Автор: Галина Витальевна Спиридонова
Должность: ГБОУ СОШ им. В.С. Чекмасова с. Б-Микушкино м.р.Исаклинский Самарской области.
Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. В.С. Чекмасова с. Б-Микушкино м.р.Исаклинский Самарской области.
Населённый пункт: с .Большое Микушкино
Наименование материала: методическая работа
Тема: " Исследовательская деятельность в младших классах"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.С. Чекмасова
села Большое Микушкино Исаклинского района Самарской области.
Тема:
« Исследовательская деятельность
в начальных классах»
Автор: Спиридонова Галина Витальевна,
учитель начальных классов.
2020 год
Содержание:
1
Вступление
2.Основная часть
- условия формирования исследовательских умений младших школьников;
- этапы формирования исследовательской деятельности;
- специфика исследовательской работы
- компоненты исследовательской деятельности младших школьников;
- развитие познавательных умений и навыков
- традиционные требования к оформлению исследовательской работы.
3.Заключение
4.Литература
К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит
наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.
В.А. Сухомлинский
1. В настоящее время произошли глобальные изменения в системе
образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые
установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на
формирование
у
обучающихся
широкого
научного
кругозора,
общекультурных
интересов,
утверждение
в
сознании
приоритетов
общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной
начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для
личностного развития каждого ребенка и формирование его активной
позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся
начальной
школы
к
такой
деятельности,
которая
учит
размышлять,
прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную
деятельность,
создает
условия
для
самостоятельной
активности
и
сотрудничества.
Поэтому
в
настоящее
время
широкую
популярность
приобрела
исследовательская деятельность.
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила
человека способностью к исследовательскому поведению. Важнейшей
задачей
современного
образования
становится
подготовка
ребенка
к
исследовательской
деятельности,
обучение
его
умениям
и
навыкам
исследовательского поиска. Так как самые прочные знания добываются нами
самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Исследовательские методы
обучения – главный инструмент развития
исследовательского поведения в образовании.
В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников
является особенно актуальной для учащихся начальной школы. Именно в
начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и
навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся,
приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. И
исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной
проблемы. Поскольку именно на этом этапе жизни ребенка учебная
деятельность
является
ведущей
и
определяет
развитие
главных
познавательных особенностей развивающейся личности.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться
Известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным
стремлением
к
творчеству,
познанию,
активной
деятельности.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка,
он настроен на познание мира и хочет его познавать.
Огромную
роль
играет
детская
исследовательская
деятельность
в
современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая
учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах
развивающего
обучения.
Для
развития
умений
исследовательской
деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать
такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Чтобы вовлечь младших школьников в процесс, напоминающий научный
поиск,
построенный
на
основе
естественного
стремления
ребенка
к
самостоятельному изучению окружающего, способствовать формированию и
развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать
и применять знания, каждый год проходят конференции исследовательских
проектов учащихся начальных классов : школьный конкурс « Юный
исследователь», районный конкурс исследовательских проектов, окружной
конкурс «Первоцвет».
Где ребята, с большим интересом рассказывают о своих исследованиях.
Проводят презентации, делают выводы.
Условия
формирования
исследовательских
умений
младших
школьников.
Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе
постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен
использовать материал различных уроков с целью формирования умений
исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский
метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Необходимо
помогать,
учащимся
видеть
смысл
их
творческой
исследовательской
деятельности,
видеть
эту
возможность
реализации
собственных
талантов
и
возможностей,
способ
саморазвития
и
самосовершенствования.
Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы,
поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся,
стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить
ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять
желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять
их. Суждения «Ты сделал неправильно» или «Ты сделал не так» блокируют
желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать
возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога.
Для
развития
творческих
способностей,
к
которым
относятся
и
исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к
созданию творческой, рабочей обстановки, и ,обладающий определёнными
знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской
деятельности.
Учет возрастных особенностей младшего школьника.
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об
учете
их
психологических
особенностей
очень
важен.
Обучение
исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для
детского
восприятия
уровне,
само
исследование
быть
посильным,
интересным и полезным.
Исследования можно классифицировать :
по
количеству
участников
(коллективные,
групповые,
индивидуальные);
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные),
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое
освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в
учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от
возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование ис-
следовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Этапы формирования исследовательской деятельности:
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи
обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе
имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения,
наблюдать, составлять предметные модели;
формирование
первоначальных
представлений
о
деятельности
исследователя.
