Автор: Баулина Людмила Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/САД №25
Населённый пункт: г. Выкса Нижегородская область
Наименование материала: Методика нетрадиционной работы с родителями в ДОУ.
Тема: Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В.А. Сухомлинского
Раздел: дошкольное образование
Методика нетрадиционной работы с родителями в ДОУ.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье». В.А. Сухомлинского
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на
повышение педагогической культуры родителей, на укрепление
взаимодействия детского сада и семьи.
Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на
познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-
информационные.
К познавательным формам работы можно отнести:
«Семинар-практикум» не только знакомит родителей с какими-то понятием,
но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает
применить полученную информацию на практике.
На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и
родители, логопед, психолог и другие специалисты.
Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение
проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
«Родительский клуб» - особая форма взаимодействия между участниками,
предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам
развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и
изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом
работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за
счет способностей всех участников.
Родительский клуб, как объединение родителей, воспитывающих ребенка,
может поставить перед собой, например: следующие задачи:
Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье,
способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка
личностных, творческих и социальных ресурсов.
Формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским
садом.
Содействие личностному и социальному развитию родителей,
формирование навыков социальной активности и конструктивности.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор
материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность,
ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все
это может способствовать заинтересованности родителей к
посещению клубных заседаний.
«Родительские собрания». Обычно родительские собрания проходят
традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение
организационных вопросов. Для совершенствования проведения
мероприятия можно использовать следующие новаторские формы:
«Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале
или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных
мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок –детский сад»
Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо
анализируются прошедшие и подводятся итоги.
«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап
перед собранием, где родителям дается какое-либо задание по
определенной теме.
Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов
по выбранной теме в игровой форме.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а
лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со
сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование
по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а сами к
ним приходят.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют
свои достижения в области воспитания детей. Предварительно
воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому
провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить
всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой
игрушки, умываться, одеваться. В конце собрания подводится итог.
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение
одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и
возможных путей ее решения.
Информационно-аналитические формы общения с родителями
направлены на выявление интересов, запросов родителей через
проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также
относится «Почта доверия». «Почта доверия» - это почтовый ящик,
куда родители могут положить записки со своими проблемами,
идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания,
образования ребенка.
С большим интересом родители рассматривают работы детей,
выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать
теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а
также более доверительные отношения между родителями и детьми.
К данной группе форм можно отнести проведение педагогами
дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в
группе, как «Папа, мама, я –спортивная семья». И др.
Использование досуговых форм способствует тому, благодаря
установлению позитивной эмоциональной что атмосферы родители
становятся более открытыми для общения, в дальнейшем
педагогическую информацию.
Также одной из результативных форм являются выставки совместного
творчества, посещение театра, музеев.