Напоминание

Адаптация первоклассников к школе.


Автор: Краснова Зинаида Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Комсомольская СОШ №2"
Населённый пункт: Комсомольского района Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптация первоклассников к школе.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и

ответственных моментов в жизни детей.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни

пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества

отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая

отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в

классе немало), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не

делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать

внимание на положительных проявлениях ребенка.

Задачи, которые я ставила перед собой на этот сложный

адаптационный период:

- сформировать дружескую обстановку в детском коллективе;

- вызвать интерес к процессу познания нового, к самому содержанию

изучаемого, стараясь не увлекаться игровыми моментами;

- ознакомить учащихся с рядом правил и норм поведения, принятых в школе

и требовать от детей неукоснительного их выполнения;

- выявить детей, с трудом адаптирующихся в школе и наметить пути

преодоления этих трудностей совместно с психологом школы и родителями.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку

ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная,

кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только

исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке

провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму,

чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и

математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола

должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей

деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

В адаптационный период проводила работу и с родителями. Старалась

заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация

рабочего места, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в

соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный

период.

Признаки успешной адаптации:

Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием,

охотно рассказывает о своих успехах и даже неудачах. В то же время, он

понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не игра с

друзьями.

Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен,

любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на

боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без

проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки,

застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может

самостоятельно сходить в туалет, столовую), при необходимости сумеет

обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились

друзья-одноклассники. Ему нравятся учителя, ведущие уроки в классе. На

вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?", он решительно

отвечает: "Нет!"

Для оценки успешности адаптации ребенка совместно с психологом

школы было проведено исследование обучающихся по проективной

методике Л.П. Пономаренко «Дерево». Методика позволяет достаточно

быстро определить особенности протекания адаптационного процесса,

выявить возможные проблемы ребенка.

У четверых учащихся не совсем сформирована позиция ученика. Они

испытывают тревожность, угнетённое состояние в школе и во

взаимодействии с одноклассниками, у одного ученика кризисное состояние.

Но у большинства учеников комфортное состояние, нормальная адаптация.

По процессу адаптации ребёнка также и с родителями проведен

опрос.

Родителям было предложено ответить на вопросы :

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

без особой охоты 1

охотно, с радостью 10

затрудняюсь ответить 2

2.Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того

времени, как он пошел в школу?

Плохой аппетит -2

Болел в сентябре-октябре -2

Засыпает с трудом – 1

Разговаривает во сне - 1

3.Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

Иногда - 1

довольно часто - 11

затрудняюсь ответить - 1

4.Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

положительных и отрицательных примерно поровну -5

в основном положительные впечатления -8

5.Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

довольно часто - 1

бывает, но редко - 3

такого практически не бывает - 9

затрудняюсь ответить-0

6.Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

довольно часто 0

бывает, но редко 0

такого практически не бывает - 13

затрудняюсь ответить 0

7.Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

Да - 1

скорее да, чем нет - 4

скорее нет, чем да - 6

нет - 1

затрудняюсь ответить – 1

Проанализировав данные анкет родителей, я сделала следующее заключение:

практически все дети без особых проблем приспособились к новым

условиям.

Несколько слов о физиологической адаптации:

В период с сентября по октябрь болели: несколько раз Павловы, долго болел

Андреев Е, 7 учеников болели по 2-3 дня, остальные дети не болели.

Данный уровень адаптации можно считать достаточным.

Заключение

Проанализировав уровень усвоения учебного материала и все

методики, можно сказать – период адаптации первоклассников прошёл

практически успешно. Сопоставление показателей физиологического,

деятельностного и эмоционального компонентов позволяет квалифицировать

уровень адаптации первоклассников как:

достаточный - у 14-ти первоклассников

частичный - у 5-х первоклассников

недостаточный -у 1 первоклассника

На конец октября многие умеют читать по слогам, очень слабо читают

3-е, и не читают 2-е. Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все

решают примеры без ошибок. Потихоньку учимся списывать с печатного.

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к.

ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего

периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.



В раздел образования