Для
решения
задач
используются
следующие
методы
и
способы
деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог,
рассматривание
предметов,
создание
проблемных
ситуаций,
чтение-
рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности
– игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных
интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из
различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности
исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать,
сравнивать,
формулировать
выводы,
оформлять
результаты
исследования;
на
поддержание
инициативы,
активности
и
самостоятельности
школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность
осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством
учебно-исследовательских
задач
и
заданий
и
признание
ценности
совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и
способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия,
наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во
внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей
и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной
школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение
исследовательского
опыта
школьников
через
дальнейшее
накопление
представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах,
осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По
сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности
заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в
переориентации процесса образования на постановку и решение самими
школьниками
учебно-исследовательских
задач,
в
развернутости
и
осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей
данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности
школьников:
мини-исследования,
уроки-исследования,
коллективное
выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование,
эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается
обогащение
исследовательского
опыта
школьников
на
основе
индивидуальных достижений.
Основными этапами проектной деятельности являются:
•
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ
проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
•
Обсуждение
возможных
вариантов
исследования,
сравнение
предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации,
определение формы продукта и требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
•
Выполнение запланированных технологических операций, внесение
необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения
проекта.
Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной
темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-четвертых, проект
–
это
замысел,
план,
творчество
по
плану.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли
учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им
значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же
привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Цель работы научных обществ для учащихся начальных классов - создание
организационно-педагогических условий, способствующих формированию,
развитию и совершенствованию навыков исследовательской деятельности у
учащихся начальной школы.
Виды исследований:
теоретическое
экспериментальное
изобретательное
фантастическое
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
1. Подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения
можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что
уже известно о предмете исследования;
2. Посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
3. Спросить у взрослых и записать интересную информацию;
4. Посмотреть телематериалы и записать, то что ты узнал из фильмов;
5.
Используя
интернет,
записать
сведения,
полученные
с
помощью
компьютера;
6. Понаблюдать и записать необычные факты;
7. Провести эксперимент и записать план и результаты.
В ходе исследовательской деятельности у детей развиваются важнейшие
общеучебные,
познавательные
умения
и
навыки
(перечислим
некоторые)
1.
Умение видеть проблемы.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Для того
чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо время, необходимо
овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на
объект исследования с разных сторон.
1.
Выдвигать гипотезы.
Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Делая предположения, обычно используют слова: может быть, предположим,
допустим, возможно, наверное.
1.
Задавать вопросы.
Вопрос
направляет
мышление
ребенка
на
поиск
ответа,
пробуждая
потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Вопросы можно разделить на две группы:
уточняющие (верно ли, что…; надо ли создавать…, должен ли…)
восполняющие (где, когда, почему, какие…)
1.
Давать определение понятиям.
2.
Проводить наблюдения и эксперименты.
Эксперименты бывают:
Мысленные, в ходе которых исследователь представляет себе каждый шаг
своего воображаемого действия;
Эксперименты с реальными объектами.
1.
Делать выводы и умозаключения.
2.
Классифицировать и структурировать материал.
3.
Работать с текстом.
4.
Доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая
деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие
детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает
условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого
потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к
изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков,
А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам
учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую
деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых
учебно-исследовательских
задач
при
различном
уровне
развития
исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует
исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы,
в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный
исследовательский опыт. Удобнее всего организовывать исследовательскую
деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует
сам изучаемый материал. Каждый предмет в начальной школе выполняет
определённые функции, несёт в себе определённую нагрузку, служит
пропедевтическим курсом к изучению предметов более глубоко. Назовём
функции уроков «Окружающего мира»:
1.Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и
живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области,
об изменениях природы по временам года.
2.Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем
проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями
природы
3.Раскрыть
некоторые
доступные
для
этого
возраста
экологические
взаимосвязи предметов и явлений природы.
4.Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе,
воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам
природы (Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов.
Начальная школа. – М., 2007 г).
