Автор: Наталья Александровна Ряскова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ ЦРР№11
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Конспект занятия по познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Что такое лето?"
Раздел: дошкольное образование
Конспект прогулки с дошкольниками средней группы
Тема: «Что такое лето?»
Цель: Расширять и обогащать представления детей о лете;
об изменениях в природе летом;
о летних забавах детей.
Задачи:
Развивающие:
развивать обобщенные представления о лете как времени года, ее су-
щественных признаках;
развивать исследовательские умения детей;
способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, строить
суждения, обобщать, делать выводы;
способствовать развитию мыслительной активности детей;
развивать обобщенные представления о лете как времени года, ее су-
щественных признаках;
развивать коммуникативные навыки; улучшать общую моторику и
координацию движений;
развивать эмоциональную отзывчивость;
Образовательные:
закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период;
учить детей действовать в команде, поддерживать друг друга. Играть,
соблюдая правила игры;
учить детей доводить начатое дело до конца, чувствовать ответственность
за порученную работу.
Воспитательные :
воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте окружаю-
щей природы;
- воспитывать внимание, умение слушать ответы товарищей;
- воспитывать трудолюбие, желание помочь взрослому. Учить детей дово-
дить начатое дело до конца, чувствовать ответственность за порученную ра-
боту.
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное по-
знавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды деятельности: беседа, наблюдение, дидактическая игра, исследова-
тельская деятельность, трудовая деятельность, подвижные игры.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллю-
страций, беседы с детьми, разучивание стихотворений, загадок, песен о лете,
дидактические игры, подвижные игры, экспериментально-исследовательская
деятельность.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуни-
кативная, игровая, двигательная, художественно-эстетическая.
Материалы и оборудование: воздушный шар с письмом, лейки с водой, вер-
тушки, воздушные шары, мыльные пузыри, шарики, шапочка совы, бумага,
карандаши, лотки с кормом для птиц.
Ход занятия
Выйдя с детьми из здания детского сада, воспитатель обращает внимание
детей на шарик с конвертом, который прикреплен к арке, при входе на уча-
сток.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам участок залетел волшебный шарик,
а к нему привязан конверт. Посмотрим, что там?
Предполагаемые ответы детей. Да.
Воспитатель. Письмо. (Воспитатель зачитывает текст).
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собой
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю
И любите за это
Вы все меня
Я…(лето).
Воспитатель: Правильно. Скажите, пожалуйста, а какое время года у нас
сейчас?
Предполагаемые ответы детей. Лето.
Воспитатель. Правильно.
Лето — лето солнца луч,
Теплый дождик из-под туч.
Лето теплая река,
Стойкой в небе облака,
Лето, лето к нам идет.
Все ликует и поет.
- Назовите, летние месяцы?
Предполагаемые ответы детей. (Июнь, июль, август)
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю прогуляться по территории нашего
участка. Мы с вами посмотрим, какое же оно лето у нас? Что же у нас летом
происходит?
Предполагаемые ответы детей. (Летом тепло, солнышко греет, нам весело
и радостно.)
Воспитатель: Да. Летом у нас очень тепло. Наше солнышко греет землю с
каждым днем все сильнее и сильнее. Лето ждут все: и люди, и животные, и
растения, и насекомые. Летом дни длинные, а ночи короткие. А теперь по-
смотрите вокруг. Летом у нас природа окрашена в яркие цвета. Зимой у нас
на земле лежит снег, осенью много опавших разноцветных листьев. А чем же
покрыта земля летом?
Предполагаемые ответы детей. Травой.
Воспитатель. Зеленой, мягкой, пушистой травкой. Летом в жаркую погоду
можно ходить по травке босиком, и почувствовать, как она щекочет ваши
ножки.
Воспитатель: У нас летом зеленой только травка бывает?
Предполагаемые ответы детей. (Деревья, цветы, кустарники).
Воспитатель: Да. Деревья и кустарники тоже у нас покрыты зелеными ли-
сточками. Сегодня у нас есть ветерок. С помощью ветерка деревья словно
разговаривают друг с другом. Если постоять тихо и прислушаться, то можно
это услышать
.
Давайте послушаем. (Дети слушают).
Воспитатель. Мы можем не только послушать, но и посмотреть, как дует ве-
терок, а как мы можем определить есть ли ветер?
Предполагаемые ответы детей. Посмотреть на деревья, если ветки качают-
ся, то тогда есть ветер, а еще ветер дует нам в лицо, мы это ощущаем.
