Автор: Зулаева Любовь Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с «Буратино»
Населённый пункт: г. Лагань Республика Калмыкия
Наименование материала: Научная статья
Тема: «Игра-ведущая деятельность дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Научная статья «Игра – ведущая деятельность дошкольников»
Автор:
Зулаева Любовь Ивановна, воспитатель МКДОУ ДС «Буратино»
г.Лагань, Республика Калмыкия
Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш
делает серьезное дело. У него есть страсть и его надо удовлетворить. Вся его
жизнь – это игра. А.С Макаренко.Чтобы детство наших детей было
счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В
детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно
удовлетворить не потому что делу время – потехе час, потому, что играя,
ребенок учится и познает жизнь.
В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том
случае, если построена на содержательном общении с взрослым. Играя с
дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя.
Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью; ровный, спокойный
тон равного партнера по игре вселяет в ребенке уверенность в том, что его
понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Поэтому, надо взять
себя за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это
побуждает ребенка к новым действиям.В возрасте двух лет ребенок начинает
проявлять самостоятельность во всем, включая игры. Ему становится
интересно играть самому и с другими детьми. Ребенок переключает свое
внимание с мамы на сверстников и увлеченно подражает им. В это время
малышу нужны такие игры, которые бы развивали фантазию. Хорошо
подходят игры с картинками, в которых нужно различать цвета, формы или
размеры. Конечно же, в два года дети могут совершать только простейшие
действия, но это стремление нужно всячески поощрять, чтобы интерес к
занятию не пропал. Правильно подобранные игры будут способствовать
развитию малыша.
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: Игра имеет важное
значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он
будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит,преждевсего в игре...»
В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели
заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо
подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы
поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию
явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к
тому, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогают росту черт
личности.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит
значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в
новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольников.Особое место занимают игры, которые
создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно -
ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они
видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра
наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным
средством воспитания.
Игра - отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой
условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много
настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания
подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но
любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или
моряк. Но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не
боится опасности, по - настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не
копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с
личным опытом.
В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры.
Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к
выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные
мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий
момент. Поэтому игра - всегда импровизация.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой
другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности
поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия
и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо
оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача
воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на
таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,
способствовать установлению между детьми отношений, основанных на
дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра — это работа ребенка, а игрушки — его инструменты. Игра детям
нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому
для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и
занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он
смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать спать
любимую куклу или построить высокую башню из конструктора. В игре
комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной
дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом
и содержанием игры.
Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть
активными участниками игры. Игра - это своего рода школа, в которой
ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей,
их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения.
Ребенку также необходимо общение с другими детьми. Это помогает ему
понять, что кроме него существует еще кто-то. Он должен научиться
понимать нужды других людей, игра становится репетицией более взрослой
жизни, в которой есть свои правила сотрудничества и уважения.
Между тем, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного
ребенка, начиная с дошкольного возраста, – это телевизор или компьютер, а
любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали
мало общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое
человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает
яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее
отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и
контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Игра для ребенка - подлинная жизнь. И если взрослый организует ее
разумно, он получает возможность влиять на детей. В играх дети отражают
определенные поступки, личные особенности и взаимоотношения людей. Но
за всем этим еще не стоят реальные черты и качества личности самого
ребенка. Например, выполняя в игре роль, требующую от него проявления
доброжелательности и заботливости, в жизни этот ребенок может быть
иногда эгоистичным и грубым. Вот почему так важно педагогическое
руководство играми, обеспечивающее их максимальный эффект учета
индивидуального подхода в обучении. Играя с детьми, вы развиваете и
раскрываете способности ребенка. Особенная роль в этом отводится
развивающим играм.
Развивающая игра для ребенка – это стартовая площадка для творчества. Она
дает питание для ума. Любая последовательность заданий дополняет
факторы, которые влияют на развитие способностей.
В процессе игры каждый из членов семьи ненавязчиво и незаметно для себя
самого узнает и познает другого. Полученные таким образом знания о
ребенке или ребенком, о родителях помогут каждому найти общий язык в
самых кризисных и конфликтных ситуациях.
К тому же и самим родителям никогда не поздно окунуться в мир детских
впечатлений. Вспомнить себя самого в том возрасте: что волновало и
беспокоило, что радовало, чего хотелось.
Очень важно, если такой родитель прекрасно помнит не только свои страхи,
но и свои желания, и реакцию на них его родителей. Учитывая свои
воспоминания, вы совершенно по-другому будете оценивать своего ребенка.
Можно играть везде: по дороге домой, во время прогулки, на кухне…
Где мамы проводят много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне –
приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и
прибрать, а потом усталой, добраться до дивана и телевизора. Когда же
играть с ребенком? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе
дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть,
почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и
пространстве?
Общаться и играть с ребенком можно во время домашних хлопот на кухне. А
каков результат! Посмотрите:
- мы помогаем ребенку понять, что интересной, познавательной,
развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы;
- помогаем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и
домашних событий;
- помогаем учиться терпению;
- самым коротким и действенным путем, учим важным домашним работам
(перебрать рис, перетереть посуду и т.д.);
- даем понять, как заботимся о своей семье;
- осваиваем эффективный способ обучения и развития ребенка – обучение
естественным образом. А значит, не прогоняйте ребенка из кухни! Поиграем?
«Вкусные слова» или «Вежливые слова»Мама: « Давай вспомним вкусные
слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на
ладошку.Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные»,
«растительные слова.
«Охота на слова».Какие слова можно достать из борща? Кто больше
назовет? (картошка, укроп, свекла и т.д.). На слова можно «охотиться» из
любых блюд и на кухне вообще.
«Готовим сок».Образуем слово: «Из яблок получается сок… (яблочный), из
груш – (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты ….».
А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из ….(моркови) и
т.д.»
«Раскладываем и пересчитываем».Здесь дело понятное и тщательное:
помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет»
нужное количество приборов.
«Помощники».Как можно одним словом назвать прибор, который … варит
кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает
пыль)?
«Придумывалки».Придумайте сказку или историю про …старую кастрюлю
(бананы, кухонные часы, ложку и т.д. )
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь
экспериментировать, почувствуйте себя ребенком, и тогда даже ваш
каждодневный труд окажется забавным и увлекательным.
Литература:
1.
Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. Для работы с
детьми 2 – 7 лет. – М: Мозаика – Синтез. 2015. – 160 с
2.
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?... ИГРАЕМ!!!
Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М:
«Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111с.
3.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей дет. Сада /
сост.А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.
4.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.
Вопросы психологии: - 1966. - №6
5.
Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика ,1985
6.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.:
1968
7.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978