Для
осуществления
данных
функций
встает
необходимость
умелой
организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для
формирования
этой
деятельности,
необходимо
сформировать
познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы
внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная
мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в
школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Для формирования положительной мотивации на уроках «Окружающий
мир» необходимо учитывать следующие положения:
– выделение основных понятий и учебной задачи урока;
– полную умственную нагрузку всех учащихся в течение урока;
– разнообразие структуры и методов обучения;
– знание учителем психологических и физиологических особенностей
младшего
школьника,
а
поэтому
применение
физкультминуток
и
дидактических игр;
- использование на уроках самостоятельной, групповой и коллективной
работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных
опытов,
работ
с
дополнительной
литературой.(Кропочева
Т.Б.Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. // Начальная
школа. №1.2004. – с.57).
А где как не в исследовательской деятельности все эти положения можно
«безболезненно» сочетать.
Компоненты исследовательской деятельности младших школьников:
1. Цели исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с
установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением
истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом
объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей
исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
2. Потребностно - мотивационная основа исследовательской деятельности
детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные
мотивы - это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои
обязанности; узкие - похвала за успехи в исследовательской деятельности,
утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность;
мотивы
сотрудничества -
стремление
к
взаимодействию в процессе
исследования
с
определенной
группой
учеников
или
учеником,
сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы
отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний;
конкретного
практического
результата
(продукта),
овладения
исследовательскими умениями; мотивы самообразования - использование
полученных знаний и умений для самообразования.
3. Субъекты исследовательской деятельности: ученик младших классов,
группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-
учитель.
4. Объектами исследовательской деятельности учащихся младших классов
могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты;
социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества;
фантастические объекты (сказочные герои).
5. Средства исследовательской деятельности школьников могут быть
внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и
умения
исследовательской
деятельности)
и
внешними
(источники
информации, инструменты).
6. Процесс исследовательской деятельности включает следующие этапы:
выбор
темы;
постановка
цели
и
задач
исследования;
планирование
исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов,
опросов,
создание
графиков
и
диаграмм;
формулирование
выводов,
представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
7. Результатами исследовательской деятельности младших школьников
являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно
новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские
умения.
Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность
отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.
Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской
деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности
явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг
у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств
будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним
их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их
экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без
исследования
(творческие,
социальные,
информационные).
А
отсюда
вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в
проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими
этапами.
Цель работы научных обществ для учащихся начальных классов - создание
организационно-педагогических условий, способствующих формированию,
развитию и совершенствованию навыков исследовательской деятельности у
учащихся начальной школы.
Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы ставятся
задачи:
• выявление учащихся с повышенной учебной мотивацией, склонных к
занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и
развитие их творческих способностей;
• стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным
наукам, ознакомление с научной картиной мира;
• развитие основ исследовательского мышления;
• совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся и
повышение их уровня знаний и эрудиции;
• поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в
плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;
• общественное признание результатов исследовательской деятельности
учащихся начальных классов.
Первостепенную роль играет сам факт выявления учеников, желающих
участвовать в исследовательской работе. Стать участниками могут все
желающие: как хорошо успевающие дети, так и дети, имеющие невысокий
балл, но имеющие склонность к лучшему усвоению учебного материала того
или иного содержания. Главная наша задача т.е. задача учителя начальных
классов - не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и
научить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской
деятельности.
Мы приучаем учеников к самому слову «исследование», «исследуем».
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план
действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, и, сделав
вывод, фиксируем результаты.
Процесс формирования исследовательских умений у учащихся начальной
школы включает в себя следующие этапы:
Подготовительный: определение темы; постановка цели и задач; постановка
проблемы; определение источников информации;
Основной:
сбор
и
уточнение
информации;
самостоятельная
исследовательская деятельность; оформление работы;
Заключительный:
выступление
на
конференции;
выступление
перед
одноклассниками, родителями.
На начальном этапе развивается личностно-активное отношение к учебно-
исследовательской
деятельности,
осуществляется
формирование
представлений об основных этапах этой деятельности. Ребята приобретают
умения
и
знания
исследовательского
характера
(как
выбрать
тему
исследования,
умение
выстроить
структуру
исследования,
поиск
информации). Затем младшие школьники учатся задавать вопросы, видеть и
формулировать проблему, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать
информацию, сравнивать, классифицировать и т.д. - словом, приобретают
умение работать с информацией.
Тема исследования может формироваться и предлагаться как учителем в
рамках программы, интересов, склонностей и способностей учащихся, так и
самими учащимися, которые выбирают тему, ориентируясь на собственные
интересы. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им
интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен
лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.
