Автор: Краснова Зинаида Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Комсомольская СОШ №2"
Населённый пункт: Комсомольского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе.
Раздел: начальное образование
Адаптация первоклассников к школе.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и
ответственных моментов в жизни детей.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни
пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества
отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая
отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в
классе немало), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не
делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать
внимание на положительных проявлениях ребенка.
Задачи, которые я ставила перед собой на этот сложный
адаптационный период:
- сформировать дружескую обстановку в детском коллективе;
- вызвать интерес к процессу познания нового, к самому содержанию
изучаемого, стараясь не увлекаться игровыми моментами;
- ознакомить учащихся с рядом правил и норм поведения, принятых в школе
и требовать от детей неукоснительного их выполнения;
- выявить детей, с трудом адаптирующихся в школе и наметить пути
преодоления этих трудностей совместно с психологом школы и родителями.
С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку
ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная,
кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только
исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке
провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму,
чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и
математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола
должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.
В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей
деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.
В адаптационный период проводила работу и с родителями. Старалась
заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
- эмоциональной поддержке ребенка;
- организации максимальной самостоятельности действий (организация
рабочего места, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в
соблюдении режима дня, чтении).
- проработке правил для учащихся.
Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный
период.
Признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием,
охотно рассказывает о своих успехах и даже неудачах. В то же время, он
понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не игра с
друзьями.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен,
любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на
боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без
проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки,
застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может
самостоятельно сходить в туалет, столовую), при необходимости сумеет
обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились
друзья-одноклассники. Ему нравятся учителя, ведущие уроки в классе. На
вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?", он решительно
отвечает: "Нет!"
Для оценки успешности адаптации ребенка совместно с психологом
школы было проведено исследование обучающихся по проективной
методике Л.П. Пономаренко «Дерево». Методика позволяет достаточно
быстро определить особенности протекания адаптационного процесса,
выявить возможные проблемы ребенка.
У четверых учащихся не совсем сформирована позиция ученика. Они
испытывают тревожность, угнетённое состояние в школе и во
взаимодействии с одноклассниками, у одного ученика кризисное состояние.
Но у большинства учеников комфортное состояние, нормальная адаптация.
По процессу адаптации ребёнка также и с родителями проведен
опрос.
Родителям было предложено ответить на вопросы :
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
без особой охоты 1
охотно, с радостью 10
затрудняюсь ответить 2
2.Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того
времени, как он пошел в школу?
Плохой аппетит -2
Болел в сентябре-октябре -2
Засыпает с трудом – 1
Разговаривает во сне - 1
3.Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Иногда - 1
довольно часто - 11
затрудняюсь ответить - 1
4.Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
положительных и отрицательных примерно поровну -5
в основном положительные впечатления -8
5.Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
довольно часто - 1
бывает, но редко - 3
такого практически не бывает - 9
затрудняюсь ответить-0
6.Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
довольно часто 0
бывает, но редко 0
такого практически не бывает - 13
затрудняюсь ответить 0
7.Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
Да - 1
скорее да, чем нет - 4
скорее нет, чем да - 6
нет - 1
затрудняюсь ответить – 1
Проанализировав данные анкет родителей, я сделала следующее заключение:
практически все дети без особых проблем приспособились к новым
условиям.
Несколько слов о физиологической адаптации:
В период с сентября по октябрь болели: несколько раз Павловы, долго болел
Андреев Е, 7 учеников болели по 2-3 дня, остальные дети не болели.
Данный уровень адаптации можно считать достаточным.
Заключение
Проанализировав уровень усвоения учебного материала и все
методики, можно сказать – период адаптации первоклассников прошёл
практически успешно. Сопоставление показателей физиологического,
деятельностного и эмоционального компонентов позволяет квалифицировать
уровень адаптации первоклассников как:
достаточный - у 14-ти первоклассников
частичный - у 5-х первоклассников
недостаточный -у 1 первоклассника
На конец октября многие умеют читать по слогам, очень слабо читают
3-е, и не читают 2-е. Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все
решают примеры без ошибок. Потихоньку учимся списывать с печатного.
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к.
ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего
периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.