Напоминание

«Игра-ведущая деятельность дошкольников»


Автор: Зулаева Любовь Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с «Буратино»
Населённый пункт: г. Лагань Республика Калмыкия
Наименование материала: Научная статья
Тема: «Игра-ведущая деятельность дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Научная статья «Игра – ведущая деятельность дошкольников»

Автор:

Зулаева Любовь Ивановна, воспитатель МКДОУ ДС «Буратино»

г.Лагань, Республика Калмыкия

Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш

делает серьезное дело. У него есть страсть и его надо удовлетворить. Вся его

жизнь – это игра. А.С Макаренко.Чтобы детство наших детей было

счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В

детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно

удовлетворить не потому что делу время – потехе час, потому, что играя,

ребенок учится и познает жизнь.

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том

случае, если построена на содержательном общении с взрослым. Играя с

дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя.

Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью; ровный, спокойный

тон равного партнера по игре вселяет в ребенке уверенность в том, что его

понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Поэтому, надо взять

себя за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это

побуждает ребенка к новым действиям.В возрасте двух лет ребенок начинает

проявлять самостоятельность во всем, включая игры. Ему становится

интересно играть самому и с другими детьми. Ребенок переключает свое

внимание с мамы на сверстников и увлеченно подражает им. В это время

малышу нужны такие игры, которые бы развивали фантазию. Хорошо

подходят игры с картинками, в которых нужно различать цвета, формы или

размеры. Конечно же, в два года дети могут совершать только простейшие

действия, но это стремление нужно всячески поощрять, чтобы интерес к

занятию не пропал. Правильно подобранные игры будут способствовать

развитию малыша.

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: Игра имеет важное

значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет

деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он

будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит,преждевсего в игре...»

В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели

заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо

подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы

поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию

явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к

тому, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогают росту черт

личности.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит

значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в

новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные

воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей

деятельностью дошкольников.Особое место занимают игры, которые

создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно -

ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они

видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра

наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным

средством воспитания.

Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой

условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много

настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания

подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но

любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или

моряк. Но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не

боится опасности, по - настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не

копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с

личным опытом.

В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры.

Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к

выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные

мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий

момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой

другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности

поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия

и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо

оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача

воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на

таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,

способствовать установлению между детьми отношений, основанных на

дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра — это работа ребенка, а игрушки — его инструменты. Игра детям

нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому

для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и

занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он

смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать спать

любимую куклу или построить высокую башню из конструктора. В игре

комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной

дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом

и содержанием игры.

Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть

активными участниками игры. Игра - это своего рода школа, в которой

ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей,

их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения.

Ребенку также необходимо общение с другими детьми. Это помогает ему

понять, что кроме него существует еще кто-то. Он должен научиться

понимать нужды других людей, игра становится репетицией более взрослой

жизни, в которой есть свои правила сотрудничества и уважения.

Между тем, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного

ребенка, начиная с дошкольного возраста, – это телевизор или компьютер, а

любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали

мало общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое

человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает

яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее

отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и

контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Игра для ребенка - подлинная жизнь. И если взрослый организует ее

разумно, он получает возможность влиять на детей. В играх дети отражают

определенные поступки, личные особенности и взаимоотношения людей. Но

за всем этим еще не стоят реальные черты и качества личности самого

ребенка. Например, выполняя в игре роль, требующую от него проявления

доброжелательности и заботливости, в жизни этот ребенок может быть

иногда эгоистичным и грубым. Вот почему так важно педагогическое

руководство играми, обеспечивающее их максимальный эффект учета

индивидуального подхода в обучении. Играя с детьми, вы развиваете и

раскрываете способности ребенка. Особенная роль в этом отводится

развивающим играм.

Развивающая игра для ребенка – это стартовая площадка для творчества. Она

дает питание для ума. Любая последовательность заданий дополняет

факторы, которые влияют на развитие способностей.

В процессе игры каждый из членов семьи ненавязчиво и незаметно для себя

самого узнает и познает другого. Полученные таким образом знания о

ребенке или ребенком, о родителях помогут каждому найти общий язык в

самых кризисных и конфликтных ситуациях.

К тому же и самим родителям никогда не поздно окунуться в мир детских

впечатлений. Вспомнить себя самого в том возрасте: что волновало и

беспокоило, что радовало, чего хотелось.

Очень важно, если такой родитель прекрасно помнит не только свои страхи,

но и свои желания, и реакцию на них его родителей. Учитывая свои

воспоминания, вы совершенно по-другому будете оценивать своего ребенка.

Можно играть везде: по дороге домой, во время прогулки, на кухне…

Где мамы проводят много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне –

приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и

прибрать, а потом усталой, добраться до дивана и телевизора. Когда же

играть с ребенком? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе

дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть,

почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и

пространстве?

Общаться и играть с ребенком можно во время домашних хлопот на кухне. А

каков результат! Посмотрите:

- мы помогаем ребенку понять, что интересной, познавательной,

развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы;

- помогаем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и

домашних событий;

- помогаем учиться терпению;

- самым коротким и действенным путем, учим важным домашним работам

(перебрать рис, перетереть посуду и т.д.);

- даем понять, как заботимся о своей семье;

- осваиваем эффективный способ обучения и развития ребенка – обучение

естественным образом. А значит, не прогоняйте ребенка из кухни! Поиграем?

«Вкусные слова» или «Вежливые слова»Мама: « Давай вспомним вкусные

слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на

ладошку.Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные»,

«растительные слова.

«Охота на слова».Какие слова можно достать из борща? Кто больше

назовет? (картошка, укроп, свекла и т.д.). На слова можно «охотиться» из

любых блюд и на кухне вообще.

«Готовим сок».Образуем слово: «Из яблок получается сок… (яблочный), из

груш – (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты ….».

А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из ….(моркови) и

т.д.»

«Раскладываем и пересчитываем».Здесь дело понятное и тщательное:

помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет»

нужное количество приборов.

«Помощники».Как можно одним словом назвать прибор, который … варит

кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает

пыль)?

«Придумывалки».Придумайте сказку или историю про …старую кастрюлю

(бананы, кухонные часы, ложку и т.д. )

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь

экспериментировать, почувствуйте себя ребенком, и тогда даже ваш

каждодневный труд окажется забавным и увлекательным.

Литература:

1.

Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. Для работы с

детьми 2 – 7 лет. – М: Мозаика – Синтез. 2015. – 160 с

2.

Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?... ИГРАЕМ!!!

Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М:

«Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111с.

3.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. Сада /

сост.А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.

4.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.

Вопросы психологии: - 1966. - №6

5.

Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика ,1985

6.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.:

1968

7.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978



В раздел образования