Тематика исследовательских работ учащихся разнообразна. Темы работ
ребята могут выбрать как предметные, так и свободные. Например,
предметные: «Значение воздуха в жизни живых организмов», «Вода - живая
субстанция», «Как появляется радуга», «Почему идёт дождь и дует ветер?»,
«Здоровые зубы - залог здоровья», «Планеты солнечной системы».
Наиболее интересные работы на свободные темы: «Управление личными
финансами», «Что за дерево». Особенно в этот юбилейный год 75-летия
Победы над фашистской Германией, ребята старались разузнать больше о
наших земляках - героях отечественной войны.
Ребята в проекте « Нет в России семьи такой, где не был бы свой герой»,
узнают о героях Отечественной войны нашего села: Герой Советского Союза
В.С. Чекмасов, И.Р. Иванов, С.С. Родионова и т.д.
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно
исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как
сформулировать тему исследования. Проблемы, затронутые в работах детей,
и их решение, как правило, оригинальны; ценным является творчество,
интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей, может
быть
необычных,
но
обоснованных.
Исследование
работает
как
на
подтверждение
или
опровержение
собственной
гипотезы,
так
и
на
перепроверку уже существующей. Школьников волнуют самые разные
проблемы: философские проблемы смысла человеческой жизни, вопросы
естествознания и экологии, истории и культуры. Часто в своих работах дети
затрагивают глобальные и актуальные в наше время вопросы.
Например: «Туристическая тропа» - ученица 4-го класса выдвигает такую
гипотезу: «Если овладеть навыками и правильно организовать туристический
бизнес в нашем селе, то можно получить хороший доход не только для себя,
а также внести большой вклад в экономику села.. Оригинальна и актуальна
проблема, затронутая в работе ученицы 3-го класса «Управление личными
финансами».
Задачей
исследования
являлось
предоставить
знания,
необходимые в реальной жизни при использовании финансовых услуг.
Глубиной знаний темы и репрезентативностью исследования выделяется
работа ученика 2-го класса «Такие разные птицы». Как перенести открытия
природы на технические разработки человека - основной вопрос данной
работы. Актуальная тема исследования ученицы 4-го класса «На планете
Земля дефицит пресной воды: что делать?». В её работе изучена проблема
дефицита воды на планете и указаны пути решения этой проблемы (с учётом
собственного опыта).
На следующем этапе формирования исследовательских умений оптимальным
средством
развития
становится
самостоятельная
исследовательская
деятельность. На этом же этапе большое внимание уделяется формированию
умений, связанных с организационной деятельностью (постановка цели,
планирование работы и т.д.). Совместно с учителями учащиеся начальных
классов соблюдают основные этапы исследования:
Подумать самостоятельно. Что я об этом знаю? Какие мысли я могу
высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже
известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать
важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную
от других людей.
Просмотреть телематериалы. Записать то необычное, что узнал из
фильмов.
Использовать интернет. Записать то новое, что ты узнал с помощью
компьютера.
Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью
наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать
фотографии.
Провести эксперимент Записать план и результаты эксперимента.
Выполнить анализ и обобщение материала.
Сделать собственные выводы.
Работы учащихся показывают, что ребята используют различные приемы
исследований. Например:
Изучение теоретических источников. Так, тщательный исторический анализ
характерных особенностей развития отечественной и зарубежной техники
для села, осуществил ученик 3 класса в своей работе «История трактора», где
подчеркнул важность изучения трудового опыта для развития сельского
хозяйства..
Поисковый эксперимент. В нашей школе проводится и практическая
работа:
Например: практическая работа ученицы 4-го класса в работе «Да
здравствует мыло душистое!» - это процесс изготовления мыла в домашних
условиях.
В работе «Мыльные пузыри» ученица 4-го класса изготовила и апробировала
на практике рецепты мыльных пузырей, чтобы определить условия, при
которых можно получить большие и прочные мыльные пузыри.
Анкетирование.
При
написании
работы
«Жевать
или
не
жевать?»
анкетирование поможет ученице 4-го класса выяснить, насколько ученики
осведомлены о пользе и вреде жевательной резинки.
В работе «Сон» ученица 3-го класса, чтобы исследовать значение сна для
растущего
организма,
нужно
провести
опрос
школьников
путем
анкетирования
и,
проанализировав
полученные
данные,
разработать
рекомендации и предложения по практическому использованию.
Интервьюирование. Дети используют при написании таких работ, как «Моя
родословная», «Знак Зодиака. Черты характера и отношение к учёбе».
