Автор: Мирончик Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад "Золушка"
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Пластилинография – как средство
развития творческих способностей
В
настоящее
время
социально-экономические
преобразования
в
современном обществе диктуют необходимость формирования всесторонне
развитой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно
решать различные жизненные проблемы. В рамках дошкольного учреждения
стоит важная задача: развивать творческий потенциал у подрастающего
поколения, в связи с этим воспитательно-образовательный процесс в детском
саду следует осуществлять с учетом психологических закономерностей всей
системы познавательных процессов.
На
основании
ФГОС
художественно-эстетическая
деятельность
построена на основе создания благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и
взрослыми.
Пластилинография–
один
из
видов
декоративно-
прикладного
искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Согласно Г.Н.
Давыдовой,
принцип
пластилинографии
как
нетрадиционной
техники
заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых,
полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. В пластилиновой
живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные
педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие
художественно-эстетического
и
образно-пространственного
восприятии
окружающего
мира
детьми
дошкольного
возраста.
Техника
«пластилинография» пробуждает интерес к изобразительной деятельности у
детей.
Организованная, продуманная деятельность ребёнка с использованием
техники
«пластилинографии»
помогает
ему
стать
инициативным,
последовательным,
усидчивым,
доводить
начатое
дело
до
конца,
самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых
навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения работы с пластилином,
дети и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом
деятельности, развивая свои творческие способности.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с
детьми старшего дошкольного возраста является интеграция предметных
областей знаний. Деятельность в области пластилиновой живописи позволяет
интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно
переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они
осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и
природой, развитию речи, и т. д.). Пластилинография способствует более
успешному освоению образовательной программы. У детей воспитывается
тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и
термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена
практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления
социокультурного опыта ребенка; развивается умелость рук, укрепляется
сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения
пальцев
дифференцируются.
Этому
способствует
хорошая
мышечная
нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват
мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так - же умеют
самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе,
длительности, направленности и др.
В
процессе
занятий
с
пластилином
дети
начинают
проявлять
творческие способности, значение которых для формирования здоровой и
гармонично развитой личности трудно переоценить.
Организация работы по
созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография
позволяет
решать
не
только
практические,
но
и
воспитательно-
образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности
ребёнка.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1.Принцип гуманизации. Заключается в ориентации педагога на личность
ребенка, в обеспечении условий для развития творческих способностей
детей,
проявления
уникальности
каждого
ребенка,
поддержку
его
инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
2. Принцип воспитывающего характера обучения. Процесс обучения
всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей
знаниями, но и развивает творческие способности, формирует личность в
целом.
3.Принцип
развивающего
обучения.
Определяет
целесообразность
знакомства детей с результатами творчества художников, скульпторов и др.,
после собственной творческой деятельности, организованной в зоне их
ближайшего развития. Именно сложные, но посильные для детей творческие
задания стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают
соответствующие умения. Л. С. Выготский отмечал: «Если хотите что-либо
прочно воспитать в ребенке, позаботьтесь о препятствиях». Реализуется
данный принцип через дифференцированный подход к детям с разным
уровнем развития способностей.
4. Принцип научности. Формирует у детей реальные представления,
знания об окружающем мире. Со временем они становятся основой для
формирования научных знаний.
5.
Принцип
наглядности
обучения
.
Реализация
этого
принципа
способствует
развитию
речи,
формированию
чувственно-эстетического
восприятия действительности, умения наблюдать. В нашем случае в качестве
наглядных объектов могут выступать медиапрезентации, произведения
народного
декоративного
творчества,
фотографии
репродукций
и
подлинников изделий искусства.
6. Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом,
должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню
подготовки
и развития.
Новое
содержание должно быть увязано с
имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Необходимо знать
уровень развития познавательных психических процессов. Однако доступное
обучение детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает
у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.
7.Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми в
совместной деятельности, используются детьми в жизни (в игре, труде,
занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.
Должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей
действительности.
8.Принцип активности и сознательности
.
Усвоить учебный материал
можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов
ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет
учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает
познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет
его развитие.
9. Принцип от простого к сложному.
Заключается в постепенном
развитии творческих способностей.
10.Принцип учета индивидуальных особенностей
.
Групповые формы
усвоения
материала
основаны
на
общих
психолого-педагогических
особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития
личности
ребенка,
его
индивидуальные
способности,
качества.
Индивидуализация обучения, обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
Занятия по пластилинографии можно начинать с двух — трёх лет,
обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные
умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.
Начать заниматься могут дети 2-х - 3-х лет, при этом нужно использовать
простейшие приёмы (не более двух). К 4-м - 5-ти годам можно переходить к
техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные
элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.
Возраст шесть — семь лет — переходный к младшему школьному,
происходит
внутренняя
перестройка;
семилетний
возраст
часто
бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.
Особенностями детей шести — семи лет является то, что в этом
возрасте главным остаётся наглядно - образное мышление, чувствительность
в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и
деталей.
Общие рекомендации при рисовании пластилином:
использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с
помощью горячей воды.
основой для работы лучше взять плотный материал, например картон
или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить
пластилин и снимать его излишки).
приготовить рабочее место для творчества — доску или клеёнку,
влажную салфетку.
нанесите
на
основу,
под
плёнку,
контуры
изображения
или
использовать шаблоны.
после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом —
мыть с мылом.
делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков.
Приёмы и способы пластилинографии
1.
Рисование мазками
Техника
заключается
в
размазывании
пальцем
небольших
кусочков
пластилина.
Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной
длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева,
волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).
Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными
пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой
деятельности.
2.
Рисование шариками из пластилина
Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С
помощь этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими
контуры рисунка.
3.
Расплющивание по основе скатанных шариков
Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе.
Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно
заполнить ими всю поверхность.
4.
Размазывание на большой поверхности
Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином
покрываются
большие
площади.
Можно
сочетать
различные
цвета,
смешивать их, варьировать толщину слоя.
5.
Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина
На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали
нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с
помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и
т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.
6.
Скатывание пластилиновых колбасок
Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в
колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать:
орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или
три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма —
множество.
7.
Выдавливание пластилина из шприца
Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать
их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со
срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите
пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно
выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал
немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам
необходимую форму.
Оригинально
смотрится
сочетание
различных
приёмов
—
объёмная
аппликация и фон, выполненный методом размазывания.
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие
фантазии и воображения ребёнка, его способность представлять перед
собой образы предметов, которых в действительности нет перед его
глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта
ребёнка. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают
творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и
духовно богаче.