и обсуждает допущенные ошибки, собирает шары,
мешающие выполнению упражнений, помогает выставлять прицельные шары на
нужные точки и т.д. затем партнеры меняются местами.
16.На каждое занятие составляйте разные пары, а во время свободной игры
как можно чаще меняйте партнеров. Этим воспитывается более быстрый
психологический настрой на различных соперников во время соревнований.
17.организовывайте внутригрупповые турниры разного масштаба для
оживления учебного процесса и поддержания мотивации игроков.
18.Все упражнения полезно изобразить схематически на мини-плакатах
небольшого формата. Каждое упражнение имеет свой номер, название и схему
выполнения. Тогда на тренировке при выдаче заданий достаточно назвать
упражнения или вывесить плакаты-схемы вместо длительного объяснения. Этим
экономится время тренировки.
Применяйте варианты усложнения упражнений:
▪ увеличение количества шаров,
▪ увеличение скорости выполнения,
▪ установка шаров вдоль бортов или около бортов,
▪ переход на другую ударную руку,
▪ изменение положения игрока с открытого борта на закрытый при
выполнении упражнений,
▪ введение элементов соревнования,
▪ введение зон отката шаров.
те у него
закрепляется неправильная игровая техника. Такой игрок с
течением времени постепенно повышает качество игры до определенного уровня,
однако далеко продвинуться в мастерстве и стабильности ему, как правило, не
удается.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М.:Астрель, 2003.
2.Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. М., 2003.
3.Лошаков А.Л. Азбука бильярда. М.: Центрополиграф, 2004.
4.Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1984.
5.Леман А.И. Теория бильярдной игры. Терра Спорт, 1998.
6.Лазарев В.В. Бильярд: Игра разума и силы воображения. М.: Артекс, 2003.
7.Матвеев Д.Н., Сараев Н.А. Бильярд – игра, спорт, Искусство. М.: Молодежный
книжный центр, 2003.
8.Бирн Р. Чудесный мир бильярда: Пул и карамболь. М.: Фаир-Пресс, 2000.