Наблюдение. Оно основное в работе «Удивительные звуки Земли. Эхо»,
«Бабочки в мире живой природы», «Жизнь медоносной пчелы».
Результатом
практической
части
исследования
работ
может
быть
видеоролик. Следующий этап формирования исследовательских умений
предполагает подготовку к защите выполненной исследовательской
работы и способствует формированию коммуникативных и речевых умений.
Младшие школьники учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения,
выступать
с
докладом
по
теме
исследования.
Приобретают
навыки
оформления работы в соответствии с требованиями.
Существуют традиционные требования к оформлению научной работы.
Научная работа должна содержать введение, основную часть, заключение,
список
использованных источников или литературы, приложение,
содержание.
Общие требования к структуре исследовательских работ:
- тема исследования;
- актуальность исследования;
- гипотеза;
- область исследования;
- предмет исследования;
- цель исследования;
- задачи исследования;
- методы исследования;
-
определение
главного
результата
исследования;
использованная
литература;
- предложения по практическому использованию результатов исследования;
- приложение.
- приложении должны быть статистические данные, оформленные в виде
таблиц, диаграмм, схем, анкет.
Очень важным этапом учебно-исследовательской работы является этап
представления результатов. Юные исследователи представляют результаты
своей работы на конференции, приобретают опыт публичного выступления.
Защита работ сопровождается презентацией. Далее ребята отвечают на
вопросы членов жюри и слушателей.
Представленные на конкурс работы оцениваются по следующим критериям:
- актуальность и практичность проектной работы;
- соответствие содержания сформулированной теме;
-оригинальность раскрытия темы;
- исследовательское мастерство; самостоятельность исследования;
- репрезентативность исследования;
- глубина владения материалом изучаемого вопроса;
- результативность исследований;
- культура речи, общения (грамотное и логическое изложение материала,
умение вести дискуссию по теме проекта);
- знание используемой литературы; творческий подход к презентации;
- оформление работы в соответствии с общими требованиями.
Защита исследовательской работы позволяет учащимся осваивать очень
важные для жизни в современном мире навыки самопрезентации, умение
представить результат своей работы.
При оценке успешности в исследовании мы понимаем, что самой значимой
оценкой для учащихся является общественное признание результативности.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Поэтому всем участникам школьной конференции, районной и конференций
в Северо- Восточном управлении вручается «Свидетельство участника» с
указанием номинации, в которой была отмечена работа. Ребята отмечаются
такими номинациями за учебно-исследовательские работы:
- «За ораторское искусство»,
- «За глубину знаний темы исследования»,
- «За тщательный исторический анализ проблемы и видение перспектив
исследования»,
- «За оригинальное оформление работы»,
- «За исследовательское мастерство»,
- «За воплощение творческого замысла»,
- «За актуальность и новизну исследования»,
- «За практическую значимость исследования»,
- «За оригинальность и ценность познавательного материала»,
- «За логику изложения материала»,
- «За историческую ценность и научную культуру выступления»
Такая системная работа по организации исследовательской деятельности
учащихся начальной школы позволяет наблюдать, как быстро меняются
наши ребята, становясь исследователями, как по-новому открываются нам
своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как уверенно и красиво
говорят на защите своих работ, как преображаются внутренне и внешне.
Отметим, что даже маленький успех в самостоятельной научной работе
вызывает у детей огромное удовлетворение и, по нашим наблюдениям,
служит сильнейшим стимулом для дальнейших исследований.
С
каждым
годом
число
участников
конференции
возрастает,
что
свидетельствует о важности и значимости этого мероприятия для учащихся,
их интересе и желании заниматься учебно-исследовательской деятельностью.
Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений у
младших школьников, дает положительные результаты. Начав развивать в
детях навыки научно-исследовательской работы уже в начальных классах,
учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они
самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на
интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет
не только легче, но увлекательнее и приятнее.
Литература
1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших
школьников. // Начальная школа. 2006. №10.
2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.
Рекомендации для учителя. Проекты / Автор-составитель В.Ф. Феоктистова.
Волгоград: Издательство «Учитель» 2010.
3.
Савенков
А.И.
Методика
исследовательского
обучения
младших
школьников.
Пособие
для
учителя.
Самара:
Издательство
«Учебная
литература», 2006.
4. (Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов.
Начальная школа. – М., 2007 г).
5.Интернет рессурс.