Напоминание

"Любовь излечит заикание"


Автор: Дмитриева Наталья Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГБУ РБ РЦ ППМСП Белорецкая ЗПМПК
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Любовь излечит заикание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Любовь излечит заикание

Дмитриева Н.Ю., учитель-логопед

ФГБУ РБ РЦ ППМСП Белорецкая

ЗПМПК

Будущее наших детей предполагает своевременное развитие всех сторон личности, а также

умение ребенка, подростка, юноши и девушки выразить свою мысль, чувство, намерение,

защитить свою точку зрения, договориться с людьми, вести грамотный диалог, дискуссию,

развернутое сообщение. Всё меньше остаётся профессий, не требующих достаточного уровня

ре5чевого развития языковой и коммуникативной компетентности. Поэтому проблема заикания

встаёт перед родителями и педагогами особенно остро.

За последнее время возросло количество детей с речевыми нарушениями. Заикание среди них

занимает особое место.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами губ, языка,

гортани и других органов речи.

Мы наблюдаем в речи ребенка вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и

слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Чтобы вовремя помочь

ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

в) вынужденные остановки в середине слова, фразы;

г) затруднения перед началом речи.

Причиной заикания может быть испуг как реакция на какой-то сильный раздражитель извне:

ребенок говорит с судорожными повторениями звуков и слов, нагружается ритм дыхания, речь

становится аритмичной. У ребенка, перенесшего состояние страха, возникают первые симптомы

заикания, которые в дальнейшем могут закрепиться. Может также наблюдаться и длительное

молчание ребенка как реакция на своё состояние. Если родители неправильно ведут себя по

отношению к ребенку: частые наказания, угрозы, окрики, одёргивания, приказы и т.д., то у него

они тоже могут спровоцировать судорожные явления в области речи.

Различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и пр.) могут спровоцировать

заикание. Особенно частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который

протекает с приступами судорожного кашля, что нарушает регуляцию дыхания. Заикание может

также возникнуть в результате черепно-мозговой травмы.

Возникновению заикания может поспособствовать и чрезмерная речевая нагрузка, когда родители

много читают ребенку, разучивают с ним различные рассказы, сказки, которые для него имеют

возрастную сложность. Речевой аппарат у него еще слаб и легко травмируем.

О наследственном

как предполагающем

факторе в развитии заикания

имеются самые

противоречивые

представления.

Данные,

полученные

многими

авторами,

указывают

на

незначительную роль предполагаемых факторов в формировании заикания. Если родители

заикаются, ребенок не обязательно будет страдать тем же недугом, но к этому он уже

предрасположен.

Следует также отметить незначительную роль подражания в развитии заикания. Даже длительное

имитирование вряд ли приведет к развитию истинного заикания как качественно нового

состояния, сопровождающегося непроизвольным блокированием голоса. Для этого нужно сильное

внешнее воздействие.

Длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением центральной нервной

системы: постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребенку в семье, конфликты

в детском коллективе, могут явиться причиной заикания.

Нарушение звукопроизношения может также сыграть роль в возникновении заикания. Ребёнок

начинает осознавать своё неумение произносить правильно те или иные звуки: у него возникает

страх перед ними и он начинает «спотыкаться» в словах, где они имеются. Этот механизм

закрепляется и может привести к заиканию.

Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребенка. Часто

родители разрешают своим детям подолгу смотреть телевизионные передачи, играть в телефоне,

на компьютере. Эмоциональными впечатлениями ребенок стремится поделиться с членами семьи.

Его речь становится быстрой, захлёбывающейся, он проглатывает звуки, слова, сбивается с ритма,

возникают

запинки.

Они

могут

принять

стойкий

характер,

если

вовремя

не

принять

соответствующие меры.

Заикание может возникнуть и вследствие быстрой речи. Такой темп мешает лёгкой и свободной

артикуляции звуков: возникают остановки, чтобы сориентироваться в выборе правильного звука.

При первых симптомах заикания родителям нужно обратиться к врачу-невропатологу или

психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение. Родители в присутствии ребёнка не должны

показывать своего волнения, требовать от него правильной речи, правильного произношения слов.

Необходимо отказаться от давления на заикающегося малыша, от насмешек над его речью и от

передразниваний его. Это всё может обострить течение заикания.

Говорить с заикающимся ребенком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать

речь своими вопросами. При резко выраженном заикании создать такие условия, чтобы ребенок на

первых порах меньше разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к

своему ребенку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна

повсеместно окружать ребенка со стороны родителей и близких.

Необходимо строго соблюдать режим дня своего ребенка. Сон должен продолжаться не менее 10-

ти часов для дошкольников и обязательно дневной сон, который составляет 2-3 часа. Приучите

ребёнка ложиться в одно и то же время. Перед сном исключите подвижные игры, прослушивание

страшных сказок, компьютерные игры, просмотр передач сократите до минимума.

Старайтесь не перегружать ребёнка впечатлениями – это всё сказывается на работе ЦНС: ребёнок

перевозбуждается, утомляется. Не стоит заставлять ребёнка одновременно заниматься танцами,

спортом, музыкой, изучением иностранных языков. Такая непосильная перегрузка может стать

одной из причин возникновения заикания. Нужно выбрать, что в настоящее время необходимо

ребёнку: здоровая речь или непомерная нагрузка.

Не создавайте напряженную обстановку дома: избегайте ссор, скандалов в семье. Ведь ребёнок

чутко реагирует на это: он переживает семейный разлад, нервничает, находится постоянно в

нервном напряжении, часто плачет.

Отношение к ребёнку в семье должно быть ровным, т.е. не следует заласкивать его, потакать его

капризам, наказывать физически. Относитесь к нему как к нормальному, здоровому ребенку.



В раздел образования