Воспитатель. С ветром мы можем поиграть? Как вы думаете?
Предполагаемые ответы детей. Да.
Воспитатель. А как?
Предполагаемые ответы детей. С вертушками.
(Воспитатель раздает вертушки и ребята определяют есть ли ветер, а за-
тем начинают активно двигаться, заставляя при этом вертушки вращать-
ся).
Воспитатель. Ребята как вы думаете, как мы можем определить силу ветра.
Предполагаемые ответы детей. Если вертушки сильно крутятся, ветки де-
ревьев сильно качаются.
Воспитатель. Правильно. А еще можно определить силу ветра с помощью
вот такого прибора. (Воспитатель подводит детей к стенду, на котором
размещены ленточки разной толщины. Определяют силу ветра. Сильный
ветер приводит в движение даже тяжелые, толстые шнуры веревки, при
слабом ветре они остаются в покое).
Воспитатель. Ребята, а что лето еще нам подарило – давайте посмотрим?
Предполагаемые ответы детей. Лето нам подарило и красивые цветы на
клумбе.
Воспитатель. Какие цветы вы знаете, назовите» (дети стоят вокруг клумбы
и называют цветы, уточняют их цвет).
Предполагаемые ответы детей Растения бывают разными, одни любят сол-
нышко, а еще есть растения, которые прячутся от солнышка, они называются
тенелюбивыми, посмотрите пожалуйста на них, сегодня у нас на улице жар-
ко, земля возле растений сухая. Давайте сейчас польем растения, чтобы они
были всегда красивыми и радовали нас своим цветением. Возьмите лейки, с
водой и полейте наши тенелюбивые растения
.
Воспитатель. Ребята, а что еще можно делать с водой.
Предполагаемые ответы детей. Наблюдать, купаться, играть.
Воспитатель. Все верно. (Дети стоят у стенда исследования воды, из леек
льют воду в воронки и наблюдают). Обратите внимание на свойства воды:
жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается,
из крана — холодная).
Воспитатель. Ребята, вы хотите еще поиграть с водой.
Предполагаемые ответы детей. Да.
(Ребята пускают кораблики, и определят, какие предметы тонут, какие
нет).
Воспитатель. А сейчас.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные
И очень не послушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!
(Игра детей с мыльными пузырями)
Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят
Воспитатель. А что ещё можно делать летом?
Предполагаемые ответы детей. (Кататься на велосипеде, загорать, купать-
ся, играть с мячом, прыгать со скакалкой и т.д.).
Воспитатель. А хотите поиграть с шариками.
Предполагаемые ответы детей. Да. (Игра с шариками: прокатывание через
трубу и бросание в корзину белочки).
Воспитатель.
Я большой, но пустой.
Взлетаю в небе над землёй.
И не гордый, но надутый.
Ниткой толстою опутан.
Я с детьми, всегда был дружный,
И зовусь я
Все: шарик
А сейчас ребята давайте поиграем. Но сначала нужно разделиться на две ко-
манды. И наша игра называется "Кенгуру"- вы знаете кто это?
Предполагаемые ответы детей. Да.
Воспитатель. Правильно, кенгуру носит в сумке своего детёныша. А теперь
представьте, что вы "кенгуру" только вместо детёныша, вы будете между ко-
леней зажимать шарик и прыгать до фишки, а обратно бегом, с шариком в
руках и передать следующему. ( Игра детей).
Воспитатель.
Все поля, луга в цветах.
Словно в пёстреньких платках
Очень любим мы за это
Наше солнечное — лето.
Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю нарисовать лето такое, каким вы его
себе представляете. После этого воспитатель спрашивает некоторых детей,
что они будут рисовать (Свои рисунки дети вывешивают на стенд).
Ну, а сейчас я вам предлагаю немного размяться, поиграть в игру «Совушка».
(Воспитатель произносит (неожиданно): «Ночь наступает, все замирает,
сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в
котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит
мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется,
того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра оста-
навливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После
этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает
та «сова», которая забрала себе большее число играющих.)
Воспитатель. Итак, ребята наша прогулка подходит к концу, во время наших
игр, занятий за нами наблюдали птицы и они терпеливо ждут, когда же мы
перейдем в столовую для пернатых, по времени у них обед. (Дети вместе с
воспитателем раскладывают крошки хлеба, зерна, семечки в кормушки для
птиц). Давайте отойдем подальше, чтобы не мешать птицам.
Итог занятия:
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
О каком времени года?
Как лучше всего провести лето?
Что больше всего вам нравится в этом времени года?